Организация малых предприятий
Малые предприятия, обладая самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, имеют все возможности обеспечивать управление производственными процессами и снабженческо-сбытовыми операциями на основе простых организационных структур при минимальной численности работников административного аппарата и их взаимозаменяемости. По многим функциям управления при отсутствии ряда служб, характерных для больших структур, малые предприятия на договорных началах могут пользоваться услугами специализированных предприятий. Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем.
Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходят усложнение организационной структуры управления, размежевание прав собственности и управления.
Таблица 4‑1
Отрасли экономики | На 1 июля 2004 г. | На 1 июля 2003 г. | ||
тыс. ед. | в % к итогу | тыс. ед. | в % к итогу | |
Промышленность | 127,6 | 13,4 | 118,7 | 13,4 |
Строительство | 121,2 | 12,7 | 116,3 | 13,1 |
Сельское хозяйство | 18,7 | 2,0 | 17,6 | 2,0 |
Транспорт | 26,1 | 2,7 | 21,8 | 2,5 |
Торговля и общественное питание | 441,4 | 46,4 | 415,9 | 46 8 |
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 25,6 | 2,7 | 27,4 | 3,1 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 44,1 | 4,6 | 39,3 | 4,4 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 22,1 | 2,3 | 19,8 | 2,2 |
Наука и научное обслуживание | 10,7 | 2,2 | 22,2 | 2,5 |
Другие отрасли экономики | 103,3 | 11,0 | 89,8 | 10,0 |
Всего | 950,8 | 888,8 |
В табл. 4.1 приводятся данные о числе малых предприятий в России по отраслям экономики. В последние годы происходили серьезные качественные изменения в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям развития экономики страны. С одной стороны, малые предприятия не заменяют крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения потребительского спроса. С другой стороны, наметилась ярко выраженная тенденция к переходу доминанты малого предпринимательства от торговли, сферы услуг и строительства к машиностроению, энергетике, химии, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям.
В этих условиях малые предприятия призваны играть существенную роль как в удовлетворении потребительского спроса, так и в обеспечении устойчивого развития экономики в целом. При государственной поддержке они имеют реальную возможность использовать внутренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях. Малое предпринимательство сглаживает колебания экономической конъюнктуры, обеспечивая особый механизм уравновешивания спроса и предложения. Оно развивает конкуренцию, создавая систему сильных мотиваций для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринимательства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление негосударственной инфраструктуры.
Среди многообразных функций рыночной инфраструктуры все большее значение приобретают:
· организационное оформление деловых отношений;
· облегчение реализации интересов участников деловых отношений;
· специализация различных субъектов экономики, повышение эффективности и оперативности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш;
· упрощение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
В рыночной инфраструктуре выделяют организации двух типов: формирующиеся самостоятельно в ходе развития рыночной экономики и формируемые государством или при его участии, реорганизациям первого типа относятся различные биржи (товарно-сырьевые, фондовые), посреднические организации, коммерческие банки, консалтинговые учреждения и другие, оказывающие различные услуги как в сфере производства, так и в снабжении — сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т.д. Формирование рыночной инфраструктуры требует от государства в основном законодательного регламентирования процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие това-ропотоки и формирование хозяйственных связей9рования товаропотоков и формирования хозяйственных связей должен быть ориентирован в первую очередь на целевую финансовую и кредитную поддержку приоритетных потребителей с целью сохранения их покупательной способности на рынке ресурсов и товаров, установления прямых связей с поставщиками. Вместе с тем должно быть существенно активизировано регулирующее воздействие государства через систему прямых государственных закупок по контрактам. Применительно к тем или иным элементам рыночной инфраструктуры используются разные формы государственной поддержки. В одних случаях это может быть прямое субсидирование, в других — жесткий контроль и регулирование, в-третьих — исполнение определенных функций и т.п. В частности, обязанность государственных органов состоит в предоставлении всем функционирующим и потенциальным предприятиям исчерпывающей и достоверной информации о действующем законодательстве, его уточнениях и изменениях, возможных партнерах, биржевых сводках, котировках акций и т.п. по минимально возможным расценкам.
В развитых странах накоплен большой опыт стимулирования малых фирм путем реализации бюджетно-налоговой и кредитной политики государства (установление пониженной ставки налогообложения прибыли, отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты счетов малой фирмы, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд). Малым фирмам предоставляются также льготы при взимании местного налога на имущество. Правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специальных программ.
