Тема 10. Институциональная школа экономической теории
Основные постулаты и теоретические установки американского институционализма конца XIX- первой половины ХХ веков (социально-психологический институционализм Т. Веблена, юридический Дж. Коммонса и эмпирико-прогностический У. Митчелла).
Развитие институционализма в 60-90-е гг. ХХ века. Новая институциональная теория ( Дж. К. Гелбрейт, Ф. Перру, Г. Мюрдаль, Дж. Ходжсон и др.) Неоинституционализм: общая характеристика и особенности методологии анализа (Р. Коуз, Дуглас Норт, О.И. Уильмсон).
Тема 11. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство
Экономический либерализм: особенности и подходы. Ф. Хайек: теория спонтанного порядка. В. Ойкен: теория экономических порядков. Экономическая реформа Л. Эрхарда. Чикагская школа: Фрэнк Найт.
Тема 12. Вклад российских ученых в развитие мировой
Экономической мысли
Особенности развития экономической науки в России.
У истоков отечественной школы: И.Т. Посошков "Книга о скудости и богатстве".
Развитие экономической мысли в России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) Научный вклад Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского, экономические взгляды С.Ю. Витте, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.
Экономическая мысль в 20-30-х гг. ХХ столетия: значение теоретического наследия А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Юровского, Е.Е. Слуцкого, В.В. Новожилова, Л.В. Канторовича и др.
Дискуссии и поиски в отечественной экономической науке (50-90-ее гг.)
План проведения практических занятий
№ п.п. | Тема дисциплины | Название и цель проведения практических занятий |
1. | Тема 1. Предмет истории экономических учений и методы ее изучения | В выявлении предмета науки, которая исследует экономические воззрения в процессе их становления и развития; причины их смены, а также оценочные критерии их научной правомерности. Трактовка предмета в широком и узком смысле слова. Особенности исторического и логического метода анализа. Характеристика роли истории экономической мысли в формировании экономического мышления. |
2. | Тема 2. Возникновение экономической мысли | Выявить особенности экономического развития стран Древней Индии и Древнего Востока в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, автора "Артхашастры" Каутильи, Конфуция, Мэн-цзы, пояснить истоки возникновения термина "Экономика". Кратко осветить источники экономической мысли Ф. Аквинского, М. Лютера, Я. Кальвина. |
3. | Тема 3. Меркантилизм - первая концепция рыночной экономической теории | Раскрыть идеологию меркантелизма, теоретические взгляды меркантелистов - Т. Мана, А. Серра, А. Манкретьена, Ж. Кольбера, И. Посошкова в России и др. Рассмотреть экономическую политика у раннего и позднего меркантелизма. Уяснить критику меркантелистов со стороны предшественников классической школы У. Пети и П. Буагильбера, место и роль меркантелизма в развитии экономической мысли как в прошлом, так и в современных условиях. |
4. | Тема 4. Экономические воззрения физиократов | Изучить классические постулаты в трактовке физиократов - Венсона де Гурнэ, Франсуа Кенэ, Роббера Жака Тюрго. Оценить место школы физиократов в развитии экономической мысли. |
5. | Тема 5. Английская классическая политическая экономия и ее роль в развитии экономической мысли | Дать общую оценку представлениям английских классиков об экономике на примерах экономической доктрины А. Смита, Д. Риккардо. Сформулировать некоторые новые принципы развития рынка и существенные дополнения к анализу распределения (закон народонаселения Т. Мальтуса, теории трех факторов и Закон Сэя, принципы рыночного распределения Дж. Ст. Милля.) |
6. | Тема 6. Экономическая теория К. Маркса | Раскрыть социологические постулаты марксистской доктрины, методологию экономического анализа и основные проблемы, исследуемые в работе "Капитал": ценности, дохода на капитал, воспроизводства, перспектив развития капитализма, превращенных форм основных понятий рыночной экономики. |
