Формирование и совершенствование умений
Умения рассматриваются обычно как функционирующие знания и подразделяют на элементарные и сложные.
Закономерностью формирования умений можно назвать существование технологической цепочки:
ЭУ ЭН СУ
(элементарные умения) (элементарные навыки) (совершенствование умений )
Смысл ее заключается в том, что элементарные умения успешнее включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка. В соответствии с этой закономерностью построена дидактически целесообразная система усвоений умений. Она содержит шесть видов упражнений: предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие и контрольные.
1.Предварительные упражнения служат актуализации опорных знаний, умений, т.е. тех, которые были освоены ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. Они не должны занимать много времени, и как, правило, выполняются коллективно - с использованием классной доски или статической проекции.
2. Вводные упражнения могут быть двух назначений: либо для теоретического пояснения, либо для показа действия. В том и другом случае они выполняются учителем. Ученики могут принимать участие в обсуждении объясняемого материала.
3. Пробные упражнения нужны для профилактики ошибок. Традиционно их выполняют все ученики одновременно при последующем сравнении результата с полученным на классной доске. Есть и другие возможности проведения пробных упражнений, например, с проецированием на экран решения с ошибкой, которую предлагается найти. В любом случае пробные упражнения выполняются под контролем учителя.
4. Тренировочные упражнения, необходимые для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашней обстановке. Закономерность выполнения тренировочных упражнений : важна не столько их длительность, сколько частота. Начинающие учителя, не зная об этом, пытаются как можно быстрее сформировать навыки, увеличивая объем тренировок.
это приводит лишь к переутомлению ребят и к тому, что они начинают отрицательно относиться к учению. Не обоснована и другая крайность, когда учитель вовсе пренебрегает формированием навыков: этим осложняется в дальнейшем работа над сложными умениями.
5. Творческие упражнения могут быть разными по характеру, но в технологической цепочке они имеют определенное назначение: включение элементарных навыков в состав сложных умений. Выполняются, , как правило, индивидуально.
6. Контрольные упражнения могут быть либо такими же, как тренировочные, либо как творческие. Это зависит от того, что контролируется: сформированность элементарных навыков или включение их в состав сложных умений.
Если для первых двух разновидностей упражнений целесообразно изготавливать транспаранты и применять кодоскопы, то для последних трех, выполняемых индивидуально, нужно разрабатывать комплекты карточек.
Если при работе в слабых классах формирование и совершенствование умений подвигается очень медленно, надо посмотреть, не допущены ли методические ошибки:
а) не соблюдается ежедневность тренировок - увеличить частоту упражнений, проводя их малыми порциями в начале и в конце урока; подключить сильных учеников, закрепив за каждым из них слабого.
б) для лучшего запоминания исторических дат и т.п. - использовать сорбонки - карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки. Высокая эффективность сорбонок связана, во-первых, концентрируется внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены; во-вторых, игра растормаживает память, а расторможенная память лучше работает; в-третьих, увеличивается частота тренировок.
Задания:
1. При формировании и совершенствовании какого-либо умения по своему предмету разработайте все шесть упражнений, входящих в дидактически целесообразную систему.
2. Если у вас недостаточно дидактических материалов для формирования умений, обратитесь к опытным коллегам с просьбой скопировать те, что есть у них.
3. Если при формировании умений обнаруживаются трудности механического запоминания, то попробуйте изготовить и использовать сорбонки.
Применение знаний и умений.
Опытные учителя выделяют 10-15 минут на каждом уроке для применения знаний и умений, располагают большим количеством дидактических материалов как для организации самостоятельной работы учеников, так и для работы в микрогруппах по 2-4 человека.
Различают стандартное и творческое применение знаний.
О стандартном применении знаний существуют разные мнения. В дидактическом плане оно предшествует творческому применению, поэтому иногда его называют первичным. Отличительная черта стандартного применения - использование правил, алгоритмов; с этой точки зрения его следовало бы назвать алгометрическим.
