Минский государственный профессионально- технический колледж торговли
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема. Основы планирования деятельности торговой организации.
Вопросы:
1. Сущность планирования в условиях перехода к рыночной экономике.
2. Виды планов и этапы планирования.
3. План развития торговой организации. Его разделы и порядок разработки.
4. Методы планирования.
5. Роль анализа в планировании.
6. Бизнес-план и его содержание.
Сущность планирования в условиях перехода к рыночной экономике
Планирование – это необходимый экономический метод регулирования деятельности торговой организации, это совокупность экономических целей организации на перспективу, разработку методов и способов на достижение этих целей и ресурсное обеспечение для выполнения этих целей.
Результат планирования – план-прогноз, в котором отражаются поставленные цели, предусматриваются меры по их выполнению и определяется наличие товарных ресурсов для осуществления плановых заданий.
В последние годы осуществлён переход от директивного планирования к индикативному (экономическому). При директивном планировании все показатели плана носили обязательный характер и подлежали неуклонному выполнению. Результатом такого вида плана является директива, которая подлежала обязательному выполнению. При индикативном планировании все показатели плана носят информационный ориентировочный характер и подлежат уточнению в ходе выполнения плановых заданий. Результатом планирования являются планы-прогнозы, т.е. мотивированная модель достижения поставленных целей. Экономические цели организаций могут быть:
· результативные – это специализация организации, торгово-производственная мощность, пропускная способность, качество продукции, качество торгового обслуживания, товароснабжение;
· количественные – это объём и структура товарооборота, сумма и уровень издержек обращения, прибыль и рентабельность организации, товарооборачиваемость;
· финансовые – это платёжеспособность и ликвидность организации, соотношение собственных и заёмных средств, создание резерва прибыли и резервного фонда, финансовая устойчивость организации.
В современных условиях планирование переместилось на уровень организаций и фирм. В зависимости от периода составления планов различают:
· долгосрочные планы (4-5 лет)
· среднесрочные планы (3 года)
· краткосрочные или текущие (годовые, квартальные, месячные, декадные, пятидневные, ежедневные).
Долгосрочное планирование присуще крупным фирмам и их объединениям, которые на основе обширной экономической информации составляют долгосрочные планы на перспективу.
Среднесрочное и краткосрочное планирование присуще небольшим организациям и фирмам и составляет необходимый элемент управления этими организациями. Текущие планы, составляемые на короткий период, позволяют организациям учесть изменения конъюнктуры рынка, принять необходимые меры и обеспечить конкурентоспособность организации в условиях рынка. Это необходимо для того, чтобы учитывать изменения цен, инфляцию, соотношение спроса и предложения и другие экономические факторы.
Индикативное планирование основано на использовании экономических методов, регулирования и прогнозных расчётов плановых показателей, которые могут уточняться в процессе выполнения плана.
Виды планов и этапы планирования
По периоду составления планов различают три вида планов:
· стратегические – предусматривают цели развития организации на перспективу, средства и пути достижения целей и необходимые ресурсы для реализации поставленных целей;
· текущие – ориентируют на решение стратегических целей развития организации и предусматривают поэтапное решение задач, которые обеспечивают выполнение этих целей;
· оперативные – составляются на квартал и месяц (предусматривают выполнение краткосрочных заданий с учётом изменений ситуаций на рынке).
Стратегическое планирование осуществляется преимущественно крупными торговыми организациями, оно требует обширной информационной базы, наличие квалифицированных специалистов и вычислительной техники.
Текущее и оперативное планирование является необходимым элементом управления малыми и средними организациями. Учёт изменяющихся ситуаций в краткосрочном периоде позволяет этим организациям выжить в конкурентной борьбе.
Основные принципы планирования:
· полнота планирования – при планировании должны быть охвачены события и ситуации, которые могут иметь значение для принятия решений;
· научность – это научное обоснование принятого варианта плана с учётом законов рынка;
· гибкость планирования – это способность реагировать на изменения ситуаций;
· непрерывность – внесение изменений в процессе составления и продления планирования на последующие периоды;
· оптимальность – это выбор из альтернатив вариантов наиболее приемлемого варианта, который обеспечит максимальную эффективность работы организации;
· комплексность – обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости между всеми элементами системы планирования;
· экономичность – достижение наиболее экономичного варианта расчётов, исходя из потребностей в использовании ресурсов.
