Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Что понимается под экономическим механизмом функционирования предприятия?
2. Решению каких задач должен способствовать экономический механизм функционирования предприятия?
3. Что понимается под внешней средой деятельности предприятия? Как факторы внешней среды могут повлиять на деятельность предприятия?
4. В чем проявляется рыночное регулирование деятельности предприятий?
5. Каковы задачи и методы государственного регулирования деятельности предприятий?
6. Каковы основные элементы внутреннего механизма управления деятельностью предприятия?
7. В чем состоят особенности механизма функционирования организаций потребительской кооперации?
8. В чем состоит сущность планирования деятельности предприятия?
9. Какие преимущества дает предприятию планирование?
10. Каковы основные принципы планирования деятельности предприятия?
11. В чем состоит различие между целевым и ресурсным подходом к планированию деятельности организации?
12. Какие существуют виды планов?
13. Какое значение имеет стратегическое планирование?
14. Каковы основные этапы разработки стратегии развития предприятия?
15. Что понимается под миссией предприятия?
16. Какие виды стратегических целей могут быть выдвинуты предприятием, и какие основные целевые показатели может содержать стратегический план?
17. Какова цель анализа внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия в рамках процедур стратегического планирования?
18. Какие существуют виды общих экономических стратегий, в каких условиях они применяются?
19. Что понимается под конкурентной стратегией? Чем обусловлен выбор вида конкурентной стратегии на предприятии?
20. Какова цель разработки функциональных стратегий?
21. Что включают в себя процедуры реализации стратегии развития предприятия?
22. Каково значение инноваций в обосновании стратегии развития предприятия?
23. Какие показатели характеризуют инновационный потенциал предприятия и как они учитываются при разработке стратегии развития?
24. Что представляет собой инвестиционная политика предприятия, с учетом каких факторов она формируется?
Тесты
Инструкция: выберите правильные варианты ответов (один или несколько).
1. Экономический механизм функционирования предприятия представляет собой:
1) совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предприятия;
2) рыночный механизм воздействия на деятельность предприятий;
3) совокупность организационно-правовых и экономических форм и методов, на основе которых осуществляется воздействие на развитие предприятия;
4) совокупность управленческих решений по достижению целей развития предприятия.
2. Основными составляющими экономического механизма функционирования предприятия являются:
1) налогообложение;
2) материально-техническая база предприятия;
3) ценообразование;
4) размер предприятия;
5) экономическое стимулирование труда;
6) инновационная деятельность;
7) удовлетворение спроса покупателей на товары и услуги;
8) максимизация прибыли;
9) конкурентоспособность.
3. Основным побудительным мотивом деятельности хозяйствующих субъектов может быть:
1) получение прибыли;
2) завоевание рынка;
3) привлечение инвестиций;
4) создание новых рабочих мест;
5) удовлетворение спроса на свою продукцию;
6) наращивание рыночной стоимости предприятия;
7) повышение производительности труда работников;
8) разработка стратегии развития;
9) минимизация налоговых платежей;
10) совершенствование организационной структуры предприятия.
4. Основными принципами коммерческого расчета являются:
1) окупаемость затрат;
2) рентабельность;
3) самофинансирование;
4) прогнозирование;
5) экономия затрат;
6) обеспечение конкурентоспособности предприятия;
7) страхование;
5. Налогообложение предприятий должно способствовать решению следующих задач:
1) формирование доходов государства;
2) развитие предпринимательской деятельности;
3) повышение производительности труда;
4) рост заработной платы работников;
5) рост доходов предприятий;
6) укрепление конкурентоспособности предприятий;
7) снижение рисков предпринимателей.
6. Внешняя среда предприятия – это:
1) условия, факторы, участники рынка, которые оказывают прямое или косвенное влияние на деятельность предприятия;
2) спрос и предложение на рынке товаров, услуг, факторов производства;
3) государственное регулирование деятельности предприятий и поведение конкурентов;
4) экономические отношения предприятия с поставщиками ресурсов, покупателями товаров, работниками, государственными органами, банками;
5) прогнозы развития экономики.
