Принципы государственной службы.
Тема 3.1. Общие положения о государственной службе.
Понятие государственной службы, ее сущность.
Виды государственной службы.
Принципы государственной службы.
Понятие, признаки и виды государственных служащих.
Правовое положение государственных служащих.
Понятие государственной службы, ее сущность.
Государственная служба является особым видом службы, которая органически связана с государственными органами, с их деятельностью (законодательной, исполнительной, судебной, прокурорским надзором и т.д.). Каждый государственный орган наделен определенными задачами и функциями, требующими их осуществления, которые и реализуются в процессе служебной деятельности.
Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле – это выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятии, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республики Беларусь» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Назначение государственной службы состоит в решении поставленных перед ней целей и задач. Цели государственной службы сформулированы в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республики Беларусь». К ним относятся: реализация государственно-властных полномочий и (или) обеспечение выполнения функций государственных органов.
Цели государственной службы конкретизируются в задачах: проведение в жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и контроль в пределах своей компетенции решений государственных органов, обеспечение конституционного строя, обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализация принципов государственной службы и др.
Виды государственной службы.
· В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей.
· В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: военная, служба в органах внутренних дел, следственном комитете, таможенных, налоговых органах, в прокуратуре и др.
· В зависимости от места органа в системе государственных органов: в республиканских органах; в местных органах.
· В зависимости от вида органа, в котором она осуществляется:
- гражданская (правительственная, парламентская, общеадминистративная);
- правоохранительная (прокурорская, гос.безопасности);
-милитаризованная (вооруженные силы, милиция);
-специализированная (контрольно-надзорная, финансово-кредитная, служба в органах юстиции).
Принципы государственной службы.
Под принципами государственной службы понимаются требования, которые распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими. Основные принципы закреплены в Конституции Р.Б. или вытекают из нее. Виды этих принципов конкретизированы в ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республики Беларусь», а именно принцип:
· верховенства Конституции Республики Беларусь;
· служения народу Республики Беларусь;
· законности;
· приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
· гуманизма и социальной справедливости;
· единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
· гласности;
· профессионализма и компетентности государственных служащих;
· подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
· добровольности поступления граждан на государственную службу;
· равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
· стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;
· экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.