Процесс планирования осуществляется в несколько этапов:
1. расчёт плановых показателей, обеспечивающих достижение поставленных целей;
2. планирование средств для достижения целей;
3. поиск альтернативных решений;
4. прогнозирование и оценка результатов прогнозирования
5. принятие решений на основе многовариантных расчётов
6. постановка планового задания с конкретизацией сроков выполнения;
7. контроль за выполнением плана.
План развития торговой организации. Его разделы и порядок разработки
В соответствии с законом о предприятиях в Республике Беларусь каждая организация самостоятельно разрабатывает план развития на перспективу, исходными предпосылками для составления которого являются договоры, заключаемые с поставщиками на поставку товаров, прогнозные расчёты объема спроса на товары, реализуемые данной торговой организацией, нормы, нормативы, тарифы, ставки, используемые при планировании.
План-прогноз торговых организаций включает следующие разделы:
· план розничного товарооборота включает объём и структуру товарооборота, товарные запасы и поступление товаров;
· план по труду и заработной плате включает численность и состав работников, формы и системы оплаты труда;
· план расходов на реализацию включает сумму и уровень всех расходов организации, как в целом, так и по отдельным статьям;
· план дохода от реализации показывает сумму и уровень торговой надбавки, получаемой розничными организациями при реализации сельскохозяйственной продукции и продукции промышленности;
· план прибыли включает все доходы получаемые организацией от различных видов деятельности;
· финансовый план показывает величину денежных средств, их распределение и использование организацией;
· план технического оснащения показывает затраты на приобретение нового торгово-технологического оборудования;
· план социального развития показывает средства, направляемые для создания условий труда, отдыха и быта торговых работников.
Планирование проводится в несколько этапов:
1. Анализ показателей за предыдущий период.
2. Постановка экономических целей и средств достижения этих целей.
3. Расчёты прогнозных показателей.
4. Контроль за выполнением плановых заданий.
При составлении плана используются следующие показатели:
· натуральные (кг, шт., литры);
· стоимостные (в денежном измерителе);
· количественные (объём товарооборота, величина товарных запасов);
· качественные (прибыль, издержки обращения);
· абсолютные (выраженные в стоимостном отношении);
· относительные (удельный вес, %, уровень, коэффициенты).
Методы планирования.
При планировании используются различные методы:
1. научного прогнозирования;
2. балансовый;
3. нормативный;
4. экономико-аналитический;
5. экономико-математический.
Метод научного прогнозирования широко применяется при индикативном планировании.
Прогнозирование – это научное предвиденье возможных изменений в будущем в экономических и социальных процессах.
Прогнозирование осуществляется в несколько этапов:
1. анализ ситуаций;
2. выбор информационной базы;
3. выбор метода;
4. проведение прогнозных расчётов
5. принятие решений.
Прогнозные расчёты носят ориентировочный характер и подлежат уточнению в процессе выполнения плановых заданий.
Балансовый метод позволяет обеспечить балансовую увязку между показателями, если между ними существует функциональная связь.
Балансы могут быть:
· материальные – производится увязка показателя товарооборота, товарных ресурсов и спроса на товары;
· стоимостные – устанавливается взаимосвязь между денежными доходами и расходами населения;
· трудовые – обеспечивается взаимосвязь между потребностью в кадрах для торговли и источниками покрытия это потребности за счёт выпускников торговых учреждений образования.
Нормативный метод основан на использовании в практике планирования норм, нормативов, тарифов, ставок – нормы амортизации основных фондов, тарифы на перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом, тарифы по энергоносителям, ставки процента за пользование кредитом, ставки арендной платы, ставки налога на прибыль, тарифные ставки по заработной плате. Применение норм и нормативов облегчает разработку плановых показателей и позволяет получить экономически обоснованные расчёты.
Экономико-аналитический метод основан на использовании материалов экономического анализа за предыдущий период. Он применяется в том случае, если между показателями отсутствует функциональная связь.
Алгоритм проведения расчётов:
1. Анализ показателей за предыдущий период.
2. Выводы по результатам анализа.
3. Экспертная оценка изменения показателей в будущем.
4. Проведение прогнозных расчётов и принятие решения.
Экономико-математические методы используются в планировании путём применения математических моделей. Для этой цели экономические показатели отражаются в математических уравнениях, в которые введены факторы, оказывающие решающее влияние на данные показателей. На основе ЭВМ производят многовариантные расчёты и выбирают наиболее оптимальный вариант плана. Оптимальным является тот вариант, который обеспечивает наибольший эффект при наименьших затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В практике планирования используются следующие методы:
· линейного программирования
· теория массового обслуживания
· теория игр
· уравнение простой регрессии
Роль анализа в планировании.