Так, министерство экономики Германии имеет программу по венчурному капиталу для малого предпринимательства. Практикуется выдача субсидий по исследовательским контрактам с научными институтами, оказывается информационная помощь со стороны специальных государственных центров и консалтинговых агентств. Правительство США предоставляет помощь малым фирмам путем осуществления прямых государственных инвестиций в малый бизнес, оказывает содействие в производстве и сбыте, научных исследованиях, маркетинге.
Специфической формой поддержки малого и среднего предпринимательства в Швеции являются региональные фонды развития, которые занимаются подготовкой кадров, консультируют и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными властями и банками. Они также предоставляют кредиты по низким ставкам, дополняющие банковские кредиты. В Великобритании отдельные министерства (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разработали четыре категории программ помощи малому бизнесу: 1) программы консультаций для действующих и вновь образующихся фирм (с этой целью создана специальная «Служба малых фирм»); 2) программы финансовой помощи и гарантирования кредитов; 3) программы Службы совершенствования бизнеса и Европейского регионального фонда развития; 4) программы поощрения экспортной деятельности малых фирм. Осуществляет эти программы специальный орган — «Бюро британской заморской торговли».
Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность открыть счет в банке, получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию изделий предприятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая эти проблемы, предприниматель постоянно наталкивается на препятствия-Преодолеть эти препятствия возможно только при четко организованной государственной поддержке.
В современных условиях принципиальное значение для развития предпринимательства приобретает использование новейших информационных технологий внутри предприятия и для обеспечения его внешних связей. В сочетании с применением электронно-вычислительных машин, способных оперативно обрабатывать множество данных, и технологией спутниковой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной передачи данных, необходимых для развития современной предпринимательской деятельности.
В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:
· формирование нормативно-правовой базы;
· совершенствование системы финансовой поддержки;
· создание системы информационного обеспечения;
· содействие внешнеэкономической деятельность субъектов малого предпринимательства;
· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
· производственно-технологическая поддержка.
Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщиками ресурсов потребителями продукции и услуг; 2) связи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специфическом переплетении собственности и контроля. В последнее время получают распространение различные формы интеграции малого предпринимательства. Заметную роль, в частности, начинают играть ассоциации малых предприятий, которые берут на себя выполнение координационных функций, обеспечивают информационную, консалтинговую и рекламную поддержку, оказывают многообразную помощь входящим в них структурам.
Ассоциации малых предприятий формируют общества взаимного кредитования и организуют их деятельность, облегчая малому бизнесу доступ к кредитным ресурсам. При ассоциациях создаются фонды взаимного страхования, решающие проблемы возмещения потерь малых предприятий от коммерческих и иных рисков, а также выплаты единовременных компенсаций предпринимателям при ликвидации их бизнеса по собственной инициативе. Еще одной функцией ассоциаций становится организация экспертиза инвестиционных проектов, реализуемых их членами. Другими на* правлениями деятельности ассоциаций являются содействие ма* лым предприятиям в автоматизации управления, надзор за соблюл дением членами ассоциаций предпринимательской этики и содей-; ствие повышению общей культуры бизнеса.
Многосторонняя кооперация специализированных предприятий, имеющих различный хозяйственно-правовой статус, стала важной тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т.д.), совместный выход на внешние рынки, венчурный бизнес и т.п.
Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуются рыночными преимуществами на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним относится ббльшая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.
Стимулирование конкуренции предпринимательских организаций со стороны государства включает четыре главных направления:
· антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;
· введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности;
· определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей;
· последовательная либерализация внешнеэкономических связей.
Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства насовременной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно использовать систему контрактных отношений крупных и малых предприятий — франчайзинг, получающую широкое распространение особенно в торговле и сфере услуг и дающую значительный экономический эффект. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.
Малое предпринимательство обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросовготовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений — таков неполный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Характерной чертой развития мирового хозяйства является формирование с широким участием малых предприятий территориальных научно-технических и научно-промышленных комплексов, получивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказывают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений:
· ускоряется появление новых научно-технических предпринимательских структур;
· деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;
· происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального положения населения
Малое инновационное предприятие имеет ряд характерных бенностей, которые могут быть сгруппированы в две главные категории навыков — стратегические и организационные навыки. Стратегические навыки — это долгосрочное видение, способность обнаруживать и предвидеть рыночные тенденции, способность собирать, обрабатывать и распространять технологическую и экономическую информацию. Организационные навыки — это умение рисковать, внутрифирменная кооперация между различными функциональными подразделениями, внешняя кооперация с исследователями, консультантами, заказчиками и поставщиками, готовность к инвестированию в знания и повышение квалификации сотрудников.