7. | Тема 7. Генезис неоклассического направления | Охарактеризовать предысторию развития маржиналисткой революции, ее причины и этапы развития, особенности методологии анализа австрийской школы (К. Менгера, Ф. Визера,т Е. Бем-Баверка), английских маржиналистов (У.С. Джеванса и Ф. И. Эджуорта), Лозаннской школы (Л. Вальраса, В. Парето). Показать роль А. Маршалла и Дж. Б. Кларка в становлении неоклассического направления в экономической науке, а также основные направления в развитие неоклассической теории с конца XIX - в первой трети ХХ века в трудах К. Викселя, И. Фишера, А. Пигу. Вместе с тем ознакомиться с опровержениями научной правомерности неоклассической доктрины в начале ХХ века в трудах Й. Шумпетера, Дж. Робинсона, Э. Чемберлена, Т. Мюрдаля. |
8. | Тема 8. Экономическая теория Дж. М. Кейнса | Выяснить какую роль играет эффективный спрос в теории Кейнса, какие факторы определяют динамику эффективности спроса, в чем сущность теории неоклассического синтеза, основные направления в развитии кейнсианской теории, значение экономической теории Дж. М. Кейнса. |
9. | Тема 9. Развитие неоклассической теории в 60-80-е годы ХХ столетия | Выявить основные направления в развитии "обновленной неоклассики": основные постулаты, специфика экономической модели и этапы развития монетаризма (Чикагская школа, глава М. Фридмен); экономики предложения supply-sider) (М. Фелдстайн, Т. Рот); теории рациональных отрицаний (Р. Лукас, Т. Сарджент, Б. Маккалун); Обосновать неоклассическую контрреволюцию как толчок к обновлению кейнсианской теории. |
10. | Тема 10. Институциональная школа экономической теории | Выяснить почему сторонники институционализма отрицают научную правомерность неоклассики, что такое институт, институциональная основа и институциональная среда, исторические условия возникновения американского институционализма (Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Ст. Коммонс). Дать характеристику новой институциональной теории в работах Д. К. Гелбрейта, Р. Хембронера, Ф. Перу, Г. Мюрдаля и др., а также неоинституционализма в трудах Р. Коуза, Дугласа Норта, О.И. Кильмсона и др. Охарактеризовать некоторые неоинституциональные теории: трансакционных издержек (Р. Коуз); прав собственности (А. Оноре); государства (Д. Норт); экономической организации (О. Уильямсон); общественного выбора (Дж. Бьюкенен) Дать сравнительные характеристики модели поведения экономического человека в неоклассической и институциональных теориях. |
11. | Тема 11. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство | Охарактеризовать суть теории экономического либерализма, особенности и подходы чикагской (М. Фридмен), лондонской (В. Ойкен, Л. Эрхард) школ неолиберальной экономической теории. |
12. | Тема 12. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли | Выявить органическую связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономичес- ких отношений на примере работ И. Т. Посошкова, М. М. Сперанского, Н. С. Мордвинова, Пестеля П.И., Вернадского И.В., Чернышевского Н.Г., Плеханова Г.В., Ленина В.И., Слуцкого Е.Е., Туган-Барановского М.И., Витте С.Ю., Чаянова В.А., Кондратьева Н.Д., Дмитриева В.К., Вознесенского Н.А., Канторовича Л.В., Новожилова В.В., Шаталина С.С. и др. |
Тестовые задания
1.Кто ввел в научный оборот термин "экономика":
1) Платон;
2) Аристотель;
3) К. Маркс;
4) Ксенофонт.
2.Школа эпохи Великих Географических открытий:
1) классики;
2) марксизм;
3) физиократы;
4) меркантилизм.
3.Создатель "Экономической таблицы" - первой макромодели - это:
1) Д. Рикардо;
2) Т. Ман;
3) Ж. Сэй;
4) Ф. Кенэ.
4.Основа учения К.Маркса - теория:
1) предельной полезности;
2) "справедливой" цены;
3) прибавочной стоимости;
4) "торгового баланса".
