Возможные инструменты и семы подходов к проблеме финансирования экономического развития в третьем мире
В современной экономической литературе рассмотрение и анализ комплекса проблем, связанных с международной системой внешнего финансирования развивающихся и "переходных" стран, традиционно переплетается с исследованием последствий такого финансирования в форме внешней задолженности стран-реципиентов.
причиной, вынуждающей развивающиеся и переходные к рынку страны брать взаймы у других государств и у международных финансовых организаций, является необходимость финансирования расширенного воспроизводства, то есть такого хозяйственного развития, которое обеспечило бы переход к нормальным рыночным отношениям и вступление в мировые валютно-финансовые отношения на равных с промышленно развитыми странами условиях.
Объективная необходимость внешнего финансирования для переходной к рынку экономики обусловлена прежде всего потребностями ее развития. Поскольку экономический рост в целом предполагает национальное воспроизводство на расширенной основе, то введение внешнего финансирования элементом в такое воспроизводство означает, что оно должно дополнять другие источники финансирования инвестиционного процесса: бюджетные доходы (налоги, госкредит), национальную кредитную систему, собственные накопления и сбережения, дополнительную денежную эмиссию. На приводимой ниже схеме представлена модель участия международного внешнего финансирования в процессе расширенного воспроизводства страны-реципиента.
[13]
Модель показывает не только место международного внешнего финансирования в экономическом развитии страны-реципиента, но и его непосредственное участие в процессе расширенного воспроизводства.
Внешние ресурсы привлекаются в национальную экономику лишь при недостатке внутренних средств ее финансирования. К таким средствам относят: целевую направленность расходов госбюджета (сколько, собственно, идет на финансирование экономики, а идет, как понятно, в условиях свободного рынка и широкого частного предпринимательства мало); собственную базу накоплений и сбережений, которая как раз и формирует внутринациональные возможности финансировать экономический рост; национальную кредитную систему и ее направленность на финансирование расширенного воспроизводства. Таким образом, в условиях рыночного хозяйства главный источник финансирования экономического развития - база (широкая или узкая) национальных накоплений и сбережений. Именно они (или "склонность" к ним, как формулируют кейнсианцы) являются основным источником инвестиций в расширенное воспроизводство и они же формируют источники национального кредита, а следовательно, в конечном счете, также вложений в экономическое развитие страны.
Недостаток внутренних накоплений и сбережений, таким образом, представляет собой основную причину широкого привлечения иностранных ресурсов (кредитов и инвестиций) для финансирования инвестиционного процесса.
Значение международного кредита и иностранных инвестиций для расширенного воспроизводства в стране-реципиенте внешнего финансирования, а следовательно, для ее экономического развития во многом обусловлено их воздействием на процесс кругооборота капитала в этом государстве. Очевидно, что если заемный иностранный капитал и зарубежные инвестиции используются производительно, то они способствуют непрерывности процесса кругооборота капитала и ускоряют его.
[14]
Из приведенной схемы понятно, что использование в национальном воспроизводственном процессе наряду с собственными средствами ресурсов внешнего финансирования означает, что в стране-реципиенте не сложились еще условия, необходимые для возобновления производства в возрастающих масштабах. Но использование средств внешнего финансирования в качестве необходимого дополняющего источника финансирования расширяющегося производства (или, другими словами, экономического роста) неизбежно влечет за собой изъятие из оборота ресурсов для возврата заемных средств, необходимость делиться частью прибавочного продукта для выплаты процентов по международным кредитам или репатриации прибылей по зарубежным инвестициям.
В настоящее время соблюдение принципов нормальной окупаемости внешних финансовых ресурсов в экономике стран-реципиентов невозможно по той простой причине, что ими накоплена чрезмерная внешняя задолженность по международным кредитам, прошедшая стадию кризиса и вступившая в период реструктуризации с параллельным продолжением зарубежного кредитования и инвестирования.[15]
МВФ в праве предоставить развивающимся странам «обусловленный кредит», то есть кредит из собственных заемных средств МВФ. Важнейшие положения доктрины «обусловленного кредита» формулируются следующим образом: 1. Страна-заемщик должна быть готова следовать политике, намеченной для преодоления дефицита ее платежного баланса. 2. Политика страны должна быть совместима с целями МВФ и не должна вести к введению новых или усилению уже существующих торговых и платежных валютных ограничений.3. Политика страны должна быть направлена на преодоление нехватки валютных средств в течение периода времени не длительного характера. 4. Политика страны должна способствовать увеличению ее валютных резервов, с тем чтобы она могла выкупать валюту у стран МВФ.
МВФ также предоставляет некоторые механизмы кредитования стран.
1.Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования. [16]Предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т. п.
2.Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ . создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их Платежные балансы. Лимит - 35% квоты.
3. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований. Назначение МФСП состояло в оказании финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ.
4. Механизм финансирования дополнительных резервов. Образование этого механизма явилось непосредственной реакцией на финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и ряде других стран. В рамках МФДР предоставляются средства государствам-членам, которые испытывают "исключительные трудности" в области платежного баланса и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на международные резервы страны.
