Зарождение и развитие экономической науки
Эк-ая теория зародилась в Индии, Китае. Затем переселилась в Грецию (Платон, Аристотель, Ксенофоб).
(«Экос»-ведение дом. хозяйства, «комос»-закон).
С развитием капиталистических производственных отношений возникла эк-ая наука, политич-я эк-ка («политея»- общество, гос-во).
Первой теорит. Школой полит-ой эк-ки был меркантилизм. Представители, купцы: Томас Мэн, итальянец Давид Сзати, Ордин Назекен, Петр Пакс, Романов . Сфера обращения, сфера торговли – предмет меркантилизма. Источник богатства – торговля.
1)ранний меркантилизм (14-16 вв.) Активный денежный баланс (запрет вывоза денег из страны).
2) поздний меркантилизм (16-17 вв.) Активный торговый баланс (экспорт превышает импорт, политика протекционизма (защита внутреннего рынка от иностранных конкурентов)
Название полит-ой эк-ки ввел Антуан Де Монкретьян: основное направление –классическая полит-ая эк-ка. Вторая половина 18в. Основные представители: Франсуа Кене, Адам Смит, Вилен Тети, Жак Батист Сей, Мальтус, Давид Денарс. Предмет исследования -сфера производства, продукт- воплощение богатства.
Школа (50-70-е гг. 18 в.) Физиократы (власть над природой), руководитель: Франсуа Кене. Богатство- аграрный сектор эк-ки. Адам Смит (1723-90) ,1776- книга о исслед-х о природе и причинах богатства народа, основ.идея – идея эколог-го либерализма (мошенальное вмешательство гос-ва в эк-ку).Заложил основу трудовой теории стоимости, создал учение о производстве и непродовольственном труде.
Марксизм(2-я половина 19в.) Осно-ль- К. Маркс(1818-1883). Соратник- Фридрик Энгельс (1820-1895). Основной труд: «капитал»(3 тома). Предметом исследования была сфера производства. Работа Маркса – трудовая теория стоимости и теория о прибавочной формации. Объект исследования- капиталистическая система хоз-ва.
Маржинализм(70-е г. 19в.) Представители: Менгель, Визер, Бем-Баверк. Стоимомть товара определялась предельной полезностью, а не затратами труда. Цена товара являлась как результат индивид-ых оценок потреб-ля. Предмет исследования- сфера потребителя, Объект – домаш. Хоз-во, фирмы.
Современная эк-ая теория (кон. 19в.,20в.) Учение: 1) неоклассическая теория( Марисан- основатель). Предмет исследования- на ряду со сферой потребляемости и производства.1890-принципы эк-ки.; 2) маритаризм (Милтон Фрицман),70-80-е гг. 20 в. Решающий фактор0деньги. Регулирую кол-во денег в обращении гос-ва способно влиять на все эк-е процессы.; 3)кейнсианство. Основатель: Дж.М.Кейнс(1883-1946г.) 1936- теория о занятости, процента и денег( проблемы безработицы, инструменты денежной и фискальной политики). Основная идея – активное вмешательство гос-ва в эк-ку.
2. Предмет экономической теории и её функции.
Предметом с позиции пол-ой эк-ки явл-ся система соц.-эк-х отношений хоз-ых субъектов по поводу произ-ва, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Эк-ие отношения- опр-ые связи и отношения, кот-е не зависят от воли и сознания людей, в них вступающих в процессе общ-го произ-ва. Основой системы соц.эк-х отношений явл-ся соотношения собственности. Под категорией собственности понимают отношение мду взаимодей-ми субъектами по поводу отчуждения и присваивания средств произ-ва и его конкретных результатов.
С т.з. неоклассического подхода предметом эк-ой теории явл-ся поведение людей в мере ограниченных ресурсов.
С т.з. объекта исслед-я эк-ая теория подразделяется на микроэк-ку (раздел эк-ой теории, разделяющий поведения отдельных хоз-ых субъектов(фирмы, предпр-я)) и макроэк-ку (раздел эк-ой теории, изучающий явления и процессы на уровне парадного хоз-ва. Отличит. Особ-ть- агрегированные или совокупные эк-ие показатели(ВВП, вид, уровень инф-ии и совок-й спрос)).
Функции эк-й теории:
1)Познавательная(научная)- изучение и объяснение эк-х явлений и процессов познания эк-х законов. Эк. Закон- наиболее существенные, устойчивые, повторяющееся, объективные, причинно- следственные связи и отношения;реализуется чз деят-ть людей; эк-е законы приходящие со временем.
Эк-е категории- логич-е понятия,представляющие собой теор-е выражение реальных эк-х процессов.
2)практическая(прикладная)- разработка принципов и методов рационального хоз-ва.
3)методологическая- когда эк.теория выступает в качестве основания для др-х наук.
4)прогностическая- разработка научных прогнозов, определение перспектив общ-го развития.
5) позитивная, нормативная- совокуп-ть системат-х знаний. Позитивная-относится к тому,что есть.Нормативная-к тому,что должно быть.