Особенности потребительского спроса 1 страница
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусом и предпочтений. Американский экономист Х.Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональными спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.
В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены:
- социальный - связан с отношением покупателей к товару (эффект присоединения к большинству - следуя общепринятым нормам, потребитель покупает тот товар, который покупают другие; эффект сноба - желание выделиться, обычно реакция противоположная по отношению к общепринятым нормам; эффект Веблена - демонстративное, показное потребление, былоописано Торстеном Вебленом в «Теории праздного класса» (1899 г.);
- спекулятивный спрос - возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем;
- нерациональный спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.
2.3.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называют картой безразличия. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.
Зона замещения - участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Предельная норма замещения - количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
MRSxy= Δy / Δх
Или для непрерывного случая: MRSYy = dy / dx.
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение - оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.
Если I - доход потребителя, Рx - цена блага X, Ру - цена блага У, а X и
У составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
I = PXX + PYY или
Y = I/Py-(Px/Py)X
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя (рис. 7).
Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.
Кривая «доход - потребление»
Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия отодвигается от начала координат.При снижении дохода - ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точкеравновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то мы получим кривую «доход - потребление», которая обозначается английскими буквами IEP (см. рис. 8).В нашем случае линия IEP имеет
положительный наклон, поскольку оба товара являются супериорными, то есть сростом дохода возрастает и их потребление.
Бывают и другие ситуации, когда с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого сокращается. Линия IEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным, то есть с ростом дохода потребление этого товара снижается.
Изменение цены на один из товаров при фиксированном доходе ведет к изменению угла наклона бюджетной линии (поворот бюджетной линии), поскольку меняется соотношение цен на товары. Если цена на товар X последовательно снижается (повышается), то каждому значению цены этого товара соответствует своя бюджетная линия. Каждая бюджета линия касается какой-нибудь кривой безразличия. Все точки касания представляют собой линию «цена - потребление», которая обозначая английскими буквами PEP (Price Expansion Parth). На рисунке показан поворот бюджетной линии при последовательном снижении цены на товар X с Рх до Рx” , а также построена линия PEP. На отрезке от Е0 до Е1 и снижении цены с Рх до Рx” увеличение потребления товара X происходит за счет уменьшения потребления товара Y. Угол наклона на этом интервале отрицательный. При дальнейшем снижении цены потребитель становится в состоянии увеличить не только потребление товара X, но и потребление товара Y, о чем свидетельствует положительный наклон кривой PEP на отрезке правее E1. В дальнейшем, когда цена товара X становится совсем маленькой, большая часть дохода потребителя тратится на покупку товара Y. Это показано на графике в приближении линии PEP пунктирной линии, отражающей максимальное количество товара Y, которое может приобрести потребитель на свой доход.
Эффект замещения - изменение структуры потребительского спроса (соотношение средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.
Эффект дохода- это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или пи цен на товары и услуги. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром (inferior good).
Товар Гиффена- это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения,
Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемость благ. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных товаров означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях.
Вопросы для повторения
1. Объясните закон спроса с помощью эффектов дохода и замещения.
2. Объясните закон спроса, исходя из убывания предельной полезности.
3. Объясните смысл следующих утверждений:
а) «Прежде чем начался экономический рост, у людей было слишком мало товаров; после его начала стало слишком мало времени»;
б) «Неразумно тратить время на то, чтобы принять абсолютно разумное экономическое решение».
4.Какую информацию несет в себе бюджетная линия?
5.Почему совокупная полезность увеличивается в случае перехода потребителя на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат?
Резюме по теме
1.Закон спроса можно объяснить с помощью закона убывающей предельной полезности, который утверждает, что начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю уменьшающееся добавочное удовлетворение. Отсюда следует необходимость понижения цены, для того чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.
2.Полезность потребителя окажется максимизированной, если его доход будет распределен таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого продукта, приносила ему одинаковое количество добавочного удовлетворения.
3.Бюджетная линия показывает все комбинации двух продуктов, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен на продукты. Изменение цен на продукты или величине денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии.
4.Кривая безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Карта безразличия состоит из целой серии кривых безразличия; чем дальше от начала координат, тем больше величина полезности, соответствующая каждой кривой
Тема 2.4. Предприятие (фирма) как основной хозяйствующий субъект
В микроэкономическое анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике имени предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. 'В данном пособии термины «фирма» и «предприятие» рассматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.
