Организационно-правовые формы.
Введение.
1. Реформирование внешнеэкономической сферы - основа интегрирования
экономики в мировое хозяйство.
2. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие,
содержание и взаимосвязь.
3. Субъекты внешнеэкономической деятельности.
Становление и развитие мирового хозяйства явилось следствием использования и размещения национальных производительных сил за пределами границ отдельных государств. Неравномерность распределения природных ресурсов, населения, различия в научно-техническом потенциале, уровне образования и квалификации рабочей силы, специализации производства в различных странах вызывают необходимость и создают предпосылки для эффективного международного разделения труда, объединения производительных сил, принадлежащих отдельным странам. В процессе интернационализации хозяйственной жизни все сильнее проявляются тенденции к межгосударственным взаимодействиям не только в сфере обращения и обмена, но и непосредственно в сфере производства. Международные экономические отношения выходят за традиционные рамки внешнеторговых сделок, и хотя внешняя торговля товарами сохраняет доминирующие позиции, наиболее динамично развивается торговля услугами (транспорт, туризм, страхование, передача информации, инжиниринг и консалтинг), возрастает объем лизинговых и лицензионных сделок. Создание совместных предприятий с иностранным капиталом, инвестирование в экономики других стран становятся важным аспектом внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения трансформируются в отношения сотрудничества национальных экономик различных стран, формируется мировое экономическое хозяйство. Современный мир стремительно превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками.
В силу ряда причин бывший СССР и отдельные республики в его составе оставались долгие годы вне мирового экономического хозяйства. И хотя после второй мировой войны СССР участвовал в переговорах о создании международного валютного фонда, однако, отказался ратифицировать соглашение о его основании, так как не мог пойти на выполнение некоторых требований американской стороны. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, СССР стремился ликвидировать внешнеэкономическую изоляцию, тем не менее, принципы, на которых основывалось управление внешнеэкономическим комплексом страны, оставались неизменными вплоть до середины 80-х гг. XX в. Характерными чертами внешнеэкономической сферы оставались государственная валютная монополия и монополия внешней торговли, отделявшие внешний рынок от
внутреннего. Товары закупались на внешнем рынке по мировым ценам и реализовывались на внутреннем по национальным, а при экспорте, наоборот, закупались на внутреннем рынке по национальным ценам и продавались на внешнем по мировым. Образовавшиеся при этом убытки или прибыль регулировались государственным бюджетом. Непосредственные субъекты хозяйствования — предприятия были изолированы от международных рынков, так как внешние связи осуществлялись только специализированными внешнеэкономическими организациями, платежный оборот страны основывался на ценах, практически не связанных с ценами мирового рынка.
Рубль оставался внутренней валютой, его курс по отношению к свободно конвертируемой валюте и даже к валюте стран СЭВ не имел экономического обоснования.
Внешнеэкономическая сфера СССР, как и вся экономика страны, отличалась невысокой эффективностью.
Все это потребовало радикального реформирования условий хозяйствования, включая и внешнеэкономическую сферу, являющуюся неотъемлемой частью экономики страны.
Цель проводимых в странах с переходной экономикой в 90-х гг. XX в. экономических реформ состояла в создании реальных рыночных условий хозяйствования, охватывающих также и внешнеэкономическую сферу.
Реформирование внешнеэкономической сферы реализовывалось по следующим направлениям:
-Децентрализация управления. Право выхода на мировой рынок получили
предприятия, ставшие основным звеном внешнеэкономических связей. Центральным
государственным органам отводилась координирующая роль.
-Ликвидация валютной монополии. Предприятия получили право открывать
валютные счета и самостоятельно использовать валюту.
-Либерализация всего комплекса законодательных мер, обеспечивающих
правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (квотирование,
лицензирование, таможенное оформление и т.д.).
-Внедрение экономических методов управления (реформа планирования,
ценообразования, финансового механизма).
-Оптимизация структуры экспорта и импорта.
Таким образом, можно сказать, что суть внешнеэкономических реформ сводилась к децентрализации внешнеэкономической сферы и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий.
В настоящее время наша республика как независимое государство активно вырабатывает и осуществляет внешнеэкономическую политику, определив в качестве стратегической цели наращивание экспортного потенциала и вхождение в мировое экономическое сообщество.
