Тема 1.5. Субъекты международного частного права
Методические рекомендации
Субъектами современного международного частного права являются: государства, юридические лица, физические лица, международные организации, транснациональные корпорации. Студент должен знать особенности правового положения каждого из видов субъектов. Своеобразие правового положения иностранцев заключается в том, что они подчиняются как бы двум правопорядкам - отечественному и государства, в котором он находится. Статус юридических лиц определяется их личным законом, устанавливаемым в зависимости от использования одной из следующих доктрин - доктрины оседлости, доктрины центра эксплуатации, доктрины инкорпорации, доктрины контроля. Деятельность ТНК подчиняется национальному законодательству принимающей стороны (страна деятельности отделений ТНК); но на корпорацию может оказывать влияние и национальное законодательство страны базирования (страна расположения материнской компании). Правоотношения, в которых одной из сторон выступает государство, во многом определяются присущими последнему иммунитетами: судебным, от предварительного обеспечения иска, от принудительного исполнения решения.
Правовой статус иностранцев за пределами национального государства, различные правовые режимы их пребывания на территории конкретного государства исторически занимали и занимают значительное место в МЧП. В современных условиях проводится разграничение между иностранными гражданами и лицами без гражданства, которое в практическом плане сказывается в области как материально-правового, так и коллизионно-правового регулирования отношений с участием соответствующей категории, к которой принадлежит рассматриваемое лицо. Следует подчеркнуть, что процесс дифференциации категорий физических лиц не является застывшим, в результате чего в последние десятилетия в доктрине и практике МЧП стало возможным говорить и еще об одной разновидности физических лиц, присутствующих на территории конкретного государства, — беженцах.
Специального внимания заслуживают вопросы правоспособности и дееспособности иностранных физических лиц в международном частном праве. При характеристике основных начал МЧП, действующих в целях закрепления определенного правового ма в пользу иностранных физических лиц, т.е. установления объемов их правоспособности (национального режима, режима наи большего благоприятствования, реторсии) важно иметь в виду, что закрепление норм осуществляется в различных источниках — национально-правовых актах и международных договорах.
При анализе дееспособности, студентам рекомендуется не только охарактеризовать традиционные коллизионные принципы применяемые в данной сфере (lex nationalis и lex domicili) в национальном праве различных государств, но и привлечь нормативный материал международных договоров (Минскую 1993 г. и Кишиневскую 2002 г. конвенции стран СНГ, Кодекс Бустаманте). Особое значение имеет вопрос о соотношении закона гражданства и закона местожительства с действием еще одной привязки — lex loci actus, иными словами, коллизии между личным законом и законом совершения действия. В свою очередь проследить его разрешение целесообразно с помощью национально-правовых и международно-правовых предписаний (см., например, женевские конвенции 1930 и 1931 гг., посвященные разрешению коллизий, относящихся соответственно к векселю и чеку). Отдельное место при изучении занимают коллизионно-правовые аспекты ограничения дееспособности.
В рамках освещения правового положения иностранцев в Российской Федерации необходимо знать действующее в этой области отечественное законодательство, прежде всего Гражданский кодекс РФ (ст. 1195 и сл.), включающий в себя новеллы коллизионного регулирования, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (с изм. и доп.), а также акты, содержащие материально-правовые нормы (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.), Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 2 ноября 2004 г.) «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 2 ноября 2004 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «0 порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 jsjb 1142 (ред. от 24 апреля 2003 г.) «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (вместе с «Положением о регистрации в министерстве иностранных дел РФ организаций в целях оказания ими консульских услуг», «Положением об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию», «Положением об оказании помощи по страховым случаям гражданам РФ, находящимся на территории иностранного государства», «Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства», Постановление от 24 апреля 2003 г. № 241 «Об утверждении Положения о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу РФ», Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С», Постановление Совмина СССР от 26 апреля 1991 г. № 212 (ред. от 4 ноября 1991 г., с изм. от 13 августа 1998 г.) «Об утверждении правил пребывания иностранных граждан в СССР» и др.), а также те изменения, введенные в российское право в результате разработки и применения нового Гражданского кодекса, которые относятся к право- и дееспособности (эмансипация, патронаж), материальным условиям признания граждан безвестно отсутствующими и др.