2.4.1. Предприятие (фирма). Основные виды фирм
Основной структурной единицей рыночной экономики является фиш (предприятие). В экономической литературе эти два понятия часто отождествляются, хотя на самом деле они являются отличными друг от друга.
Предприятие- это учреждение в форме фабрики, завода, ферм шахты, магазина, которое выполняет одну или несколько специфических
функций no производству и продаже товаров и услуг. Под предприятием, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.
Фирма— это организация, состоящая из одного или нескольких предприятий и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью максимилизации прибыли. Она обладает хозяйственной самостоятельностью при принятии им решений и функционирует в определенной правовой форме.
Отрасль — это группа предприятий и фирм, производящих одинаковую подобную продукцию.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
Традиционная теорияобъясняет поведение фирмы стремлением к максимилизации прибыли.
Менеджеральная теория - цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации ростаоснована на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Теория множественности целей - упор делается на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
Исторический опыт хозяйствования породил множество видов фирм, отражающих различные формы и способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков.
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операцийразличают фирмы: промышленные, торговые, транспортные, страховые, инжиниринговые, банковские, финансово-инвестиционные, научно- исследовательские, инновационные, оказывающие различного рода услуги (связи, бытового обслуживания и т.д.) Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа - промышленные фирмы (предприятия). К их числу относят предприятия, у которых не менее 50% продаж составляет продукция собственного производства. Также велико количество фирм, занятых торговлей внутренней и внешней. Их деятельность носит, как правило, посреднический характер.
Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Развитая рыночная экономика невозможна и без многочисленных банковских, страховых, лизинговых, финансово-инвестиционных фирм, связанных с ценными бумагами, недвижимостью, арендными отношениями.
Во всех странах действует большое число научно-исследовательских, инновационных (венчурных или рисковых), информационных, консультативных, аудиторских фирм, оказывающих разного рода услуги.
С учетом отраслевой сферы деятельности различают моноотраслевые и диверсифицированные фирмы. В свою очередь, различают два типа диверсифицированных фирм. Первый тип предполагает при всем многообразие сфер деятельности сохранение достаточно выраженного профилирующего производства. Чаще всего это концерны - группы предприятий (дочерних фирм), сосредоточенных вокруг одного предприятия (материнской компании), которое держит акции этой группы. Концерны обладают значительной экономической устойчивостью и конкурентоспособностью, ибо могут быстро перевести капитал из менее перспективных в более перспективные отрасли.
Второй тип диверсифицированных фирм - конгломераты - характеризуется отсутствием доминирующего отраслевого ядра. Здесь сосредоточены различные виды хозяйственной деятельности, не имеющие между они. никаких производственных связей. Основная цель таких объединений - получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций.
По критерию территориально-национальных масштабов деятельности фирмы делятся на национальные и транснациональные корпорации (ТНК). Последние представляют собой крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности.
По размерам производства фирмы распадаются на крупные, средние и мелкие (последние относят к малому бизнесу). Критерии отнесения фирм к тому или иному разряду весьма условны и дифференцированы по страниц Так, в США к малым промышленным фирмам относят обычно такие, где занято до 500 чел., к средним - от 500 до 1000 чел.; в большинстве стран Европы средними считаются предприятия, привлекающие от 50 до 500 работников, а в Японии - от 30 до 300 человек. В России малым считается предприятие, на котором занято от 30 до 100 человек в зависимости от отрасли.
Крупные фирмы имеют преимущества перед средними и мелким предприятиями:
• они характеризуются устойчивостью, за счет больших ресурсом и доходов имеют большие возможности для маневрирования ресурсами Они способствуют повышению экономической стабильности в стране;
• крупные фирмы могут наладить и налаживают массовое произошло, что позволяет насытить рынок нужными товарами;
• крупные фирмы имеют возможность использовать новейшую дорогую технику, освоить новые отрасли, обеспечить крупномасштабное строительство, проводить крупные научно-исследовательские и опытные конструкторские работы (НИОКР), т.е. они являются проводниками научно-технического прогресса;
• масштабы производства позволяют крупным фирмам иметь значительную экономию труда, ибо она ведет к сокращению издержек производства и обращения на единицу продукции, увеличению дохода на единицу капиталовложений.
Укрупнение предприятий осуществляется на основе концентрации и централизации капитала.