5.Автор концепции предельной полезности:
1) К. Менгер;
2) Т. Веблен;
3) К. Маркс;
4) Р. Оуэн.
6.Суть теории "революции управляющих":
1) экономическая власть переходит в руки финансовой элиты;
2) реальным хозяином производства являются инженеры-технократы;
3) усиливается потребность в государственном регулировании экономики;
4) новым господствующим классом становятся профессиональные менеджеры.
7.Какой основной метод государственного регулирования предлагал Дж. Кейнс:
1) социальная политика;
2) бюджетная политика;
3) планирование;
4) кредитная политика.
8.Кто на практике применил теорию "социального рыночного хозяйства":
1) Т. Рузвельт;
2) Шарль де Голль;
3) Л. Эрхард;
4) У. Черчилль.
9.Когда возникла теория монетаризма:
1) конец ХХ века;
2) конец XIX века;
3) середина XX века;
4) начало XIX века.
10.Отличие социал-демократических теорий от марксизма:
1) гуманизация производства и требование "нулевого" роста;
2) от капитализма к социализму через реформы;
3) перераспределение прибавочной стоимости в пользу "третьего мира";
4) антигуманная направленность НТП на подавление свободы личности.
11.Основатель теории планового развития:
1) Аристотель;
2) Катон;
3) Ксенофонт;
4) Платон.
12.Распространению каких идей способствовала политика Петра I:
1) монетаризма;
2) меркантилизма;
3) марксизма;
4) маржинализма.
13.Основатель школы физиократов:
1) У. Петти;
2) Т. Мальтус;
3) Дж. Милль;
4) Ф. Кенэ.
14.Кто критиковал капитализм и предлагал идеальные модели общественного устройства:
1) социал-демократы;
2) марксисты;
3) физиократы;
4) неоклассики.
15.Менгер создал теорию:
1) прибавочной стоимости;
2) торгового баланса;
3) предельной полезности;
4) справедливой цены.
16.Исследователи концепции "общественного выбора":
1) Дж. Бьюкенен и К. Эрроу;
2) Ш. Фурье и Р. Оуэн;
3) К. Маркс и Ф. Энгельс;
4) А. Смит и Д. Риккардо.
17.Когда сформировалась теория кейнсианства:
1) экономический кризис 70-х годов;
2) Первая мировая война;
3) Великая депрессия 30-х годов;
4) Вторая мировая война.
18.Какая концепция привела к "немецкому году" 60-х годов:
1) усиление роли правовых норм в экономике;
2) социальное рыночное хозяйство;
3) "анархо-либерализм";
4) государственное регулирование экономики.
19. Назовите создателя теории монетаризма:
1) Дж.Робинсон;
2) М.Фридман;
3) Ф Хайек;
4) Дж. Кейнс.
20.Главная цель движения "зеленых":
1) гуманизация производства и требование "нулевого" роста;
2) применение эффективных систем социальной защиты;
3) критика рыночного механизма;
4) развитие программы "экономики участия".
21.В чем выражались экономические взгляды Аристотеля:
1) учение об "идеальном государстве" - наука о товарном хозяйстве;
2) учение о "домострое";
3) организация земледельческого хозяйства.
22.Кто считал источником богатства внешнюю торговлю:
1) меркантилисты;
2) классики;
3) марксисты;
4) физиократы.
23.Термин "невидимая рука" ввел в научный оборот:
1) К. Маркс;
2) Ф. Кенэ;
3) А. Смит;
4) Т. Maн.
24.Когда возникла теория марксизма:
1) начало XIX века;
2) конец XVIII века;
3) начало XX века;
4) середина XIX века.
25.Какая теория была разработана А.Маршаллом:
1) равновесных рыночных цен на основе спроса и предложения;
2) предельной производительности факторов производства;
3) прибавочной стоимости;
4) предельной полезности.
26.Основатель школы институционализма:
1) А. Маршалл;
2) Т. Веблен;
3) Дж. Кейнс;
4) Л. Вальрас.