Повышение роли предприятий во внешнеэкономических связях, расширение и углубление международных экономических связей — основные направления развития экономики республики, важнейшие факторы повышения эффективности производства.
Роль внешнеэкономических связей в повышении эффективности производства выражается и в том, что они создают условия для использования передового зарубежного опыта путем приобретения новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы и т.д.
Радикальное реформирование внешнеэкономического комплекса страны способствовало интегрированию ее экономики в мировое хозяйство. Изменение геополитического положения существенно повысило роль внешнеэкономического фактора, усилив зависимость национальной экономики от внешних рынков. Одним из следствий этих изменений явилась трансформация характера участия предприятия в системе внешнеэкономического комплекса страны из положения технического исполнителя до статуса реального и равноправного субъекта. Таким образом, наряду с традиционным понятием «внешнеэкономические связи» (ВЭС) появилось понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД).
«Внешнеэкономические связи»- понятие более широкое, чем «внешнеэкономическая деятельность». В этих связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научно-технические исследования и валютно-финансовые операции, это форма международного сотрудничества, осуществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производственно-техническом направлениях.
Сферой внешнеэкономических связей являются обмен товарами и услугами (внешняя торговля), производственное сотрудничество (международная специализация и кооперирование производства), научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, валютно-финансовое и иные формы сотрудничества.
Цель внешнеэкономических связей состоит в обеспечении поставок для государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений.
В отличие от ВЭС, внешнеэкономическая деятельность относится к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях».
Внешнеэкономическая деятельность — это прежде всего производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, это часть рыночной сферы, которая основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.
В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне первичных производственных звеньев (фирмы, предприятия, организации и другие субъекты хозяйствования) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, определении цены и стоимости товара, объемов, условий и сроков поставки и является частью их производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета, финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Такие принципы построения внешнеэкономической деятельности предполагают ответственность предприятия за ее результаты как в части экспортных поставок, так и импортных закупок, необходимых для совершенствования производства, его технической реконструкции, развития импортозамещающих производств.
Основными видами ВЭД являются:
-внешняя торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами
интеллектуальной деятельности);
-производственная кооперация (сотрудничество между иностранными партнерами в
различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического
разделения труда);
-инвестиционное сотрудничество (объединение финансовых и
материально-технических ресурсов иностранных партнеров, реализуемое через
совместное предпринимательство путем создания совместных производств,
образования концессий, консорциумов, акционерных компаний и т.д.);
-валютные и финансово-кредитные операции, реализуемые в финансовой,
банковской, валютной сфере, а также сопровождающие любую коммерческую
внешнеторговую сделку.
Вместе с тем, исследуя содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности, было бы ошибочным рассматривать их как две раздельно функционирующие сферы.
Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значительному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдельных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.
Участников ВЭД можно классифицировать по ряду признаков. Важнейшие из них:
-профиль внешнеэкономической деятельности;
-характер совершаемых внешнеторговых операций;
организационно-правовые формы.
Классификация по профилю внешнеэкономической деятельности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.
В этой классификационной группе можно выделить следующих субъектов ВЭД:
-субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие
выпуск и самостоятельную реализацию продукции и услуг на внешнем рынке:
предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;
консорциумы — объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;
СП и ИП — совместные и иностранные предприятия.
-субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта — обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:
специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэкономические организации на договорных условиях могут осуществлять экспортно-импортные операции по поручению непосредственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;
смешанное общество (СО) - - форма организации компании, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там отечественными хозяйственными организациями при долевом участии местных партнеров с целью формирования товаропроводящей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в большинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;
торговый дом — тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей. Торговый дом реализует комплекс сделок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей.
-субъекты, содействующие ВЭД. Профиль их деятельности - оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярмарок, рекламы, проведение экспертизы, оформлении финансово-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспортных перевозок.
В состав этой группы входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами, Торгово-промышленная палата и ее региональные отделения, транспортные, кредитные и финансовые организации, а также международные неправительственные организации.
Разнообразен состав субъектов ВЭД, классифицируемых по характеру внешнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров, и группу специализированных посредников. Предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности, независимо от ее профиля и характера совершаемых операций, имеют организационно-правовую форму, определенную Гражданским кодексом Республики Беларусь, и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятельности получение прибыли.
Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создаются. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками, не является основной целью деятельности. Формами их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.