5. Чрезвычайные кредитные линии. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам - членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, "бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов.
Другие специальные подходы и процедуры. Под влиянием валютных кризисов в Мексике и Аргентине в 1994 - 1995 гг. и в связи с нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ, наряду с образованием механизма финансирования дополнительных резервов и вводом в действие чрезвычайных кредитных линий, о которых уже говорилось, осуществил в 1995 - 1997 гг. ряд других нововведений. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе:
механизм экстренного финансирования, представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.
поддержка фондов валютной стабилизации; согласно принципам, сформулированным в сентябре 1995 г., такая поддержка со стороны МВФ может осуществляться в рамках договоренностей с государствами членами о кредитах "стэнд-бай" или расширенном кредитовании с целью повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации.
экстренная помощь; призвана содействовать государствам-членам в преодолении нарушений равновесия платежных балансов, возникающих в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий.
помощь пережившим конфликт странам; в сентябре 1995 г. Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов.
Заключение
В «Декларации тысячелетия ООН» поставлены действительно важные и в то же время трудные задачи и цели. Для их выполнения необходимо участие всего мира, понимание и небезразличное отношение к глобальным проблемам. Согласно Докладу об осуществлении целей развития тысячелетия 2013 года, многое сделано и многое еще предстоит совершить.
Существует множество схем финансирования развития экономик, но важнейшей проблемой здесь является трудное положение стран третьего мира, как политическое, так и экономическое.
Внешнее финансирование переплетается с исследованием последствий такого финансирования в форме внешней задолженности стран-реципиентов.
Объективная необходимость внешнего финансирования для переходной к рынку экономики обусловлена прежде всего потребностями ее развития. Поскольку экономический рост в целом предполагает национальное воспроизводство на расширенной основе, то введение внешнего финансирования элементом в такое воспроизводство означает, что оно должно дополнять другие источники финансирования инвестиционного процесса: бюджетные доходы (налоги, госкредит), национальную кредитную систему, собственные накопления и сбережения, дополнительную денежную эмиссию.
Необходимо не останавливаться на достигнутых целях, поставленных Декларацией и продолжать бороться за достойное существование всех людей в мире.
Список литературы:
1. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» /М.: Изд. «Финансы и статистика», 1994 г.
2. Международный валютный фонд: на рубеже столетий. Российский аспект // Деньги и кредит. – 1999. - №9. 54 – 67 с.
3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, электронный ресурс, режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
4. Доклад об осуществлении целей развития тысячелетия, 2013, электронный ресурс, режим доступа: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/reports.shtml
5. The World Bank: World Development Indicators, 2013. Gross National Income per Capita 2012.
6. Экономика Африки, электронный ресурс, режим доступа: http://country.in.ua/africa/economic.html
7. Экономика Камборджи, Foreign Agricultural Service, электронный ресурс, режим доступа:http://www.pecad.fas.usda.gov/highlights/2010/01/cambodia/
8. Гондурас // Страны и регионы мира: экономико-политический справочник. 3-е изд. / под ред. А.С. Булатова. М., «Проспект», 2012. стр.285-286
9. Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и "переходных" странах, Е.А. Звонова, доцент, докторант кафедры "Финансы" РЭА им. Г.В. Плеханова
[1] Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, электронный ресурс, режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
[2] Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, электронный ресурс, режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
[3] Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, электронный ресурс, режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
[4] Доклад об осуществлении целей развития тысячелетия, 2013, электронный ресурс, режим доступа: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/reports.shtml
[5] Доклад об осуществлении целей развития тысячелетия, 2013, электронный ресурс, режим доступа: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/reports.shtml
[6] Доклад об осуществлении целей развития тысячелетия, 2013, электронный ресурс, режим доступа: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/reports.shtml
[7] Доклад об осуществлении целей развития тысячелетия, 2013, электронный ресурс, режим доступа: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/reports.shtml
[8] The World Bank: World Development Indicators, 2013. Gross National Income per Capita 2012.
[9] Экономика Африки, электронный ресурс, режим доступа: http://country.in.ua/africa/economic.html
[10] Экономика Африки, электронный ресурс, режим доступа :http://country.in.ua/africa/economic.html
[11] Экономика Камборджи, Foreign Agricultural Service, электронный ресурс, режим доступа:http://www.pecad.fas.usda.gov/highlights/2010/01/cambodia/
[12] Гондурас // Страны и регионы мира: экономико-политический справочник. 3-е изд. / под ред. А.С. Булатова. М., «Проспект», 2012. стр.285-286
[13] Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и "переходных" странах, Е.А. Звонова, доцент, докторант кафедры "Финансы" РЭА им. Г.В. Плеханова
[14] Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и "переходных" странах, Е.А. Звонова, доцент, докторант кафедры "Финансы" РЭА им. Г.В. Плеханова
[15] Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и "переходных" странах, Е.А. Звонова, доцент, докторант кафедры "Финансы" РЭА им. Г.В. Плеханова
[16] Международный валютный фонд: на рубеже столетий. Российский аспект // Деньги и кредит. – 1999. - №9. 54 – 67 с.