Аксиомы ординалистского подхода.
Аксиома о полной упорядоченности: потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы благ. Результатом сравнения может быть предпочтение одного набора благ другому или признание их равноценными.
Суть аксиомы о транзитивности выбора в следующем: если набор С предпочтительнее набора В, а набор В – набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. Данная аксиома позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения.
Аксиома о ненасыщаемости при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему.
Согласно аксиоме о рефлексивности любой из двух одинаковых наборов благ является для потребителя не хуже другого набора.
В соответствии с аксиомой о независимости удовлетворение потребителя обусловлено количеством потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.
Ординалистская функция полезности изображается на графике семейством кривых, называемых кривыми безразличия. Каждая кривая представляет собой геометрическое место наборов товаров с одинаковой полезностью для потребителя.
Кривые безразличия (для нормальных товаров) имеют отрицательный наклон. Наклон кривых безразличия положителен, если один из продуктов набора приносит потребителю отрицательную полезность, т.е. является антиблагом.
Тангенс угла наклона кривой безразличия – отрицательная величина, так как уменьшение одного блага в потребительском наборе сопровождается увеличением другого. Наклон кривой безразличия зависит от предельной нормы замещения (MRS), к-ая показывает максимальное количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне общей полезности: MRSAB=MUA/MUB=PA/PB= - ∆A/∆B.
Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это связано с уменьшением предельной нормы замещения при движении вдоль кривой безразличия.
Множеством кривых безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Кривые безразличия, которые находятся правее и выше, характеризуют наборы благ, приносящие потребителю большую суммарную полезность.
Кривые безразличия не пересекаются, поскольку один и тот же набор товаров не может характеризоваться двумя разными уровнями полезности.
3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя и её свойства.
Бюджет – наш доход, которым мы располагаем.
Кривые безразличия отражают предпочтения потребителя с т.з. его отношения к собственным запросам и потребительским свойствам имеющихся в наличии благ. Но то, что желаемо потребителю, не всегда возможно в силунедостаточности денежных средств. Речь идет о том, что на выбор потребителя оказывают воздействие и финансовые возможности – бюджетные ограничения.
Пусть субъект рынка желает приобрести два товара Xи Yсоответственно по цене PXи PY, тогда весь его доход будет распределен с.о.:I=XPX-YPY. Все наборы товаров, к-ые сможет позволить себе покупатель, будут лежать на одной кривой бюджетного ограничения. В случае, когда цены товаров неизменны, мы имеем дело с бюджетной линией, к-ая представляет собой геометрическое место всех наборов из двух товаров, стоимость которых равна доходу потребителя. Бюджетная линия характеризуется отрицательным наклоном, поскольку увеличение закупок одного товара возможно лишь путем сокращения расходов на другой товар. Наклон бюджетной линии представляет собой соотношение цен товаров, взятое с противоположным знаком (- Pх/Py). Наклон постоянен, поскольку цены фиксированы. Пространство, ограниченное бюджетной линией и осями координат, образует треугольник, площадь к-ого представляет собой варианты разных потребительских наборов и называется бюджетным множеством. Точки пересечения с осями координат = I/PX и I/PY.
На расположение бюджетной лини влияют изменения величины дохода и уровня цен.
При изменении дохода потребитель будет приобретать иное количество благ, строя их разное сочетание, но угол наклона бюджетной линии в таком случае не изменится. Каждое увеличение дохода при постоянных ценах и неизменных наборах благ будет сопровождаться сдвигом бюджетной линии вправо и вверх, а уменьшение дохода – влево и вниз.
Под воздействием изменений цены товаров бюджетная линия будет менять свое положение на графике – вращаться вокруг определенной точки на оси X или У.