Роль закупочной работы в экономике
В условиях рыночной экономики закупочная работа в России коренным образом изменилась.
При административно-командной экономике существовали система централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, фондовое распределение товаров, неравенство хозяйствующих субъектов, полное отсутствие самостоятельности и предприимчивости торговых работников.
Современную эпоху свободных рыночных отношений характеризуют:
- множественность источников закупки (поставщиков);
- свобода выбора партнера по закупке товаров;
- свобода ценообразования;
- равноправие партнеров;
- конкуренция поставщиков и покупателей;
- инициатива, самостоятельность и предприимчивость коммерсанта при закупке товаров.
Рационально организованные закупки дают возможность:
- сформировать конкурентоспособный ассортимент товаров оптовых и розничных торговых предприятий для удовлетворения запросов целевых покупателей;
- осуществлять воздействие на производство товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса;
- обеспечивать прибыль торговому предприятию за счет разницы между ценами закупки и продажи.
Процесс закупки товаров
Закупка и продажа товаров, составляющие содержание коммерческих связей торговых предприятий, участвующих в поставках товаров, являютсяначальной стадией в организации доведения товаров из сферы производства в сферу потребления.
Для оптовых предприятий совершение оптовых закупок и продажи составляет основу их коммерческой деятельности. Розничные предприятия, участвующие в оптовой торговле, совершают преимущественно оптовые закупки, которые являются важнейшим условием их основной деятельности — продажи товаров населению.
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях базируетсяна принципах современного маркетинга.Коммерческие работники с помощью стратегий (политик) маркетинга получают информацию и на ее основе должны определить:
- что закупить;
- сколько закупить;
- у кого закупить;
- на каких условиях закупить.
Решения по первым двум вопросам должны приниматься во взаимодействии специалистов отдела закупки и отдела (службы) маркетинга, а при отсутствии в штате маркетологов — совместно с менеджерами (продавцами) отдела продаж, складскими работниками.
Принятие решения, у кого закупить и на каких условиях, является непосредственной обязанностью лица, занимающегося закупочной деятельностью.
Коммерсанты получают сведения:
- в каких регионах спрос на данные изделия (емкость рынка) наиболее высокий;
- где закупка продукции и ее сбыт могут принести наибольшую прибыль.
Коммерческие фирмы руководствуются результатами маркетинговых исследований и строят свою политику закупок. Они заключают долгосрочные соглашения с поставщиками тех товаров, на которые ожидается повышение спроса.
Информация маркетинговых служб позволяет коммерсантам заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, которые освоили выпуск более современных или принципиально новых товаров.
В каждом конкретном случае коммерсанты учитывают условия, в которых работает торговое предприятие, условия прогноза, информационное обеспечение и другие факторы.
Работа по оптовым закупкам товаров включает в себя комплекс взаимосвязанных коммерческих операций. Весь процесс закупочной работы состоит из предварительных, собственно закупочных и заключительных коммерческих операций.
К предварительным операциям по закупке относятся:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- определение потребности в товарах;
- выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков;
- составление заявок и заказов на поставку товаров;
- разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.
Собственно закупочные операции включают:
- заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров;
- уточнение развернутого ассортимента поставляемых товаров;
- приемку товаров и их оплату поставщикам.
Заключительные операции по закупкам включают:
- оперативный учет выполнения договоров поставки;
- оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение договоров поставки;
- контроль над ходом выполнения оптовых закупок.
Осуществление закупок товаров невозможно безизучения и прогнозирования покупательского спроса. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.
http://hr-portal.ru/article/kak-dobitsya-maksimalnoy-effektivnosti-podrazdeleniy-po-zakupkam
Проблемы, связанные с управление закупками.
