Тема 10. Институциональная школа экономической теории

Основные постулаты и теоретические установки американского институционализма конца XIX- первой половины ХХ веков (социально-психологический институционализм Т. Веблена, юридический Дж. Коммонса и эмпирико-прогностический У. Митчелла).

Развитие институционализма в 60-90-е гг. ХХ века. Новая институциональная теория ( Дж. К. Гелбрейт, Ф. Перру, Г. Мюрдаль, Дж. Ходжсон и др.) Неоинституционализм: общая характеристика и особенности методологии анализа (Р. Коуз, Дуглас Норт, О.И. Уильмсон).

Тема 11. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство

Экономический либерализм: особенности и подходы. Ф. Хайек: теория спонтанного порядка. В. Ойкен: теория экономических порядков. Экономическая реформа Л. Эрхарда. Чикагская школа: Фрэнк Найт.

Тема 12. Вклад российских ученых в развитие мировой

Экономической мысли

Особенности развития экономической науки в России.

У истоков отечественной школы: И.Т. Посошков "Книга о скудости и богатстве".

Развитие экономической мысли в России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) Научный вклад Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского, экономические взгляды С.Ю. Витте, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.

Экономическая мысль в 20-30-х гг. ХХ столетия: значение теоретического наследия А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Юровского, Е.Е. Слуцкого, В.В. Новожилова, Л.В. Канторовича и др.

Дискуссии и поиски в отечественной экономической науке (50-90-ее гг.)

