Факторы качества и условия их формирования
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. Важнейшим фактором, влияющим на качество продукции, является система стандартизации.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений также способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так м на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.
В основном внутренние и внешние факторы тесно связаны между собой и влияют на качество продукции.
Субъект, объект и функции управления качеством, их содержание и характеристики.
Субъект управления – управляющие органы всех уровней, призванные обеспечить качество.
Объектом управления качеством служит процесс создания продукции, в ходе которого под воздействием субъектов управления формируется её качество.
Основные функции управления качеством.
Функция планирования предполагает определение целей в области качества, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств для их достижения. Реализация данной функции связана с разработкой миссии организации, ее политики и стратегии в области качества, а также планов по реализации политики и стратегии на различных уровнях управления, применительно к различным процессам в организации.
Функция организации включает
- определение ответственности и полномочий каждого отдельного лица в области управления качеством;
- определение того, какая деятельность в области управления качеством будет выполняться конкретным структурным подразделением.
Функция мотивации связана с побуждениями, заставляющими человека действовать определенным образом. Менеджеры предпочитают иметь дело с позитивно мотивированными сотрудниками, т.е. теми, кто старается найти лучший способ выполнения своей работы, и заинтересован в производстве высококачественных товаров и услуг.
Функция контролявключает действия, которые менеджеры предпринимают для того, чтобы фактические конечные результаты в области качества совпадали с запланированными.
Специальные функции управления качеством - это функции, которые реализуются в подразделениях предприятия. Каждая из функций представляет собой сочетание родственных или близких по содержанию задач улучшения качества продукции.
31. Факторы качества и условия их формирования = 29. Факторы качества и условия их формирования
Статистические методы контроля качества, их содержание и характеристики
В отраслях промышленности статистические методы применяются для проведения анализа качества продукции и процесса. Анализом качества является анализ, посредством которого с помощью данных и статистических методов определяется отношение между точными и замененными качественными характеристиками.
Научные методы статистического контроля качества продукции используются в следующих отраслях: в машиностроении, в легкой промышленности, в области коммунальных услуг.
Основной задачей статистических методов контроля является обеспечение производства пригодной к употреблению продукции и оказание полезных услуг с наименьшими затратами.
Статистические методы контроля качества продукции дают значительные результаты по следующим показателям:
- повышение качества закупаемого сырья;
- экономия сырья и рабочей силы;
- повышение качества производимой продукции;
- снижение затрат на проведение контроля;
- снижение количества брака;
- улучшение взаимосвязи между производством и потребителем;
- облегчение перехода производства с одного вида продукции на другой.
Главная задача – не просто увеличить качество продукции, а увеличить количество такой продукции, которая была бы пригодной к употреблению.
Инструменты контроля качества являются эффективными и в то же время приемлемыми для освоения персоналом средств систематического контроля качества. К ним относятся:
– сбор данных и контрольные листы;
Сбор данных и контрольные листы предназначены для регистрации источника данных, времени сбора, объекта, по которому данные собраны, для того, чтобы их было удобно использовать, легче производить статистические вычисления, регистрировать данные в простой и доступной форме. Контрольный лист – бланк, на котором предварительно отмечены контролируемые параметры, чтобы можно было быстро и точно записать данные измерений.
– гистограммы;
Гистограммы представляют собой один из видов столбиковой диаграммы, когда совокупность смежных прямоугольников располагается на одной прямой линии. Основаниями прямоугольников в этом случае являются интервалы шириной α, на которые разбивается ряд измерений, а ординатами – относительные частоты hi, характеризующие количество значений, попавших в каждый интервал.
В производственной практике гистограммы применяют при текущем контроле качества изготовления продукции, при изучении качественных и количественных закономерностей производственных процессов. С помощью гистограммы сравнивают показатели качества с требованиями нормативно-технической документации, состояние технологического процесса до и после соответствующих усовершенствований или принятия мер, устраняющих неполадки. Исключительно эффективно использование гистограммы при составлении месячных отчетов цехов и предприятий о качестве выпускаемой продукции, при оценке изменений уровня качества продукции и труда по периодам наблюдений, при обучении членов групп качества.
Построение гистограммы ведется в определенной последовательности. Сначала составляют таблицу исходных данных. Для заполнения таблицы предварительно определяют количество интервалов
– диаграммы рассеивания (разброса);
Диаграмма разброса (график разброса) строится как график зависимости между двумя параметрами. Наиболее распространенным статистическим методом выявления подобной зависимости является корреляционный анализ, основанный на оценке коэффициента корреляции
– стратификация;
Стратификация (метод расслаивания данных) – это инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отражающих требуемую информацию о процессе. Данные разделяют на группы в соответствии с их особенностью, называемые слоями (стратами).
Процесс разделения называется расслаиванием или стратификацией.
Расслаивание осуществляется: по исполнителям (по квалификации, стажу, полу); масштабам и оборудованию (по новому и старому, марке, конструкции, материалу, месту производства, фирме производителя, партии, качеству сырья); способу производства (по температуре; технологическим приемам); измерению (по виду измерения; точности измерения).
– диаграмма причинно-следственных связей Каура Исикавы («рыбный скелет);
Диаграммы строятся по след правилам:
1.используеться группа работников, руководство устраняется
2.сохраняеться анонимность высказываний
3.младшие высказываются первыми
4.время проведения экспертизы ограничено
Диаграмма Исикавы позволяет выявить причины дефектов и сосредоточиться на устранении этих причин. Схема Исикава представляет собой графическое упорядочение многообразных факторов, влияющих на объект анализа и характеризующих конкретные результаты деятельности или процессов. Определяющим достоинством схемы Исикава является то, что она дает наглядное представление не только о совокупности различных факторов (характеристик), оказывающих воздействие на объект анализа, но и о причинно-следственных связях этих факторов.
– диаграмма Парето;
Диаграмма Парето позволяет наглядно представить величину потерь в зависимости от различных дефектов.
Виды диаграмм различаются:
– по результатам деятельности (отражают нежелательные дефекты и отказы);
– по причинам (отражают причины проблем, которые возникают в процессе производства).
Этапы построения диаграмм Парето:
1) выбор вида диаграммы по причинам;
2) классификация результатов;
3) определение метода и периода сбора данных;
4) разработка контрольного листа для регистрации данных;
5) ранжирование данных по каждому признаку в порядке значимости;
6) построение столбиковой диаграммы.
Сущность анализа Парето заключается в выявлении таких дефектов, на поиске которых необходимо сосредоточить особое внимание. При этом действует правило, что 80% всех дефектов вызвано небольшим числом причин.
Системы качества, их содержание и характеристики
СИТЕМА ИСО (ISO) - Это международная организация по стандартизации.
В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали всё больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, которые устанавливали требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Основное содержание Международных стандартов качества ISO 9000.
Основополагающим стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 "Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие "степень подтверждения", определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 "Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения" рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счет применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.
Три модели обеспечения качества, входящие в состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут быть сертифицированы. Они позволяют сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.
Первая модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.
Вторая модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.
Третья модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции". Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и испытания поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов.