Минский государственный профессионально- технический колледж торговли

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема. Основы планирования деятельности торговой организации.

Вопросы:

1. Сущность планирования в условиях перехода к рыночной экономике.

2. Виды планов и этапы планирования.

3. План развития торговой организации. Его разделы и порядок разработки.

4. Методы планирования.

5. Роль анализа в планировании.

6. Бизнес-план и его содержание.

Сущность планирования в условиях перехода к рыночной экономике

Планирование – это необходимый экономический метод регулирования деятельности торговой организации, это совокупность экономических целей организации на перспективу, разработку методов и способов на достижение этих целей и ресурсное обеспечение для выполнения этих целей.

Результат планирования – план-прогноз, в котором отражаются поставленные цели, предусматриваются меры по их выполнению и определяется наличие товарных ресурсов для осуществления плановых заданий.

В последние годы осуществлён переход от директивного планирования к индикативному (экономическому). При директивном планировании все показатели плана носили обязательный характер и подлежали неуклонному выполнению. Результатом такого вида плана является директива, которая подлежала обязательному выполнению. При индикативном планировании все показатели плана носят информационный ориентировочный характер и подлежат уточнению в ходе выполнения плановых заданий. Результатом планирования являются планы-прогнозы, т.е. мотивированная модель достижения поставленных целей. Экономические цели организаций могут быть:

· результативные – это специализация организации, торгово-производственная мощность, пропускная способность, качество продукции, качество торгового обслуживания, товароснабжение;

· количественные – это объём и структура товарооборота, сумма и уровень издержек обращения, прибыль и рентабельность организации, товарооборачиваемость;

· финансовые – это платёжеспособность и ликвидность организации, соотношение собственных и заёмных средств, создание резерва прибыли и резервного фонда, финансовая устойчивость организации.

В современных условиях планирование переместилось на уровень организаций и фирм. В зависимости от периода составления планов различают:

· долгосрочные планы (4-5 лет)

· среднесрочные планы (3 года)

· краткосрочные или текущие (годовые, квартальные, месячные, декадные, пятидневные, ежедневные).

Долгосрочное планирование присуще крупным фирмам и их объединениям, которые на основе обширной экономической информации составляют долгосрочные планы на перспективу.

Среднесрочное и краткосрочное планирование присуще небольшим организациям и фирмам и составляет необходимый элемент управления этими организациями. Текущие планы, составляемые на короткий период, позволяют организациям учесть изменения конъюнктуры рынка, принять необходимые меры и обеспечить конкурентоспособность организации в условиях рынка. Это необходимо для того, чтобы учитывать изменения цен, инфляцию, соотношение спроса и предложения и другие экономические факторы.

Индикативное планирование основано на использовании экономических методов, регулирования и прогнозных расчётов плановых показателей, которые могут уточняться в процессе выполнения плана.

Виды планов и этапы планирования

По периоду составления планов различают три вида планов:

· стратегические – предусматривают цели развития организации на перспективу, средства и пути достижения целей и необходимые ресурсы для реализации поставленных целей;

· текущие – ориентируют на решение стратегических целей развития организации и предусматривают поэтапное решение задач, которые обеспечивают выполнение этих целей;

· оперативные – составляются на квартал и месяц (предусматривают выполнение краткосрочных заданий с учётом изменений ситуаций на рынке).

Стратегическое планирование осуществляется преимущественно крупными торговыми организациями, оно требует обширной информационной базы, наличие квалифицированных специалистов и вычислительной техники.

Текущее и оперативное планирование является необходимым элементом управления малыми и средними организациями. Учёт изменяющихся ситуаций в краткосрочном периоде позволяет этим организациям выжить в конкурентной борьбе.

Основные принципы планирования:

· полнота планирования – при планировании должны быть охвачены события и ситуации, которые могут иметь значение для принятия решений;

· научность – это научное обоснование принятого варианта плана с учётом законов рынка;

· гибкость планирования – это способность реагировать на изменения ситуаций;

· непрерывность – внесение изменений в процессе составления и продления планирования на последующие периоды;

· оптимальность – это выбор из альтернатив вариантов наиболее приемлемого варианта, который обеспечит максимальную эффективность работы организации;

· комплексность – обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости между всеми элементами системы планирования;

· экономичность – достижение наиболее экономичного варианта расчётов, исходя из потребностей в использовании ресурсов.

Процесс планирования осуществляется в несколько этапов:

1. расчёт плановых показателей, обеспечивающих достижение поставленных целей;

2. планирование средств для достижения целей;

3. поиск альтернативных решений;

4. прогнозирование и оценка результатов прогнозирования

5. принятие решений на основе многовариантных расчётов

6. постановка планового задания с конкретизацией сроков выполнения;

7. контроль за выполнением плана.

План развития торговой организации. Его разделы и порядок разработки

В соответствии с законом о предприятиях в Республике Беларусь каждая организация самостоятельно разрабатывает план развития на перспективу, исходными предпосылками для составления которого являются договоры, заключаемые с поставщиками на поставку товаров, прогнозные расчёты объема спроса на товары, реализуемые данной торговой организацией, нормы, нормативы, тарифы, ставки, используемые при планировании.

План-прогноз торговых организаций включает следующие разделы:

· план розничного товарооборота включает объём и структуру товарооборота, товарные запасы и поступление товаров;

· план по труду и заработной плате включает численность и состав работников, формы и системы оплаты труда;

· план расходов на реализацию включает сумму и уровень всех расходов организации, как в целом, так и по отдельным статьям;

· план дохода от реализации показывает сумму и уровень торговой надбавки, получаемой розничными организациями при реализации сельскохозяйственной продукции и продукции промышленности;

· план прибыли включает все доходы получаемые организацией от различных видов деятельности;

· финансовый план показывает величину денежных средств, их распределение и использование организацией;

· план технического оснащения показывает затраты на приобретение нового торгово-технологического оборудования;

· план социального развития показывает средства, направляемые для создания условий труда, отдыха и быта торговых работников.

Планирование проводится в несколько этапов:

1. Анализ показателей за предыдущий период.

2. Постановка экономических целей и средств достижения этих целей.

3. Расчёты прогнозных показателей.

4. Контроль за выполнением плановых заданий.

При составлении плана используются следующие показатели:

· натуральные (кг, шт., литры);

· стоимостные (в денежном измерителе);

· количественные (объём товарооборота, величина товарных запасов);

· качественные (прибыль, издержки обращения);

· абсолютные (выраженные в стоимостном отношении);

· относительные (удельный вес, %, уровень, коэффициенты).

Методы планирования.

При планировании используются различные методы:

1. научного прогнозирования;

2. балансовый;

3. нормативный;

4. экономико-аналитический;

5. экономико-математический.

Метод научного прогнозирования широко применяется при индикативном планировании.

Прогнозирование – это научное предвиденье возможных изменений в будущем в экономических и социальных процессах.

Прогнозирование осуществляется в несколько этапов:

1. анализ ситуаций;

2. выбор информационной базы;

3. выбор метода;

4. проведение прогнозных расчётов

5. принятие решений.

Прогнозные расчёты носят ориентировочный характер и подлежат уточнению в процессе выполнения плановых заданий.

Балансовый метод позволяет обеспечить балансовую увязку между показателями, если между ними существует функциональная связь.

Балансы могут быть:

· материальные – производится увязка показателя товарооборота, товарных ресурсов и спроса на товары;

· стоимостные – устанавливается взаимосвязь между денежными доходами и расходами населения;

· трудовые – обеспечивается взаимосвязь между потребностью в кадрах для торговли и источниками покрытия это потребности за счёт выпускников торговых учреждений образования.

Нормативный метод основан на использовании в практике планирования норм, нормативов, тарифов, ставок – нормы амортизации основных фондов, тарифы на перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом, тарифы по энергоносителям, ставки процента за пользование кредитом, ставки арендной платы, ставки налога на прибыль, тарифные ставки по заработной плате. Применение норм и нормативов облегчает разработку плановых показателей и позволяет получить экономически обоснованные расчёты.

Экономико-аналитический метод основан на использовании материалов экономического анализа за предыдущий период. Он применяется в том случае, если между показателями отсутствует функциональная связь.

Алгоритм проведения расчётов:

1. Анализ показателей за предыдущий период.

2. Выводы по результатам анализа.

3. Экспертная оценка изменения показателей в будущем.

4. Проведение прогнозных расчётов и принятие решения.

Экономико-математические методы используются в планировании путём применения математических моделей. Для этой цели экономические показатели отражаются в математических уравнениях, в которые введены факторы, оказывающие решающее влияние на данные показателей. На основе ЭВМ производят многовариантные расчёты и выбирают наиболее оптимальный вариант плана. Оптимальным является тот вариант, который обеспечивает наибольший эффект при наименьших затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В практике планирования используются следующие методы:

· линейного программирования

· теория массового обслуживания

· теория игр

· уравнение простой регрессии

Роль анализа в планировании.