Тактический потенциал управления закупками и поставками как механизма снижения затрат хорошо известен. В целом расходы на приобретение товаров и услуг составляют до 70%совокупных затрат компании, поэтому руководители прекрасно знают о том, что оптимизация закупок может обеспечить повышение прибыли. Соответственно, роль управления закупками во многом связана с идеей сокращения затрат. Это достигается, например, за счет получения скидок от внешних поставщиков или путем внедрения процедур, направленных на сокращение ненужных расходов, не предусмотренных сметой. Сегодня подобные шаги являются обязательными во многих ситуациях, касающихся управления предложением и спросом (в первом случае речь идет преимущественно о контроле цен, во втором — об определении оптимального ассортимента приобретаемых товаров и услуг). Компании, игнорирующие эти ключевые методы оптимизации закупок, обычно с трудом добиваются снижения затрат, не говоря уже о получении дополнительных преимуществ.
Многие предприятия, в целом демонстрирующие неплохие результаты в области управления закупками, не замечают серьезной проблемы, которая состоит в том, что функции их подразделений по закупкам так и не вышли за рамки трансакционной деятельности. Это во многом обусловлено дефицитом кадров. Большинство компаний систематически недооценивает роль квалифицированных кадров в управлении закупками, что негативно сказывается на показателях эффективности. Так, в одной европейской компании, ориентированной на потребителя, маркетинговый отдел и отдел закупок не могли прийти к согласию относительно новой стратегии снабжения из-за того, что специалисты по закупкам плохо представляли себе специфику маркетинговой деятельности и, следовательно, были неспособны наладить конструктивный диалог со специалистами по маркетингу. Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководители высшего звена пришли к выводу, что плодотворное взаимодействие между двумя отделами будет невозможно до тех пор, пока в компании не появятся новые специалисты по управлению закупками, способные благодаря своему опыту лучше понять потребности внутренних клиентов. И несколько таких специалистов были наняты.
Другая проблема в области закупок связана с тем, что перед соответствующими подразделениями ставятся заниженные цели, а менталитет специалистов по снабжению ограничивается трансакционной деятельностью. Рассмотрим следующий пример: в одной из компаний по производству потребительских товаров основной функцией отдела закупок традиционно являлась трансакционная заказов. В этой связи руководство компании не стремилось расширять полномочия отдела закупок (в частности, наделять его правом централизованной передачи некоторых работ на аутсорсинг), тогда как при других условиях специалисты по закупкам вполне могли получить эти полномочия. В результате решения о передаче тех или иных работ на аутсорсинг бессистемно принимались отдельными бизнес-единицами. Решить эту проблему удалось лишь в рамках масштабной реорганизации.
Существует еще одна проблема, суть которой состоит в том, что действия специалистов по закупкам могут идти вразрез с корпоративной стратегией. Как правило, эта проблема напрямую связана с двумя описанными ранее. В малоэффективных компаниях она возникает из-за того, что на ранних этапах стратегического планирования вопросы, связанные с закупками, в расчет не принимаются. С течением времени это отрицательно сказывается на положении дел во всей организации. Например, из-за неэффективной работы отдела закупок одна европейская компания более чем на два года отстала от конкурентов в области разработки новых продуктов. Во многом это было обусловлено тем, что при принятии решений ее специалисты по закупкам руководствовались исключительно ценами на те или иные товары. В результате у компании возникали разногласия с поставщиками новых технологий, что делало сотрудничество в области инноваций невозможным. В другой компании специалисты по закупкам плохо владели английским языком — в конечном итоге это привело к тому, что основным аспектом в развитии сотрудничества с поставщиками стал географический фактор, а не качество и ассортимент предлагаемых товаров. Из-за этого компания не могла оптимизировать базу поставщиков с целью снижения затрат (при том, что сокращение расходов стало одним из корпоративных стратегических приоритетов), а специалисты по снабжению практически не приобретали новых знаний и опыта в области закупок отдельных категорий товаров и, следовательно, не могли завоевать доверие у внутренних клиентов. Наконец, еще одна компания столкнулась со следующей проблемой: масштабная реструктуризация потребовала снижения затрат, и для решения этой задачи специалисты по снабжению сократили расходы на ИТ одной из бизнес-единиц. Однако результаты не оправдали надежд. Выяснилось, что из-за несогласованности приоритетов отдела закупок и целей финансового блока экономия за счет снижения затрат не повлияла на прибыль компании. В итоге бюджет бизнес-единицы на ИТ остался прежним, тогда как его необходимо было сократить для отражения полученной экономии.