В последние годы распространились попытки “ перепрыгнуть” через алгометрическое применение, быстрее заняться формированием творческих способностей. Однако чудеса происходят редко.
Законы обучения:
- прежде, чем учить творчеству, надо освоить стандартные задания;
- при этом освоении надо идти “от простого к сложному”
о последней закономерности писали еще Ян Амос Коменский и Адольф Дистервег.
Творческое применение знаний и умений многогранно: оно опирается на освоенные ранее мыслительные операции, полученную информацию, подкрепляются способностями и волевыми качествами, сопровождается усилением эмоций. Центральную, фиксирующую функцию здесь выполняет воображение. При обучении творческому применению задания подбираются так, что постепенно в них уменьшается доля алгометрического и усиливается роль интуиции.
Виды и приемы работы для обучения творческому применению:
· предвосхищение (антиципация) при чтении текста;
· анализ проблемных ситуаций;написание творческих рефератов;
· дискуссии и КВН;
· “мозговая атака”,
· решение задач несколькими способами;
· задачи с неполными данными;
· задачи на внутрипредметные и межпредметные связи;
· творческие лабораторные задания;
· самостоятельное или групповое изготовление моделей и приборов.
В последние годы появились задания, предполагающие использование исследовательских подходов, например: движения мысли от максимума информации; метода аналогий; метода выдвижения и исключения гипотез; статистической обработки; применения компьютерных программ.
В педагогической литературе стыдливо замалчивается вопрос о возможных негативных следствиях творческого применения знаний. А они существуют:
это нарушение принципа научности и доступности (пренебрежение доступностью), это и нравственный урон, связанный с появлением комплекса неполноценности у одних учеников и гипертрофированной самооценки у других. Самое страшное следствие наблюдается у некоторых преподавателей - это впадение в интеллектуальный садизм, когда они перестают работать с классным коллективом, концентрируя внимание на 1-2 учениках, готовя их ( и небезуспешно) к олимпиадам. Моральное “оправдание”, которое они себе находят, состоит в том, что нечего работать с “бездарями”, что несколько талантов полезнее для общества, чем “безликая толпа”.
Учитель, подготовивший в своем классе два десятка учеников для поступления в технический вуз, несравненно полезнее того, кто “ищет гениев”
Задания
1. Пронаблюдайте, сколько времени в среднем вы отводите на уроке применению знаний. Сравните с аналогичными расходами времени у опытных учителей.
2. Просмотрите, по всем ли темам учебной программы вы располагаете дидактическими материалами, наборами карточек для самостоятельной и групповой работы. Если по какой-то теме карточек недостаточно, попробуйте подобрать набор задач и упражнений, расположив их “от простого к сложному”
3. Отметьте в перечне видов и приемов работы, используемых для творческого применения знаний и умений, уже освоенные вами. Опишите один из вариантов организации этой работы.
Задания.
1. Сколько приемов работы вы уже освоили для обеспечения понимания, усвоения и применения знаний? Заполните таблицу.
Если в каждой подсистеме освоено не менее 5 видов и приемов учебной работы, а всего не менее 80. то вам пора подумать о собственном, рациональном в ваших условиях, стиле обучения.
№ | Подсистема для обеспечения: | Количество видов и приемов работы |
осознания материала при объяснении | ||
осмысления- выявления связей | ||
обощения - понятийного и др. | ||
текущего повторения нового материала | ||
тематического(систематизирующего) повторения | ||
профилактического повторения | ||
формирования и совершенствования умений | ||
стандартного (алгометрического) применения | ||
творческого применения знаний и умений |
2. Прохонометрируйте несколько своих уроков. Определите среднюю продолжительность этапов и сравните с приведенными в таблице. Где вы допускаете перерасход времени? Какие виды и приемы работы стоит сравнительно оценить по затратм времени и достигаемым результатам.