Необходимым условием обоснования плана является экономический анализ показателей за предплановый период. Анализ не только позволяет обосновать плановые расчёты, но и используется для контроля за выполнением планов. Цель анализа – определить степень выполнения плановых заданий, установить отклонения фактических показателей от плановых и показателей прошлого периода, рассчитать влияние факторов на эти отклонения, выяснить неиспользуемые резервы и разработать меры по их использованию. Материалами для анализа служат данные бухгалтерского и оперативного учёта, статистической отчётности, материалов ревизий, проверок. Этапы анализа:

· подбор материала для анализа;

· приведение материалов в сопоставимый вид;

· изучение подготовленного материала и анализ показателей различными методами;

· оценка полученных результатов.

При анализе используются различные методы, объединённые в две группы:

1. традиционные – методы сравнения, группировок, разниц, цепных подстановок, индексный метод и балансовый;

2. математические – графический метод, корреляционный анализ, регрессионные модели.

Бизнес-план и его содержание.

В условиях проведения приватизации, составление бизнес-плана является обязательным для каждой приватизированной организации.

Бизнес-план – это основа для определения целей организации и первоочередных задач, необходимых для решения этих целей.

Для составления бизнес плана необходима информация о спросе, предложении, ценах и ресурсном обеспечении. Бизнес – план включает следующие разделы:

· резюме

· характеристика товаров и услуг, являющихся предметом бизнеса

· оценка рынка сбыта

· маркетинг

· управление и кадры

· финансовый план

· стратегия финансирования

· оценка рисков и страхования.

Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:

· оценить возможности организации, его сильные и слабые стороны;

· дать оценку рынка сбыта и положение организации на этом рынке;

· определить ценовую тактику;

· разработать маркетинговую стратегию;

· определить размер ресурсов для достижения поставленных целей.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: «ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Планирование – это необходимый экономический метод регулирования деятельности торговой организации, это совокупность экономических целей организации на перспективу, разработку методов и способов на достижение этих целей и ресурсное обеспечение для выполнения этих целей.

Результат планирования – план-прогноз, в котором отражаются поставленные цели, предусматриваются меры по их выполнению и определяется наличие товарных ресурсов для осуществления плановых заданий.

Результативные цели организации – это специализация организации, торгово-производственная мощность, пропускная способность, качество продукции, качество торгового обслуживания, товароснабжение.

Количественные цели организации– это объём и структура товарооборота, сумма и уровень издержек обращения, прибыль и рентабельность организации, товарооборачиваемость.

Финансовые цели организации – это платёжеспособность и ликвидность организации, соотношение собственных и заёмных средств, создание резерва прибыли и резервного фонда, финансовая устойчивость организации.

Полнота планирования – при планировании должны быть охвачены события и ситуации, которые могут иметь значение для принятия решений.

Научность – это научное обоснование принятого варианта плана с учётом законов рынка.

Гибкость планирования – это способность реагировать на изменения ситуаций.

Непрерывность – внесение изменений в процессе составления и продления планирования на последующие периоды.

Оптимальность – это выбор из альтернатив вариантов наиболее приемлемого варианта, который обеспечит максимальную эффективность работы организации.

Комплексность – обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости между всеми элементами системы планирования.

Экономичность – достижение наиболее экономичного варианта расчётов, исходя из потребностей в использовании ресурсов.

Прогнозирование – это научное предвиденье возможных изменений в будущем в экономических и социальных процессах.

Балансовый метод позволяет обеспечить балансовую увязку между показателями, если между ними существует функциональная связь.

Нормативный метод основан на использовании в практике планирования норм, нормативов, тарифов, ставок – нормы амортизации основных фондов, тарифы на перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом, тарифы по энергоносителям, ставки процента за пользование кредитом, ставки арендной платы, ставки налога на прибыль, тарифные ставки по заработной плате.

Экономико-аналитический метод основан на использовании материалов экономического анализа за предыдущий период.

Экономико-математические методы используются в планировании путём применения математических моделей.

Цель анализа – определить степень выполнения плановых заданий, установить отклонения фактических показателей от плановых и показателей прошлого периода, рассчитать влияние факторов на эти отклонения, выяснить неиспользуемые резервы и разработать меры по их использованию.

Бизнес-план– это основа для определения целей организации и первоочередных задач, необходимых для решения этих целей.

Тематический контроль по теме «Основы планирования деятельности торговой организации».