План проведения практических занятий

№ п.п. Тема дисциплины Название и цель проведения практических занятий
1. Тема 1. Предмет истории экономических учений и методы ее изучения В выявлении предмета науки, которая исследует экономические воззрения в процессе их становления и развития; причины их смены, а также оценочные критерии их научной правомерности. Трактовка предмета в широком и узком смысле слова. Особенности исторического и логического метода анализа. Характеристика роли истории экономической мысли в формировании экономического мышления.
2. Тема 2. Возникновение экономической мысли Выявить особенности экономического развития стран Древней Индии и Древнего Востока в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, автора "Артхашастры" Каутильи, Конфуция, Мэн-цзы, пояснить истоки возникновения термина "Экономика". Кратко осветить источники экономической мысли Ф. Аквинского, М. Лютера, Я. Кальвина.
3. Тема 3. Меркантилизм - первая концепция рыночной экономической теории Раскрыть идеологию меркантелизма, теоретические взгляды меркантелистов - Т. Мана, А. Серра, А. Манкретьена, Ж. Кольбера, И. Посошкова в России и др. Рассмотреть экономическую политика у раннего и позднего меркантелизма. Уяснить критику меркантелистов со стороны предшественников классической школы У. Пети и П. Буагильбера, место и роль меркантелизма в развитии экономической мысли как в прошлом, так и в современных условиях.
4. Тема 4. Экономические воззрения физиократов Изучить классические постулаты в трактовке физиократов - Венсона де Гурнэ, Франсуа Кенэ, Роббера Жака Тюрго. Оценить место школы физиократов в развитии экономической мысли.
5. Тема 5. Английская классическая политическая экономия и ее роль в развитии экономической мысли Дать общую оценку представлениям английских классиков об экономике на примерах экономической доктрины А. Смита, Д. Риккардо. Сформулировать некоторые новые принципы развития рынка и существенные дополнения к анализу распределения (закон народонаселения Т. Мальтуса, теории трех факторов и Закон Сэя, принципы рыночного распределения Дж. Ст. Милля.)
6. Тема 6. Экономическая теория К. Маркса Раскрыть социологические постулаты марксистской доктрины, методологию экономического анализа и основные проблемы, исследуемые в работе "Капитал": ценности, дохода на капитал, воспроизводства, перспектив развития капитализма, превращенных форм основных понятий рыночной экономики.
7. Тема 7. Генезис неоклассического направления Охарактеризовать предысторию развития маржиналисткой революции, ее причины и этапы развития, особенности методологии анализа австрийской школы (К. Менгера, Ф. Визера,т Е. Бем-Баверка), английских маржиналистов (У.С. Джеванса и Ф. И. Эджуорта), Лозаннской школы (Л. Вальраса, В. Парето). Показать роль А. Маршалла и Дж. Б. Кларка в становлении неоклассического направления в экономической науке, а также основные направления в развитие неоклассической теории с конца XIX - в первой трети ХХ века в трудах К. Викселя, И. Фишера, А. Пигу. Вместе с тем ознакомиться с опровержениями научной правомерности неоклассической доктрины в начале ХХ века в трудах Й. Шумпетера, Дж. Робинсона, Э. Чемберлена, Т. Мюрдаля.
8. Тема 8. Экономическая теория Дж. М. Кейнса Выяснить какую роль играет эффективный спрос в теории Кейнса, какие факторы определяют динамику эффективности спроса, в чем сущность теории неоклассического синтеза, основные направления в развитии кейнсианской теории, значение экономической теории Дж. М. Кейнса.
9. Тема 9. Развитие неоклассической теории в 60-80-е годы ХХ столетия Выявить основные направления в развитии "обновленной неоклассики": основные постулаты, специфика экономической модели и этапы развития монетаризма (Чикагская школа, глава М. Фридмен); экономики предложения supply-sider) (М. Фелдстайн, Т. Рот); теории рациональных отрицаний (Р. Лукас, Т. Сарджент, Б. Маккалун); Обосновать неоклассическую контрреволюцию как толчок к обновлению кейнсианской теории.
10. Тема 10. Институциональная школа экономической теории Выяснить почему сторонники институционализма отрицают научную правомерность неоклассики, что такое институт, институциональная основа и институциональная среда, исторические условия возникновения американского институционализма (Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Ст. Коммонс). Дать характеристику новой институциональной теории в работах Д. К. Гелбрейта, Р. Хембронера, Ф. Перу, Г. Мюрдаля и др., а также неоинституционализма в трудах Р. Коуза, Дугласа Норта, О.И. Кильмсона и др. Охарактеризовать некоторые неоинституциональные теории: трансакционных издержек (Р. Коуз); прав собственности (А. Оноре); государства (Д. Норт); экономической организации (О. Уильямсон); общественного выбора (Дж. Бьюкенен) Дать сравнительные характеристики модели поведения экономического человека в неоклассической и институциональных теориях.
11. Тема 11. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство Охарактеризовать суть теории экономического либерализма, особенности и подходы чикагской (М. Фридмен), лондонской (В. Ойкен, Л. Эрхард) школ неолиберальной экономической теории.
12. Тема 12. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли Выявить органическую связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономичес- ких отношений на примере работ И. Т. Посошкова, М. М. Сперанского, Н. С. Мордвинова, Пестеля П.И., Вернадского И.В., Чернышевского Н.Г., Плеханова Г.В., Ленина В.И., Слуцкого Е.Е., Туган-Барановского М.И., Витте С.Ю., Чаянова В.А., Кондратьева Н.Д., Дмитриева В.К., Вознесенского Н.А., Канторовича Л.В., Новожилова В.В., Шаталина С.С. и др.

Тестовые задания

1.Кто ввел в научный оборот термин "экономика":

1) Платон;

2) Аристотель;

3) К. Маркс;

4) Ксенофонт.

2.Школа эпохи Великих Географических открытий:

1) классики;

2) марксизм;

3) физиократы;

4) меркантилизм.

3.Создатель "Экономической таблицы" - первой макромодели - это:

1) Д. Рикардо;

2) Т. Ман;

3) Ж. Сэй;

4) Ф. Кенэ.

4.Основа учения К.Маркса - теория:

1) предельной полезности;

2) "справедливой" цены;

3) прибавочной стоимости;

4) "торгового баланса".