Создание стоимости за рамками традиционной деятельности в сфере закупок
Некоторым компаниям все же удается избежать подобных ошибок и повысить эффективность работы своих отделов снабжения. Наиболее успешные компании расширяют полномочия этих подразделений внутри организации, тщательно согласовывая их действия с действиями внутренних клиентов, отделов по разработке продуктов и других функциональных единиц. Это делается для того, чтобы найти и проанализировать новые возможности создания стоимости.
Чтобы добиться максимальной эффективности подразделений по закупкам, ведущие компании пересматривают их роль и стремятся к тому, чтобы стоящие перед этими подразделениями задачи соответствовали общекорпоративным стратегическим приоритетам.
Вот уже более десяти лет развитием конкуренции движет глобализация. За это время руководители компаний по всему миру осознали, что грамотное управление закупками и поставками позволяет обеспечить целый ряд стратегических преимуществ. В первую очередь к ним относится значительное сокращение затрат за счет сотрудничества с поставщиками из стран с низкими издержками, а также повышение конкурентоспособности цепочки поставок, оптимизация разработки продуктов и сокращение сроков выхода новых продуктов на рынок. Вместе с тем перемены в подходе руководителей к вопросам управления закупками и снабжением зачастую не отражаются на реальных результатах. Одни компании испытывают недостаток квалифицированных кадров, который сводит на нет усилия по оптимизации; другие сталкиваются с проблемами из-за слишком низких или некорректных целевых установок или из-за расхождений между стратегией закупок и общей корпоративной стратегией.
1.3Актуальность темы в настоящее время
Закупки являются неотъемлемой частью существования торговых предприятий. Они являются не только источником дохода предприятий, но и источником затрат, поэтому необходима продуманная организация управления закупками, чтобы предотвратить упадок организации (по причине проблемы продажи закупочного товара) и получить максимальную прибыль с продаж.
Для решения задач связанных с организацией закупок необходимо применять методы, которые позволяют правильно выбрать поставщика, наладить товароснабжение, сформировать товарный ассортимент.
Рациональная организация закупочной деятельности означает приобретение товаров хорошего качества, у надежного поставщика, в нужном количестве, в нужное время, по приемлемой цене.
Актуальность темы заключается в том, что наиболее сильные конкурентные преимущества получают те компании, которые не только выделяющиеся такими качествами как цена, качество продукции или услуг, но и, которые обращают внимание на товароснабжение, и сокращению издержек за счет эффективной организации системы закупок.
В связи с ростом цен на ресурсы, включением в цепочку поставок все больше новых звеньев, быстрыми изменениями как на рынках сбыта, так и на рынках снабжения, затраты, связанные с закупками могут составлять более 50% в составе конечной себестоимости промышленных предприятий. Эти факторы повышают значимость системы управления процессами закупок.
Проведенные исследования показали, что большинство работ, посвященных анализу закупочной деятельности предприятия, делают акцент на отдельных несвязанных между собой показателях, либо излишне концентрируются на проблемах управления запасами, кроме того, не даются конкретные рекомендации по анализу, построению и совершенствованию системы управления закупками (СУЗ). Не в полной мере разработан инструментарий для оценки процессов закупки, для обоснования выбора поставщика в условиях нестабильной потребности в товарно-материальных ценностях
Необходимость комплексного подхода к совершенствованию системы управления процессами закупок ставит задачу применения новых концепций, позволяющих интегрировать методы и модели эффективного управления процессами закупок. В этой связи становится особенно актуальным применение методологии контроллинга, которая, в условиях перехода большинства промышленных предприятий к децентрализованной модели управления закупками, позволяет координировать работу разных подразделений в процессе закупки, и способствует информационной прозрачности системы управления закупками для руководства предприятия.
Таким образом, недостаточная научная проработанность и большая практическая значимость совершенствования системы управления процессами закупок определяет актуальность данной темы.