Ответьте на вопросы тестового задания:

1. Планирование – это…

а) цели, способы и методы организации;

б) процесс ресурсного обеспечения;

в) процесс формирования экономических целей, способов и методов их достижения и ресурсного обеспечения;

г) формирование целей организации.

2. Бизнес-план – это…

а) бухгалтерский документ;

б) юридический документ, используемый предпринимательскими структурами;

в) основа для определения целей организации и первоочередных задач, необходимых для решения этих целей;

г) финансово-экономический документ, правовая основа организуемой организации.

3. Назовите важнейший раздел бизнес-плана:

а) финансовый план;

б) план производства;

в) рынок сбыта;

г) конкуренция.

4. Назовите методы, используемые при анализе:

а) статистические, экономические;

б) экономические, математические;

в) традиционные, экономические;

г) традиционные, математические.

5. Экономико-аналитический метод основан на…

а) использовании статистических данных;

б) использовании математических уравнений;

в) использовании материалов проверок, ревизий;

г) использовании материалов экономического анализа за предыдущий период.

6. Нормативный метод основан на…

а) использовании материалов экономического анализа за предыдущий период;

б) использовании в практике планирования норм, нормативов, тарифов, ставок;

в) использовании математических уравнений;

г)линейного программирования.

7. Прогнозирование – это…

а) прогнозные расчёты, подлежащие уточнению в процессе выполнения плановых заданий;

б) научное предвиденье возможных изменений в будущем экономических и социальных процессах;

в) анализ ситуаций;

г) принятие решений.

8. Балансы могут быть…

а) экономические, социальные, бухгалтерские;

б) материальные, бухгалтерские, трудовые;

в) материальные, стоимостные, трудовые;

г) стоимостные, экономические, бухгалтерские.

9. План розничного товарооборота включает…

а) сумму и уровень торговой надбавки, товарные запасы;

б) затраты на приобретение нового торгово-технологического оборудования;

в) все доходы организации;

г) объем и структуру товарооборота, товарные запасы и поступление товаров.

10. Экономические цели организаций могут быть…

а) результативные, количественные, финансовые;

б) финансовые, экономические, бухгалтерские;

в) финансовые, математические, бухгалтерские;

г) статистические, математические, бухгалтерские.

11. При составлении плана используются показатели…

а) контрольные, количественные, результативные;

б) натуральные, стоимостные, количественные, качественные, абсолютные, относительные;

в) контрольные, количественные, результативные, натуральные, стоимостные, количественные;

г) натуральные, стоимостные, количественные.

12. Финансовый план показывает…

а) средства, направляемые для создания условий труда;

б) сумму и уровень торговой надбавки;

в) все доходы, получаемые организацией от различных видов деятельности;

г) величину денежных средств, их распределение и использование.

Практическое занятие№2

Тема. Основы планирования деятельности торговой организации

Цели:

· закрепить теоретические знания о планировании деятельности организаций торговли;

· научить анализировать методы планирования деятельности торговой организации;

· воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.

Комплексно-методическое обеспечение:

· карточки-задания

Вариант1

1. Сформулируйте экономические цели организаций.

2. Охарактеризуйте показатели, используемые при составлении плана.

3. Раскройте сущность разделов плана-прогноза торговых организаций.

4. Проанализируйте следующие методы планирования деятельности торговой организации:

· научного прогнозирования

· экономико-аналитический

· нормативный.

5. Определите этапы анализа

Практическое занятие№2

Тема. Основы планирования деятельности торговой организации

Цели:

· закрепить теоретические знания о планировании деятельности организаций торговли;

· научить анализировать методы планирования деятельности торговой организации;

· воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.

Комплексно-методическое обеспечение:

· карточки-задания

Вариант2

1. Определите роль анализа в планировании.

2. Охарактеризуйте индикативное и директивное планирование.

3. Раскройте сущность бизнес-плана.

4. Проанализируйте следующие методы планирования деятельности торговой организации:

· экономико-аналитический

· экономико-математический

· балансовый.

5. Определите методы, используемые при анализе.

Минский государственный профессионально- технический колледж торговли

Вариант № _____

Контрольный лист теста

     
     
  Учащийся (Ф.И.О.)_______________  
  Учебная группа__________________  
  Учебная дисциплина_____________  
  Тема___________________________  
  Дата «___»__________20___г.  
     
     
     
     
     
     
     

Количество правильных ответов____________

Отметка__________________________________

Преподаватель (Ф.И.О.)____________________

Подпись__________________________________

Наши рекомендации