Тема 4. Теория потребительского выбора
1. Потребительское поведение и предельная полезность.
2. Полезность и предпочтения потребителей
3. Кардиналистская теория полезности
4. Ординалистская теория полезности
Вопросы для обсуждения
1. Как вы поняли проблему «максимизации полезности».
2. Что такое предельная норма замещения? Каково экономическое значение карты кривых безразличия: для производителя, для потребителя.
3. Чем различаются кардиналистская и ординалистская концепции потребительского поведения.
4. Что характеризует карта кривых безразличия?
5. Может ли бюджетное ограничение иметь нелинейную форму?
6. В чем состоит ситуация потребительского равновесия в кардиналистской и ординалистской теориях?
Практические задания
1. Цена на товар Х равна 100 руб. Цена товара Y равна 500 руб.
Определить: чему равна предельная полезность товара Y, если потребитель оценивает предельную полезность товара X в 100 ютилей.
2. Функция общей полезности имеет вид: TU = 80 Q – Q2.
Определить: общую и предельную полезность при объёме потребления 8 штук.
3. Предположим, что предельная полезность ужина в кафе 50 ютилей, стоимость ужина 5 у.е., а в столовой, соответственно, – 30 ютилей, и 1,5 у.е.
Определить: в какое кафе вы пойдете будучи рациональным потребителем?
4. У Юры всего 14 рублей. На них ему нужно купить яблоки и груши. Информация о предпочтениях Юры представлена в таблице 9.
Таблица 9
Яблоки | Груши | ||||||
Q, кг | TU | MU | MU /P | Q, кг | TU | MU | MU /P |
Определить:
а) Заполнить пропуски в таблице 9 и определить количество яблок и груш, которое при заданном бюджетном ограничении обеспечит Юре максимально возможное общее удовлетворение.
б) Какова общая полезность оптимального фруктового набора.
5. При уменьшении количества товара Y на 6 единиц необходимо увеличить количество товара Х на 3 единицы, чтобы общая полезность набора не изменилась. Предельная полезность товара Х составляет 15 ютилей.
Определить: предельную полезность товара Y.
6. У потребителя 55 руб., на которые нужно купить яблоки, груши и апельсины. Предпочтения потребителя представлены в таблице 10.
Таблица 10
Q, кг | Яблоки | Апельсины | Груши | ||||||
TU | MU | MU /P | TU | MU | MU /P | TU | MU | MU /P | |
Тесты
1. Какой из перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:
а) 150, 250, 350, 450
б) 100, 150, 170, 180
в) 100, 200, 400, 700
2. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:
а) разницу между общей и предельной полезностью;
б) общую полезность;
в) среднюю полезность;
г) предельную полезность;
г) каждую из перечисленных величин.
3. Кривая безразличия — это кривая:
а) все точки которой показывают разное сочетание идентичных наборов товаров;
б) проходящая по касательной с бюджетной линией, указывая “равновесие потребителя”.
в) на которой представлены все уровни дохода потребителя.
4. Если реальный доход потребителя возрастет, линия бюджетных ограничений:
а) сместится влево;
б) сместится вправо;
в) изменится наклон бюджетной линии.
5. Потребительские предпочтения определяют:
а) положение и наклон кривой безразличия;
б) положение и наклон линии бюджетных ограничений;
в) эффект дохода и эффект взаимозамещения.
6. Закон снижающейся предельной полезности означает:
а) снижение предельной нормы замещения одного товара Другим;
б) снижение полезности каждой последующей единицы товара по мере увеличения общего объема закупок этого товара;
в) приведенные выше ответы неверны. Правильный ответ таков (напишите его).
2.Что является критерием различия ценовой и неценовой конкуренции? Какая форма конкуренции в настоящее время более распространена в странах с рыночной экономикой и в России?
3. Конкуренция и монополия.