7. Государственное регулирование деятельности предприятий предполагает:
1) планирование основных показателей развития предприятий;
2) установление цен на товары;
3) налогообложение предприятий;
4) формирование нормативно-правовой среды функционирования предприятий;
5) назначение руководителей предприятий;
6) регулярный экономический анализ деятельности предприятий;
7) контроль соблюдения предприятиями требований законодательства.
8. Цель инновационной деятельности предприятия:
1) минимизация издержек;
2) углубление специализации;
3) максимизация прибыли;
4) повышение конкурентоспособности;
5) улучшение условий труда;
9. Свободное ценообразование в рыночных условиях является для предприятий стимулом:
1) повышения качества продукции, работ, услуг;
2) снижения издержек производства и обращения;
3) повышения заработной платы работников;
4) увеличения объемов хозяйственной деятельности;
5) изменения объемов и ассортимента реализуемых товаров в соответствии с изменением спроса;
6) монополизации рынков;
7) повышения цен с целью максимизации прибыли.
10. Экономическое стимулирование труда работников используется в процессе управления с целью:
1) повышения производительности труда;
2) повышения заинтересованности работников в результатах деятельности предприятия;
3) снижения расходов на оплату труда;
4) сокращения численности работников;
5) увеличения численности работников;
6) снижения налоговых платежей предприятия.
11. Долгосрочное планирование – это:
1) планирование на период более пяти лет;
2) планирование на период, в течение которого возможны изменения в величине используемых ресурсов;
3) стратегическое планирование;
4) прогнозирование;
5) планирование на период более десяти лет.
12. Стратегическое планирование – это:
1) определение перспективной цели развития организации и путей ее достижения;
3) планирование на период более десяти лет;
4) обоснование новых видов деятельности организации;
5) планирование на основе повышения эффективности используемых экономических ресурсов.
13. Изучение внешней среды позволяет предприятию:
1) получать на льготных условиях кредиты;
2) разрабатывать мероприятия по повышению эффективности использования ресурсного потенциала предприятия;
3) создать благоприятный имидж;
4) развивать материально-техническую базу;
5) прогнозировать риски;
6) выявлять благоприятные возможности и угрозы для развития;
7) контролировать поведение хозяйственных партнеров и конкурентов.
14. Анализ внутренней среды предприятия позволяет:
1) сократить расходы на содержание аппарата управления;
2) выявить сильные и слабые стороны предприятия, неиспользованные резервы развития;
3) выявить степень обоснованности планов хозяйственно-финансовой деятельности;
4) обеспечить своевременную подготовку бухгалтерской и статистической отчетности;
5)расширить сферу деятельности предприятия, выйти на новые рынки
15. Прогнозирование представляет собой:
1) долгосрочное планирование;
2) вероятностное научно-обоснованное суждение о перспективах развития экономических процессов;
3) многовариантное планирование;
4) экономико-математическое моделирование основных параметров развития организации;
5) планирование при отсутствии достоверной информации.
16. Бизнес- план разрабатывается:
1) ежегодно по основным показателям деятельности предприятия;
2) на среднесрочную перспективу по показателям, отражающим объемы деятельности предприятия;
3) в случаях, когда предполагается развитие новых видов деятельности, выпуск новых товаров, создание новых предприятий, внедрение инноваций, осуществление важных проектов;
4) в случаях, когда необходимо привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы;
5) для обоснования принятия управленческих решений.
17. Основные виды конкурентных стратегий:
1) стратегия преимущества в издержках;
2) стратегия воздействия на поставщиков;
3) стратегия дифференциации товара;
4) стратегия интеграции;
5) стратегия фокусирования продаж;
6) стратегия роста.
18. Необходимыми условиями использования стратегии низких издержек являются:
1) большие объемы деятельности;
2) дешевое сырье;
3) широкий ассортимент товаров массового спроса;
4) активное использование кредитов и займов;
5) диверсификация деятельности
19. Инвестиции – это
1) денежные средства предприятия;
2) имущество предприятия;
3) вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности;
4) создание новых производств;
5) мероприятия по повышению эффективности производства.
Литература: 6; 8; 10 (глава 6); 11 (глава 4); 12(глава 2, п. 2.4, п. 2.5, п. 2.6, глава 17.п.17.7); 14 (глава 2, п.2.9,п.2.10, п.2.11); 15 (глава 2, п.2.5)