РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) 3. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ. Тема 3.1. Фирма на конкурентном рынке
Тема 3.1. Фирма на конкурентном рынке
1. Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть содержание категорий: рынок совершенной конкуренции, конкурентоспособность фирмы, спрос на продукцию совершенного конкурента, максимизация прибыли, рентабельность, оптимальный объем выпуска, излишек производителя. Внести соответствующие определения в словарь-справочник.
2. Изучить источники из списка основной и дополнительной литературы. Уяснить особенности конкурентного поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции, ценообразования и равновесия (безубыточности) фирмы. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия.
3. Подготовить эссе на тему «Факторы конкурентоспособности фирмы на рынке совершенной конкуренции».
4. Провести анализ динамики средних и предельных издержек фирмы в краткосрочном и долговременном периодах, предельного дохода. Построить соответствующие графические модели. Подготовиться к решению учебных задач по осуществлению расчета излишка производителя на рынке совершенной конкуренции, анализу практических ситуаций по определению безубыточности фирмы.
II. План семинарского занятия
Форма обучения : очная
1. Рынок совершенной конкуренции и его основные характеристики.
2. Формирование спроса на продукцию совершенного конкурента. Правило максимизации прибыли
3. Предложение товаров на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долговременном периодах. Равновесие фирмы.
4. Излишек производителя.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- при составлении словаря-справочника по данной теме изучите раздел «Содержание темы», изложенный в Рабочей программе дисциплины «Микроэкономика», содержание соответствующих разделов учебной литературы, справочно-информационных и энциклопедических источников, а также материалы конспектов лекций, прослушанных в аудитории. Структурирование словаря может осуществляться по следующим критериям – алфавитному, тематическому, логическому. Целесообразно установить связь и обусловленность категорий, применимость к решению учебных задач и формированию умений выявлять и систематизировать ценовые и неценовые формы и методы конкурентной борьбы и находить решения практических задач, связанных с завоеванием конкурентных позиций фирмами на рынках совершенной конкуренции;
- подготовка к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия предполагает написание кратких конспектов ответов на соответствующие вопросы. Работа над подготовкой конспекта может реализоваться в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Используйте источники ОЛ-1, 2, ДЛ- 3, 4, 5, 7, 8. Постарайтесь раскрыть особенности разработки ценовой политики фирмы в условиях совершенной конкуренции, дать характеристику специфики формирования спроса и предложения продукции совершенного конкурента, условия равновесия (безубыточности) фирмы и возможности организации рентабельного производства;
- составление эссе является самостоятельной творческой работой. Подготовка экономического сочинения на заданную тему следует осуществлять, используя общий подход к структурированию письменных работ: титульный лист, содержание работы, список использованных источников и приложения. Необходимо отразить актуальность анализа проблемы конкурентоспособности фирмы, раскрыть факторы конкурентоспособности продукции и соответственно производителя данной продукции, учитывая характеристики рынка чистой конкуренции, сделать выводы и обобщения практической направленности. Объем эссе не должен превышать 7-8 страниц машинописного текста при установленных стандартах оформления текста. Объем использованной литературы будет достаточным при указании 3-5 источников;
- подготовка к решению учебных задач и анализу практических ситуаций в ходе проведения семинарского занятия требует самостоятельной работы по изучению ценовой политики фирмы - совершенного конкурента. Необходимо четко усвоить правила безубыточности фирм в краткосрочном и долговременном периодах; уяснить зависимость предельного дохода фирмы от реально сложившихся рыночных цен, необходимость сопоставления средних и предельных издержек. Используйте источники ОЛ-1, 2, ДЛ- 3, 4, 5, 6.
IV. Рекомендуемые источники