Инновационная деятельность предприятий, как правило, выражается в создании новых знаний путем проведения научно-исследовательских разработок и совершенствования технологий. Главное условие — коммерциализация результата, внедрение продукта на рынок и успешное его продвижение. Как свидетельствует опыт, малые инновационные предприятия — самая массовая и наиболее динамичная институциональная структура промышленно развитых стран. По статистике, от 30 до 60% всех малых и средних предприятий в европейских странах являются инновационно активными. Развитию малого инновационного бизнеса в немалой степени способствует повышение доли надомной работы высококвалифицированных специалистов. В 2001 г. 24 млн американцев работали в основном на дому. Стоимость произведенной ими продукции, преимущественно научно-технической, превысила 450 млрд. долл.
По оценке экспертов, из 58 крупнейших изобретений XX века, сделанных в Америке и Западной Европе, не менее 46 принадлежат одиночкам и мелким фирмам. Это свидетельствует о том, что малые предприятия в силу своих особенностей играют лидирующую роль в сфере инноваций. По данным Национального научного фонда США, среди наукоемких компаний доля субъектов малого бизнеса составляет 89%, при этом на малые предприятия приходится 98% фирм в области разработки программного обеспечения, 97% — в области фототехники и оптики, 96% — в области наукоемкого сервиса и столько же — в области проведения контрольно-измерительных операций. В электронной промышленности США из общего числа действующих малые предприятия составляют около 90%.
В настоящее время доля малых и средних фирм в промышленном экспорте инновационной продукции Германии и Нидерландов составляет примерно 40%, Италии — 20—25%, США и Японии — 15%. Если учесть их участие в комплектации готовой продукции, „ывозимой за рубеж крупными компаниями, то эти показатели гораздо выше. Сфера, в которой малый бизнес приобрел особое значение, — международная торговля технологиями. Так, например, 50% лицензий, проданных в США, приходится на малые инновационные предприятия. Однако помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.
В развитых странах разработаны специальные программы поддержки венчурных предприятий. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению финансирования на стадии коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков. Весьма распространенной формой венчурного финансирования стали фонды крупных корпораций (корпоративные финансовые венчуры). Венчурное финансирование осуществляется крупными корпорациями тремя способами:
· путем непосредственного финансирования создания малых фирм, разрабатывающих новые продукты (массовое производство нового продукта налаживается самой корпорацией, а внедренческие фирмы такого типа называют «парниковым хозяйством» монополий);
· через создание полностью принадлежащих им филиалов — мелких фирм венчурного капитала (в форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд, предоставляющий ссуды на разработку и освоение изобретений, сделанных вне материнских компаний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвестиционные фирмы формируются несколькими корпорациями);
· посредством паевого участия корпораций в фирмах венчурного капитала.
Наиболее актуальными направлениями формирования нормальной рыночной системы взаимосвязей крупного и малого предпринимательства являются:
· включение торгово-посреднических малых предприятий в on щие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работе соответствующих подразделений крупных предприятий;
· налаживание производственной кооперации между малыми™ крупными предприятиями, включение малых предприятий я производственные цепочки крупных;
· участие малых предприятий в реструктуризации крупных преЛ приятии, использование малыми предприятиями неиспольти емых площадей и оборудования крупных промышленных пред! приятии;
· совместная работа, сотрудничество малых и крупных пред| приятии в сфере научных исследований, технических разрабо! ток и инноваций.
Дальнейшее расширение мер производственно-технической поддержки малых предприятий должно быть согласовано с rocyJ дарственными программами и проходить по следующим линиям:]
· оснащение малых предприятий современным оборудованием и технологиями;
· создание системы лизинга машин, оборудования и производственных помещений;
· организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау;
· содействие малым предприятиям в сертификации продукции для выхода на международные рынки;
· развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малых предприятий;
· обучение основам управления производственными процессами в системе подготовки кадров для предпринимательской деятельности.
Важное значение в обеспечении рациональной организации и1 эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, органами государственной власти. Успех дела здесь во многом зависит от освоения этики деловых отношений, использования в интересах малого предпринимательства информационных, образовательных и консультационных услуг. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг деловой активности становятся существенными условиями дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.
Вопросы для обсуждения
· Каковы размеры и предельные уровни численности персонала на малых предприятиях?
· вчем суть мирового опыта создания и использования малых предприятий?
· Какова структура занятости на малых предприятиях?
· Какова отраслевая структура малых предприятий?
· Охарактеризуйте субъекты экономических отношений на малых и средних предприятиях.
· По каким признакам выделяются малые предприятия? 7. Каковы тенденции развития малых предприятий в России?
Акционерные общества