Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС
Комплекс мероприятий включает:
* организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
* прогнозирование ЧС;
* оценку риска возникновения ЧС;
* организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;
* организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
* участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;
* планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
* создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
* экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;
* создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов, защита населения может осуществляется по основным мероприятиям (в комплексе или отдельно):
* локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;
* ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;
* рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;
* укрытие в защитных сооружениях;
* обеспечение средствами индивидуальной защиты;
* медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.
Ликвидация последствий ЧС природного и техногенного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, под непосредственным руководством соответствующего руководителя ликвидацией ЧС или лица, им уполномоченного.
При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации последствий или локализации возникшей ЧС соответствующий вышестоящему руководитель (орган исполнительной власти) может обратится к соответствующему вышестоящему руководителю ( органу исполнительной власти) с целью получения необходимой помощи и (или) принятия на себя координации или руководства работами.
Основными задачами Минздрава России являются:
* обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф Минздрава России, службы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и поддержание их в состоянии готовности;
* организация разработки научно-технических основ подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовка, усовершенствование и аттестация специалистов ВСМК;
* создание и организация работы федеральной и региональной межведомственных координационных комиссий ВСМК;
* разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;
Организация и координация работ по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) в зонах ЧС;
* координация работ по эвакуации пораженных (больных) из зон ЧС;
* обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации ЧС;
* сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данные о пораженных (больных) в зонах ЧС;
* участие в организации и осуществление оперативного контроля измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС;
* наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории РФ;
* предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;
* участие в организации и выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;
* создание резервов медицинского имущества, лекарственных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств, рациональное их размещение и поддержание в готовности;
* разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздрав России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.