5.Автор концепции предельной полезности:

1) К. Менгер;

2) Т. Веблен;

3) К. Маркс;

4) Р. Оуэн.

6.Суть теории "революции управляющих":

1) экономическая власть переходит в руки финансовой элиты;

2) реальным хозяином производства являются инженеры-технократы;

3) усиливается потребность в государственном регулировании экономики;

4) новым господствующим классом становятся профессиональные менеджеры.

7.Какой основной метод государственного регулирования предлагал Дж. Кейнс:

1) социальная политика;

2) бюджетная политика;

3) планирование;

4) кредитная политика.

8.Кто на практике применил теорию "социального рыночного хозяйства":

1) Т. Рузвельт;

2) Шарль де Голль;

3) Л. Эрхард;

4) У. Черчилль.

9.Когда возникла теория монетаризма:

1) конец ХХ века;

2) конец XIX века;

3) середина XX века;

4) начало XIX века.

10.Отличие социал-демократических теорий от марксизма:

1) гуманизация производства и требование "нулевого" роста;

2) от капитализма к социализму через реформы;

3) перераспределение прибавочной стоимости в пользу "третьего мира";

4) антигуманная направленность НТП на подавление свободы личности.

11.Основатель теории планового развития:

1) Аристотель;

2) Катон;

3) Ксенофонт;

4) Платон.

12.Распространению каких идей способствовала политика Петра I:

1) монетаризма;

2) меркантилизма;

3) марксизма;

4) маржинализма.

13.Основатель школы физиократов:

1) У. Петти;

2) Т. Мальтус;

3) Дж. Милль;

4) Ф. Кенэ.

14.Кто критиковал капитализм и предлагал идеальные модели общественного устройства:

1) социал-демократы;

2) марксисты;

3) физиократы;

4) неоклассики.

15.Менгер создал теорию:

1) прибавочной стоимости;

2) торгового баланса;

3) предельной полезности;

4) справедливой цены.

16.Исследователи концепции "общественного выбора":

1) Дж. Бьюкенен и К. Эрроу;

2) Ш. Фурье и Р. Оуэн;

3) К. Маркс и Ф. Энгельс;

4) А. Смит и Д. Риккардо.

17.Когда сформировалась теория кейнсианства:

1) экономический кризис 70-х годов;

2) Первая мировая война;

3) Великая депрессия 30-х годов;

4) Вторая мировая война.

18.Какая концепция привела к "немецкому году" 60-х годов:

1) усиление роли правовых норм в экономике;

2) социальное рыночное хозяйство;

3) "анархо-либерализм";

4) государственное регулирование экономики.

19. Назовите создателя теории монетаризма:

1) Дж.Робинсон;

2) М.Фридман;

3) Ф Хайек;

4) Дж. Кейнс.

20.Главная цель движения "зеленых":

1) гуманизация производства и требование "нулевого" роста;

2) применение эффективных систем социальной защиты;

3) критика рыночного механизма;

4) развитие программы "экономики участия".

21.В чем выражались экономические взгляды Аристотеля:

1) учение об "идеальном государстве" - наука о товарном хозяйстве;

2) учение о "домострое";

3) организация земледельческого хозяйства.

22.Кто считал источником богатства внешнюю торговлю:

1) меркантилисты;

2) классики;

3) марксисты;

4) физиократы.

23.Термин "невидимая рука" ввел в научный оборот:

1) К. Маркс;

2) Ф. Кенэ;

3) А. Смит;

4) Т. Maн.

24.Когда возникла теория марксизма:

1) начало XIX века;

2) конец XVIII века;

3) начало XX века;

4) середина XIX века.

25.Какая теория была разработана А.Маршаллом:

1) равновесных рыночных цен на основе спроса и предложения;

2) предельной производительности факторов производства;

3) прибавочной стоимости;

4) предельной полезности.

26.Основатель школы институционализма:

1) А. Маршалл;

2) Т. Веблен;

3) Дж. Кейнс;

4) Л. Вальрас.

