Рынок технологий очень перспективен, учитывая роль и значение современной технологии в процессе производства конкурентоспособной продукции

В наше время четко обозначились определенные тенденции развития рынка технологий, суть которых заключается в следующем:

ü обмен технологиями надо рассматривать как равноправную часть деловой стратегии фирмы;

ü все чаще продажа технологий происходит в форме комплексно-патентных прав, различного рода документации, выполнения работ типа «инжиниринг»;

ü темпы роста продажи технологий опережают темпы роста всех других видов услуг. Сегодня мировой оборот торговли технологиями составил свыше 500 млрд. долл. Эта торговля очень рентабельна: при продаже технологий издержки составляют не более 10-15% объема реализации; на основе лицензионных соглашении на продажу технологий все чаще возникают кооперационные связи между фирмами;

ü торговля технологиями требует очень высокой профессиональной квалификации для заключения лицензионных соглашений.

Лидером в экспорте лицензий являются развитые страны – США, Япония, Германия, Италия. Они же, а также некоторые быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии являются главными импортерами лицензий. В странах ОЭСР:

- высокотехнологически емкой считаются торговля аэрокосмическим оборудованием (22,7% затрат на исследования и разработки в общем объеме производства), офисным оборудованием и компьютерами (17,5%), электроникой и ее компонентами (10,4%), лекарствами (8,7%);

- среднетехнологически емкой считается торговля автомобилями (2,7%), химикатами (2,3%);

- низкотехнологически емкой считается торговля кирпичом, глиной, стеклом (0,9%), деревом и мебелью (0,3%). [6, с. 352]

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО (международные экономические отношения) на следующие группы:

1) факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;

2) нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

Классификация услуг [16, с.251]:

1. Услуги, связанные с инвестициями: финансовые услуги и туристические услуги.

2. Услуги, связанные с торговлей: транспортные и сопутствующие услуги: фрахт; хранение и складирование; погрузочно-разгрузочные работы; сопровождение груза в пути; выполнение таможенных формальностей.

3. Услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

o бизнес – услуги: маркетинговые исследования, аудит, консалтинг, страхование, рекламные услуги, арендные операции,

O связь,

O строительство и инженерно-консультационные услуги,

O компьютерные и информационные услуги,

O культурные услуги (проведение выставок, ярмарок).

На современном этапе происходят изменения не только в структуре и динамике развития отдельных сегментов мирового рынка услуг, но и в географических направлениях МТУ.

1. Незначительно снизилась доля промышленно развитых стран, хотя их удельный вес по-прежнему остается высоким — около 90%. При этом доминируют 8 ведущих стран – 75% экспорта и 50% импорта услуг. Снижение удельного веса в МТУ промышленно развитых стран произошло за счет значительного сокращения доли стран ЕС (Европейский союз), которое не смог компенсировать даже рост доли США (Соединенные Штаты Америки) и Японии.

Возросла доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии. Доля же стран Латинской Америки и Африки в МТУ снизилась, Тем не менее, темпы роста экспорта и импорта услуг в странах Латинской Америки остаются самыми высокими в развивающихся странах.

З. В поступлениях промышленно развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги; в поступлениях развивающихся стран главной является статья «Туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более; например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%).

4. Доля постсоциалистических стран по-прежнему невысока – 3,5% и 2,9% в экспорте и импорте услуг соответственно.

На мировом рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг лидерами являются ПРС (промышленно развитые страны): Япония, имеющая самый большой в мире флот, поэтому судоходствосоставляет 50% экспорта услуг этой страны; Великобритания, Германия, Норвегия, США.

В сфере иностранного туризма доминируют Великобритания, Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки.

Наши рекомендации