Финансовое обеспечение программы
Общая стоимость реализации Программы рассчитана исходя из доли средств ФФРРФ 80% и составляет 12997, 7 тыс. долл., в том числе за счет Федерального Фонда развития региональных финансов – 10000 тыс. долл., за счет республиканского бюджета Чувашской Республики (софинансирование) – 2997,7 тыс. долларов.
Вопросы и задания
1. В чем заключается инновационность программы реформирования общественных финансов Чувашской республики?
2. Как можно оценить результативность и эффективность программы в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Что можно предложить для совершенствования данной программы и ее элементов?
3. Разработайте показатели качества государственных услуг по отдельным сферам и направлениям.
4. Оцените эффективность раздела по рекламе и информированности населения о содержании Программы. Дайте свои предложения по ее совершенствованию.
5. Предложите меры по дополнительному стимулированию труда менеджеров на основе мероприятий Программы.
Кейс 5 «Городские инвестиции»
Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории ЗАТО г. Озерска Челябинской области
Необходимость разработки Программы обусловлена общегосударственным значением закрытого административно-территориального образования г. Озерска, на территории которого расположено градообразующее предприятие производственное объединение «Маяк» Министерства Российской Федерации по атомной энергии, масштабностью и остротой неотложных проблем развития ЗАТО г. Озерск, недостаточной социальной защищенностью жителей.
Программа нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития ЗАТО г. Озерск и социально-культурных потребностей проживающего населения, сохранение и повышение эффективности использования имеющегося научного и технического потенциала предприятий и организаций города, обеспечение финансовой независимости Озерска от федерального бюджета.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Закрытое административно-территориальное образование Озерск (численность населения – 98,8 тыс. человек) находится на территории Челябинской области, примерно в 100 километрах от Г. Челябинска и в 15 километрах от г. Екатеринбурга. В состав ЗАТО г. Озерск входят поселки Метлино, Бижеляк, Татыш и Новогорный, деревни Новая Теча и Селезни.
Социально-экономическое развитие ЗАТО определяется, в основном, двумя крупными предприятиями: ФГУП «Производственное объединение «Маяк», являющееся одним из ведущих предприятий атомной отрасли, и ЗАО «Южно-уральское управление строительства».
За годы реформ экономическое положение ЗАТО Озерск резко ухудшилось. В связи с сокращением объемов государственного оборонного заказа, промышленного и строительного производства сложился высокий уровень безработицы. Существует постоянная угроза его дальнейшего резкого увеличения, при этом возможности трудоустройства высококвалифицированных специалистов, высвобождаемых с градообразующего предприятия, крайне ограничены. Среди прочих причин спада основное место занимают нехватка оборонных средств, сокращение государственного заказа, недостаточная конкурентоспособность выпускаемой на предприятиях Озерска продукции. Выросла доля убыточных предприятий.
Для снижения социальной напряженности и использования высвободившегося персонала необходимо создавать замещающие производства и обеспечить поддержку инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Озерска.
Структурная перестройка городской экономики должна осуществляться через создание большого количества малых и средних предприятий. Такие субъекты предпринимательской деятельности, характеризующиеся низкой потребностью в стартовом капитале, мобильностью, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности, не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, охотно идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Узкая специализация, характерная для большинства малых фирм, позволяет им достигать достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Сектор малого бизнеса не является пока определяющим на городском рынке труда, но уже сегодня играет важную роль в снижении уровня безработицы в Озерске. По данным статистики в сфере малого предпринимательства полностью или частично занято 20% от общей численности работающих в городской экономике.
По состоянию на 1.01.2001 г. удельный вес товаров и услуг, выпущенных малыми предприятиями, в общем объеме выпуска товаров и услуг составил около 15%.
Однако достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса – предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на городской бюджет.
Решение всех этих проблем, обеспечение стабильности и выхода на путь устойчивого развития ЗАТО г. Озерск является невозможным без принятия специальных мер общегородского характера. Наиболее эффективным средством решения такой многоаспектной задачи является программно-целевое управление формированием благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на территории г. Озерска. Программа рассматривается как увязанный в части ресурсов, исполнителей и сроков осуществления комплекс организационных, финансово-экономических и других скоординированных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического и социального развития ЗАТО.