27.Основная идея теории Дж. Кейнса:
1) переход от модели чистой конкуренции к монополистической;
2) государственное регулирование эффективного спроса;
3) изучение экономическими методами процесса принятия политических решений;
4) рыночная конкуренция создает эффективный механизм хозяйствования.
28.Какая школа сформировала теорию "социального рыночного хозяйства":
1) анархо-либерализм;
2) монетаризм;
3) кейнсианство;
4) неолиберализм.
29.Суть теории монетаризма:
1) усилить государственное регулирование эффективного спроса;
2) корректировать рынок согласно социальным ценностям;
3) ограничить государственное вмешательство в экономику областью кредитно-денежных отношений;
4) источник монопольной власти - первенство в нововведениях.
30.Основатель движения "новые левые":
1) Г. Маркузе;
2) Ф. Хайек;
3) К. Эклунд;
4) П. Баран.
31.Учение об "идеальном государстве" создал:
1) Платон;
2) Колумелла;
3) Аристотель;
4) Ксенофонт.
32.Кто развивал идеи меркантилизма в России:
1) Николай I;
2) Екатерина II;
3) Петр I;
4) Александр I.
33.Представители какой школы сформулировали трудовую теорию стоимости:
1) маржиналисты;
2) классики;
3) меркантилисты;
4) физиократы.
34.В чем выражались экономические взгляды утопистов:
1) способы обогащения бывают морально оправданные и осуждаемые;
2) капитализм заменит более прогрессивный строй путем революционных изменений;
3) прогресс общества выражается в переходе от сельского образа жизни к городскому.
35.Назовите создателя школы маржинализма:
1) Т. Веблен;
2) К. Маркс;
3) Ш. Фурье;
4) К. Менгер.
36.Что легло в основу учения Т. Веблена:
1) критика эксплуататорской природы буржуазного строя;
2) переход экономической власти от государства к крупным корпорациям;
3) критика "праздного класса" собственников денежного богатства;
4) теория "человеческого капитала".
37.Какая теория стала предпосылкой "кейнсианской революции":
1) несовершенной конкуренции;
2) прибавочной стоимости;
3) "революции управляющих";
4) предельной полезности.
38.Когда концепция "социального рыночного хозяйства" создала предпосылки "благосостояния для всех":
1) начало XX века;
2) середина XX века;
3) конец XIX века;
4) коней XX века.
39.Чем предлагают ограничить государственное вмешательство монетаристы:
1) областью бюджетно-финансовых отношений;
2) сферой внешнеэкономических связей;
3) областью кредитно-денежных отношений;
4) решением экономических проблем.
40.Кто выделял антигуманную направленность НТП, которая подавляет свободу личности:
1) леворадикалы;
2) монетаристы;
3) социал-демократы;
4) "экологисты".
41.В чем выражались экономические взгляды Платона:
1) наука о товарном хозяйстве;
2) учение об "идеальном государстве";
3) организация земледельческого хозяйства;
4) учение о "домострое".
42.Основатель меркантилизма:
1) К. Менгер;
2) Т. Ман;
3) А. Смит;
4) Т. Мор.
43.Какая школа считала действие законов рынка "естественным порядком":
1) марксизм;
2) физиократы;
3) меркантилизм;
4) классики.
44.Автор книги "Капитал":
1) Д. Рикардо;
2) К. Маркс;
3) Т. Кампанелла;
4) Ш. Фурье.
45.Когда возникло учение маржиналистов:
1) конец XIX века;
2) начало XX века;
3) начало XIX века;
4) конец XVIII века.
46.Что лежит в основе всех концепций институционалистов:
1) экономический анализ общественных проблем;
2) роль правовых норм в экономике;
3) явления экономической культуры;
4) теории общественного выбора.
47.Кто разработал теорию государственного регулирования рыночной экономики:
1) Э. Чемберлин;
2) Л. Эрхард;
3) Д. Кейнс;
4) И. Шумпетер.