Необходимым условием обоснования плана является экономический анализ показателей за предплановый период. Анализ не только позволяет обосновать плановые расчёты, но и используется для контроля за выполнением планов. Цель анализа – определить степень выполнения плановых заданий, установить отклонения фактических показателей от плановых и показателей прошлого периода, рассчитать влияние факторов на эти отклонения, выяснить неиспользуемые резервы и разработать меры по их использованию. Материалами для анализа служат данные бухгалтерского и оперативного учёта, статистической отчётности, материалов ревизий, проверок. Этапы анализа:
· подбор материала для анализа;
· приведение материалов в сопоставимый вид;
· изучение подготовленного материала и анализ показателей различными методами;
· оценка полученных результатов.
При анализе используются различные методы, объединённые в две группы:
1. традиционные – методы сравнения, группировок, разниц, цепных подстановок, индексный метод и балансовый;
2. математические – графический метод, корреляционный анализ, регрессионные модели.
Бизнес-план и его содержание.
В условиях проведения приватизации, составление бизнес-плана является обязательным для каждой приватизированной организации.
Бизнес-план – это основа для определения целей организации и первоочередных задач, необходимых для решения этих целей.
Для составления бизнес плана необходима информация о спросе, предложении, ценах и ресурсном обеспечении. Бизнес – план включает следующие разделы:
· резюме
· характеристика товаров и услуг, являющихся предметом бизнеса
· оценка рынка сбыта
· маркетинг
· управление и кадры
· финансовый план
· стратегия финансирования
· оценка рисков и страхования.
Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:
· оценить возможности организации, его сильные и слабые стороны;
· дать оценку рынка сбыта и положение организации на этом рынке;
· определить ценовую тактику;
· разработать маркетинговую стратегию;
· определить размер ресурсов для достижения поставленных целей.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: «ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Планирование – это необходимый экономический метод регулирования деятельности торговой организации, это совокупность экономических целей организации на перспективу, разработку методов и способов на достижение этих целей и ресурсное обеспечение для выполнения этих целей.
Результат планирования – план-прогноз, в котором отражаются поставленные цели, предусматриваются меры по их выполнению и определяется наличие товарных ресурсов для осуществления плановых заданий.
Результативные цели организации – это специализация организации, торгово-производственная мощность, пропускная способность, качество продукции, качество торгового обслуживания, товароснабжение.
Количественные цели организации– это объём и структура товарооборота, сумма и уровень издержек обращения, прибыль и рентабельность организации, товарооборачиваемость.
Финансовые цели организации – это платёжеспособность и ликвидность организации, соотношение собственных и заёмных средств, создание резерва прибыли и резервного фонда, финансовая устойчивость организации.
Полнота планирования – при планировании должны быть охвачены события и ситуации, которые могут иметь значение для принятия решений.
Научность – это научное обоснование принятого варианта плана с учётом законов рынка.
Гибкость планирования – это способность реагировать на изменения ситуаций.
Непрерывность – внесение изменений в процессе составления и продления планирования на последующие периоды.
Оптимальность – это выбор из альтернатив вариантов наиболее приемлемого варианта, который обеспечит максимальную эффективность работы организации.
Комплексность – обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости между всеми элементами системы планирования.
Экономичность – достижение наиболее экономичного варианта расчётов, исходя из потребностей в использовании ресурсов.
Прогнозирование – это научное предвиденье возможных изменений в будущем в экономических и социальных процессах.
Балансовый метод позволяет обеспечить балансовую увязку между показателями, если между ними существует функциональная связь.
Нормативный метод основан на использовании в практике планирования норм, нормативов, тарифов, ставок – нормы амортизации основных фондов, тарифы на перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом, тарифы по энергоносителям, ставки процента за пользование кредитом, ставки арендной платы, ставки налога на прибыль, тарифные ставки по заработной плате.
Экономико-аналитический метод основан на использовании материалов экономического анализа за предыдущий период.
Экономико-математические методы используются в планировании путём применения математических моделей.
Цель анализа – определить степень выполнения плановых заданий, установить отклонения фактических показателей от плановых и показателей прошлого периода, рассчитать влияние факторов на эти отклонения, выяснить неиспользуемые резервы и разработать меры по их использованию.
Бизнес-план– это основа для определения целей организации и первоочередных задач, необходимых для решения этих целей.
Тематический контроль по теме «Основы планирования деятельности торговой организации».