27.Основная идея теории Дж. Кейнса:

1) переход от модели чистой конкуренции к монополистической;

2) государственное регулирование эффективного спроса;

3) изучение экономическими методами процесса принятия политических решений;

4) рыночная конкуренция создает эффективный механизм хозяйствования.

28.Какая школа сформировала теорию "социального рыночного хозяйства":

1) анархо-либерализм;

2) монетаризм;

3) кейнсианство;

4) неолиберализм.

29.Суть теории монетаризма:

1) усилить государственное регулирование эффективного спроса;

2) корректировать рынок согласно социальным ценностям;

3) ограничить государственное вмешательство в экономику областью кредитно-денежных отношений;

4) источник монопольной власти - первенство в нововведениях.

30.Основатель движения "новые левые":

1) Г. Маркузе;

2) Ф. Хайек;

3) К. Эклунд;

4) П. Баран.

31.Учение об "идеальном государстве" создал:

1) Платон;

2) Колумелла;

3) Аристотель;

4) Ксенофонт.

32.Кто развивал идеи меркантилизма в России:

1) Николай I;

2) Екатерина II;

3) Петр I;

4) Александр I.

33.Представители какой школы сформулировали трудовую теорию стоимости:

1) маржиналисты;

2) классики;

3) меркантилисты;

4) физиократы.

34.В чем выражались экономические взгляды утопистов:

1) способы обогащения бывают морально оправданные и осуждаемые;

2) капитализм заменит более прогрессивный строй путем революционных изменений;

3) прогресс общества выражается в переходе от сельского образа жизни к городскому.

35.Назовите создателя школы маржинализма:

1) Т. Веблен;

2) К. Маркс;

3) Ш. Фурье;

4) К. Менгер.

36.Что легло в основу учения Т. Веблена:

1) критика эксплуататорской природы буржуазного строя;

2) переход экономической власти от государства к крупным корпорациям;

3) критика "праздного класса" собственников денежного богатства;

4) теория "человеческого капитала".

37.Какая теория стала предпосылкой "кейнсианской революции":

1) несовершенной конкуренции;

2) прибавочной стоимости;

3) "революции управляющих";

4) предельной полезности.

38.Когда концепция "социального рыночного хозяйства" создала предпосылки "благосостояния для всех":

1) начало XX века;

2) середина XX века;

3) конец XIX века;

4) коней XX века.

39.Чем предлагают ограничить государственное вмешательство монетаристы:

1) областью бюджетно-финансовых отношений;

2) сферой внешнеэкономических связей;

3) областью кредитно-денежных отношений;

4) решением экономических проблем.

40.Кто выделял антигуманную направленность НТП, которая подавляет свободу личности:

1) леворадикалы;

2) монетаристы;

3) социал-демократы;

4) "экологисты".

41.В чем выражались экономические взгляды Платона:

1) наука о товарном хозяйстве;

2) учение об "идеальном государстве";

3) организация земледельческого хозяйства;

4) учение о "домострое".

42.Основатель меркантилизма:

1) К. Менгер;

2) Т. Ман;

3) А. Смит;

4) Т. Мор.

43.Какая школа считала действие законов рынка "естественным порядком":

1) марксизм;

2) физиократы;

3) меркантилизм;

4) классики.

44.Автор книги "Капитал":

1) Д. Рикардо;

2) К. Маркс;

3) Т. Кампанелла;

4) Ш. Фурье.

45.Когда возникло учение маржиналистов:

1) конец XIX века;

2) начало XX века;

3) начало XIX века;

4) конец XVIII века.

46.Что лежит в основе всех концепций институционалистов:

1) экономический анализ общественных проблем;

2) роль правовых норм в экономике;

3) явления экономической культуры;

4) теории общественного выбора.

47.Кто разработал теорию государственного регулирования рыночной экономики:

1) Э. Чемберлин;

2) Л. Эрхард;

3) Д. Кейнс;

4) И. Шумпетер.

Наши рекомендации