Давая понятие иностранного юридического лица, необходимо проводить его анализ в сопоставлении с парной категорией — «национальное (отечественное) юридическое лицо». В рамках такого подхода возможно осуществление сравнения следующих понятий: «личный статут юридического лица» и «национальность юридического лица» с определением параметров их использования. При изучении в рамках темы раздела, касающегося критериев отыскания личного закона, доктринальный материал необходимо подкреплять соответствующими нормативными примерами. При этом в ходе проведения обзора закрепления в праве различных государств критериев для отыскания личного статута юридического лица к решению вопроса об используемых законодателем юридических конструкций следует подходить всесторонне, неформально. Интересным материалом в этом плане служат нормы венгерского Закона о международном частном праве 1979г. (ст. 18), акционерного законодательства ФРГ, ГК Эстонии, Закона о реформе итальянской системы международного частного права 1995 г., Закона о международном частном праве 1987 г. Швейцарии, Закона о применении законов Японии (Хорея) 1898 г. (с изм. 1989г.) и т.д., Закона о международном частном праве Грузии 1998 г. и других стран СНГ, в том числе РФ (федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г., «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. и т.д.). Кроме того, необходимо показать значение для современной практики таких понятий, как «налоговая резиденция», «оффшорные компании», «резиденты» и «нерезиденты».
Полноценное знакомство с проблемами отыскания личного статута юридического лица требует знаний регулирования, содержащегося в международных договорах, как двусторонних, так и многосторонних, причем не только тех, в которых участвует РФ. В этих целях рекомендуется обратиться к Кодексу Бустаманте, правовому материалу стран ЕС. Коллизионно-правовой аспект личного закона юридического лица нельзя в настоящее время осветить без анализа третьей части ГК РФ. В данном случае следует обратить особое внимание на определение сферы действия личного закона. Здесь также необходимо сопоставление коллизионных норм национального законодательства с положениями международных договоров, в которых, в частности, участвует Российская федерация и другие страны СНГ.
Серьезные трудности у студентов вызывает, как правило, проблематика, связанная с так называемым «международными юридическими лицами». Здесь следует прежде всего понимать, что в частноправовых отношениях, в которых участвуют даже межгосударственные организации, созданные международным договором, они действуют как субъекты не публичного, а частного права, т.е. выступают в качестве юридических лиц. Юридическое же лицо создается и может действовать только как субъект какой-либо определенной национально-правовой системы. Вне национального права вообще ни одно юридическое лицо существовать не может. В системе же международного права такие лица действуют в другой своей ипостаси — в качестве производных от государства субъектов — международных организаций как таковых. Следовательно, термин «международные» в выражении «международные юридические лица» имеет условный, не преследующий цели видового или родового обозначения характер. «Транснациональные», «мультинациональные», «многонациональные», «международные» и т.д. компании — всегда являются «своими», национальными, для какой-то из национально-правовых систем.
Особенности правового положения государства в сфере МЧП традиционно сводятся к иммунитету от иностранной юрисдикции. При изучении понятия иммунитета, его правовой природы, следует исходить из того, что иммунитет, будучи основополагающим началом МЧП, тесно связан с основополагающим началом международного права — суверенного равенства государств. Он происходит из суверенитета: равный над равным власти не имеет, в том числе и не имеет юрисдикции (par in parem поп habet imperium — Par in parem поп habet jurisdictionem). Обратить внимание на историческое развитие иммунитета и его правового регулирования как национально-правового, так и международно-правового.
В плане данной темы важное значение имеет уяснение содержания иммунитета, элементы которого складывались в процессе исторического развития: судебный иммунитет, иммунитет от предварительного обеспечения иска, иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения, иммунитет собственности государства, иммунитет от иностранного законодательства (иммунитет сделок с участием государства). При этом важно обратить внимание, что государство вправе отказаться от иммунитета в целом, либо от любого из его элементов, причем отказ, чтобы быть юридически действительным, должен отвечать определенным правилам, выработанным в практике.
Особого внимания заслуживает вопрос о видах иммунитета государства: абсолютный, функциональный, ограниченный. Студентам следует изучить содержание каждого вида иммунитета, их историческое развитие, выделить принципиальные различия между ними, изучить правовую регламентацию того или иного вида. Особенно обратить внимание на Европейскую конвенцию об иммунитете государств 1972 г., работу Комиссии международного права по юрисдикционным иммунитетам. В процессе сравнительного анализа законов США (1976 г.), Великобритании (1978 г.) и положений российского законодательства об иммунитете (статьи 124, 127, 1204 ГК РФ; ст. 23 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.; ст. 4011 ГПК РФ 2002 г.; ст. 251 АПК РФ 2002 г.) необходимо разобраться, какой вид иммунитета закреплен в праве этих государств.