Концентрация - увеличение размеров производства и капитал путем накопления, которое происходит за счет:
а) возвращения в производство нераспределенной прибыли;
б) выпуска акций;
в) заемных средств, взятых у банка.
Централизация - также увеличение размеров производства и капитала, но за счет:
а) слияния, т.е. добровольного объединения двух и более компаний;
б) поглощения (разорения) одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.
Мелкие фирмы - самые многочисленные в рыночной экономике, характеризуются гибкостью, способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос на рынке, быстрым обновлением. Мелкие предприятия выступают своего рода фундаментом рыночной экономики, не допуская появления дефицита товаров на рынке поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности, невысоким ценам, низким издержкам производства из-за отсутствия расходов по управлению, рекламе, предоставляют возможность обеспечить занятость части населения, - в этом роль малого бизнеса в развитой рыночной экономике. Условия выживания мелких предприятий в следующем:
• включение мелкой фирмы в структуру крупного предприятия чаще
оказывается менее выгодным, чем оказание ей помощи и деловое с ней сотрудничество;
• мелкие фирмы выбирают те сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они не встают на пути него и крупного бизнеса;
• мелкие фирмы обладают особой привлекательностью для человека: он
• независим, может заниматься любимым делом;
•для их создания нужен небольшой капитал и поддержка со стороны государства.
В зависимости от форм собственности на капитал различают частные и государственные предприятия (фирмы). В рамках частной (иными словами, негосударственной) собственности (так как она неоднородна) выделяют индивидуальные и коллективные формы собственности и соответственно три типа фирм:
-единоличного владения;
- партнерства - предприятия, которым на паях владеют два или более лиц;
-корпорации, или акционерные общества.
В развитой экономике количественно преобладают фирмы единоличных собственников. Однако большинство из них (81% от общего числа) -
мелкие и мельчайшие. К малому бизнесу относятся и большая часть партнерств (62%). Средние и крупные предприятия, как правило, функционируют на основе акционерной формы собственности.
Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством различных стран,
среди которых выделяются: единоличные (индивидуальные) предприятия,
товарищества (или партнерства) и общества.
Индивидуальными предпринимателями во всех правовых системах признаются физические лица, осуществляющие хозяйственные операции в тех или иных сферах деятельности и заключающие коммерческие сделки от своего имени. Индивидуальный предприниматель несет полную ответственность всем своим имуществом по делам фирмы.
Финансовые возможности индивидуального предпринимателя ограниченным. Для разрешения данной проблемы частные капиталы объединяются между собой, вследствие чего образуются различные хозяйственные товарищества (партнерства) и общества. К первым относятся полные товарищества, где предприниматели объединяют не только свой капитал, но и деятельность, причем вклады (паи) участников (физических и юридических лиц) могут быть любыми по размеру и виду (денежные и материальные ценности), все члены несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам фирмы, что означает распространение ответственности и на личное имущество участников, прибыль получают пропорционально доле участия в имуществе товарищества; товарищества на вере (коммандитные товарищества), где имеются действительные (полные) члены они несут неограниченную ответственность имуществом) и вкладчики (их ответственность в пределах вклада, поэтому о них говорят как об «ограниченных» или «спящих» партнерах). Полное товарищество не имеет статус юридического лица.
К хозяйственным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом и потому всем своим имуществом несет ответственность по обязательствам. Что же касается членов общества (ими могут быть и физические, и юридические лица), то их ответственность целиком ограничивается долей в уставном капитале. Образуется этот капитал вкладами участников (денежными или в форме материальных ценностей).
Акционерные общества (АО) представляют собой объединение капиталов для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности путем выпуска акций. В США их называют корпорациями (от лат. «союз», «объединение»). Членами общества могут быть как юридические, так и физические лица. В зависимости от способа распространения ценных бумаг различают акционерные общества открытого (их акции свободно продаются и покупаются) и закрытого типа (здесь акции распространяются между учредителями и на свободный рынок не поступают).
Преимущества АО в том, что они имеют возможность широкого привлечения дополнительного капитала, обеспечивают профессиональное управление, хозяйственная деятельность сопровождается ограниченной ответственностью акционеров. Недостатки этой формы предприятий в громоздкости управления, низкой оперативности действий, склонности к монополизации и строгому контролю за деятельностью управления. И все же акционерная форма является основной в организации крупного и крупнейшего производства и играет решающую роль в современном рыночном хозяйстве. Особой организационно-правовой формой предприятий являются кооперативы, которые представляют собой общества, объединения людей не
Непосредственно с целью получения прибыли и доходов, а для оказания помощи и содействия членам кооператива в их хозяйственной деятельности (сбытовые, кредитные, жилищные, потребительские).