Ответьте на вопросы тестового задания:
1. Планирование – это…
а) цели, способы и методы организации;
б) процесс ресурсного обеспечения;
в) процесс формирования экономических целей, способов и методов их достижения и ресурсного обеспечения;
г) формирование целей организации.
2. Бизнес-план – это…
а) бухгалтерский документ;
б) юридический документ, используемый предпринимательскими структурами;
в) основа для определения целей организации и первоочередных задач, необходимых для решения этих целей;
г) финансово-экономический документ, правовая основа организуемой организации.
3. Назовите важнейший раздел бизнес-плана:
а) финансовый план;
б) план производства;
в) рынок сбыта;
г) конкуренция.
4. Назовите методы, используемые при анализе:
а) статистические, экономические;
б) экономические, математические;
в) традиционные, экономические;
г) традиционные, математические.
5. Экономико-аналитический метод основан на…
а) использовании статистических данных;
б) использовании математических уравнений;
в) использовании материалов проверок, ревизий;
г) использовании материалов экономического анализа за предыдущий период.
6. Нормативный метод основан на…
а) использовании материалов экономического анализа за предыдущий период;
б) использовании в практике планирования норм, нормативов, тарифов, ставок;
в) использовании математических уравнений;
г)линейного программирования.
7. Прогнозирование – это…
а) прогнозные расчёты, подлежащие уточнению в процессе выполнения плановых заданий;
б) научное предвиденье возможных изменений в будущем экономических и социальных процессах;
в) анализ ситуаций;
г) принятие решений.
8. Балансы могут быть…
а) экономические, социальные, бухгалтерские;
б) материальные, бухгалтерские, трудовые;
в) материальные, стоимостные, трудовые;
г) стоимостные, экономические, бухгалтерские.
9. План розничного товарооборота включает…
а) сумму и уровень торговой надбавки, товарные запасы;
б) затраты на приобретение нового торгово-технологического оборудования;
в) все доходы организации;
г) объем и структуру товарооборота, товарные запасы и поступление товаров.
10. Экономические цели организаций могут быть…
а) результативные, количественные, финансовые;
б) финансовые, экономические, бухгалтерские;
в) финансовые, математические, бухгалтерские;
г) статистические, математические, бухгалтерские.
11. При составлении плана используются показатели…
а) контрольные, количественные, результативные;
б) натуральные, стоимостные, количественные, качественные, абсолютные, относительные;
в) контрольные, количественные, результативные, натуральные, стоимостные, количественные;
г) натуральные, стоимостные, количественные.
12. Финансовый план показывает…
а) средства, направляемые для создания условий труда;
б) сумму и уровень торговой надбавки;
в) все доходы, получаемые организацией от различных видов деятельности;
г) величину денежных средств, их распределение и использование.
Практическое занятие№2
Тема. Основы планирования деятельности торговой организации
Цели:
· закрепить теоретические знания о планировании деятельности организаций торговли;
· научить анализировать методы планирования деятельности торговой организации;
· воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.
Комплексно-методическое обеспечение:
· карточки-задания
Вариант1
1. Сформулируйте экономические цели организаций.
2. Охарактеризуйте показатели, используемые при составлении плана.
3. Раскройте сущность разделов плана-прогноза торговых организаций.
4. Проанализируйте следующие методы планирования деятельности торговой организации:
· научного прогнозирования
· экономико-аналитический
· нормативный.
5. Определите этапы анализа
Практическое занятие№2
Тема. Основы планирования деятельности торговой организации
Цели:
· закрепить теоретические знания о планировании деятельности организаций торговли;
· научить анализировать методы планирования деятельности торговой организации;
· воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.
Комплексно-методическое обеспечение:
· карточки-задания
Вариант2
1. Определите роль анализа в планировании.
2. Охарактеризуйте индикативное и директивное планирование.
3. Раскройте сущность бизнес-плана.
4. Проанализируйте следующие методы планирования деятельности торговой организации:
· экономико-аналитический
· экономико-математический
· балансовый.
5. Определите методы, используемые при анализе.
Минский государственный профессионально- технический колледж торговли
Вариант № _____
Контрольный лист теста
Учащийся (Ф.И.О.)_______________ | ||||
Учебная группа__________________ | ||||
Учебная дисциплина_____________ | ||||
Тема___________________________ | ||||
Дата «___»__________20___г. | ||||
Количество правильных ответов____________
Отметка__________________________________
Преподаватель (Ф.И.О.)____________________
Подпись__________________________________