Государственные предприятия выпускают товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Возникают:
- на основе государственных инвестиций;
- путем национализации предприятий. Государственные предприятия можно разделить на три группы:
- бюджетные (ведомственные);
- общественные (публичные) корпорации;
- смешанные акционерные общества.
Бюджетные предприятия не имеют ни юридической, ни хозяйственой самостоятельности, входят в систему административного управления и подчиняются соответствующим министерствам, ведомствам или местным группам управления.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой государственных предприятий являются общественные (публичные) корпорации, создаются они на основе специальных правительственных постановлений в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Публичные корпорации имеют собственный капитал, образуемый за счет государственных фондов, акционерного капитала и прибыли. В случае необходимости публичные корпорации могут быть легко преобразованы в смешанные предприятия, которые функционируют на основе различных форм собственности.
Некоммерческие организации - это различные «потребительские кооперативы», создаваемые гражданами для совместного удовлетворения тех или иных личных потребностей (например, строительство гаражей), «общественные» и «религиозные» организации, создаваемые также гражданами на основе общих интересов, всевозможные фонды, учреждаемые гражданами или юридическими лицами, на основе добровольных имущественных взносом, не имеющие членства и преследующие благотворительные цели.
2.4,2. Создание, реорганизация и ликвидация фирм
Вкратце остановимся на вопросе о создании, реорганизации и ликвидации фирмы.
При решении вопроса об открытии фирмы, необходимо:
- определить форму собственности будущего предприятия (фирмы);
- подготовить учредительные документы, в т.ч. Устав предприятия;
- зарегистрировать предприятие в местных органах власти.
Зарегистрированные предприятия могут создавать: дочерние предприятия - самостоятельные фирмы, имеющие статус юридического лица; филиалы и представительства - не имеют статуса юридического лица, но могут открывать текущие и расчетные счета.
Прекращение деятельности предприятия может носить принудительный характер (по решению суда - объявляется банкротом) или инициативный.
Банкротство - есть неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Виды процедур, применяемых к предприятию-должнику:
1) реорганизация,
2) ликвидация.
Реорганизация включает в себя, в свою очередь: (а) - внешнее управление, (б) - санацию.
(а) - направлено на продолжение деятельности предприятия, для чего назначается арбитражным судом внешний управляющий на срок не более 18
месяцев, в течение данного срока кредиторы не предъявляют требовании по
возврату долгов.
(б) - представляет собой оздоровление, предоставление финансовой помощи предприятию-должнику, например, в форме кредита. Основание: наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия. Продолжительность также не превышает 18 месяцев.
Если реорганизационные процедуры оказались неэффективными предприятие признается банкротом и наступает черед процедуры ликвидации предприятия.
(2) - если предприятие признано банкротом, то принимается решение о его принудительной ликвидации. С этой целью объявляется конкурс на продажу имущества должника, по завершении которого предприятие исключается из государственного реестра и считается ликвидированным.
Вопросы для повторения
1.Предприятие (фирма) как основная структурная единица рыночной экономики.
2.Классификация фирм по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций.
3.Классификация фирм с учетом отраслевой сферы деятельности.
4.Классификация фирм по критерию территориально-национальных масштабов деятельности.
5.Классификация фирм по размерам производства.
6.Классификация фирм в зависимости от форм собственности на капитал
7. Классификация фирм по организационно-правовым формам функционирования.
8.Порядок создания и прекращения деятельности фирмы.
Резюме по теме
1. Предприятие - это учреждение, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и продаже товаров и услуг. Под предприятием, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство. Фирма-это организация, состоящая из одного или нескольких предприятий и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью максимизации прибыли. Она обладает хозяйственной самостоятельностью при принятии решений и функционирует в определенной правовой форме.
2. По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы: промышленные, торговые, транспортные, страховые, инжиниринговые, банковские, финансово-инвестиционные, научно-исследовательские, инновационные, оказывающие различного рода услуги (связи, бытового обслуживания и т.д.).
3. С учетом отраслевой сферы деятельности различают моноотраслевые и диверсифицированные фирмы.