От индивидуального к рыночному спросу
Чтобы упростить проблему, предположим, что на рынке продуктов питания есть только три потребителя (А, В и С). В табл. 4.1 приведено несколько наборов для каждой из трех кривых спроса для этих потребителей. Общее коли-
ТАБЛИЦА 4.1 Данные для построения кривых рыночного спроса
Цена, долл. | Потребитель A1 единиц | Потребитель В, единиц | Потребитель С, единиц | Рынок, единиц |
j | ||||
О | ||||
О |
чество, пользующееся у потребителей спросом по каждой цене, т. е. данные колонки рыночного спроса (5), получается сложением данных колонок 2, 3 и 4. Например, когда цена товара равна 3 долл., пользующееся спросом на рынке количество равно: 2 -f- 6 -+- 10, или 18.
На рис. 4.8 изображены те же самые потребительские кривые спроса на продукты питания. Кривая рыночного спроса представляет собой кривую, получаемую в результате суммирования значений абсцисс спроса каждого из потребителей (отмеченных, как da, D8, Dc). Мы складываем абсциссы, отвечая на вопрос, какое общее количество товара потребуется трем потребителям при заданной цене. Эта сумма может быть определена при помощи «горизонтального суммирования» графиков на каж-
Рь1ночный спрос
5 W 15 20 25 JO
Потребление дензина^диниц
Рис. 4.8. Суммарная кривая рыночного спроса 114
дом уровне цены. Например, когда цена товара равна 4 долл., объем спроса на рынке (11 единиц) представляет собой сумму запрашиваемого количества со стороны А (О единиц), В (4 единицы) и С (7 единиц). Так как все индивидуальные кривые спроса имеют наклон вниз, кривая рыночного спроса также наклонена вниз. Однако кривая рыночного спроса не обязательно должна быть прямой линией, хотя каждая индивидуальная кривая таковой является. В нашем примере кривая рыночного спроса имеет изгиб, потому что некоторые потребители не желают совершать покупки по ценам, которые другие потребители находят приемлемыми (свыше 4 долл.).
Следует отметить два момента. Во-первых, кривая рыночного спроса смещается вправо по мере того, как все большее число потребителей выходит на рынок. Во-вторых, факторы, влияющие на спрос многих потребителей, повлияют также и на рыночный спрос. Предположим, например, что большинство потребителей на отдельном рынке увеличивают свой доход и в результате возрастает их спрос на продукты питания. Так как кривая спроса каждого потребителя при этом смещается вправо, то же самое произойдет и с кривой рыночного спроса.
Агрегирование спроса отдельных индивидуумов в рыночный спрос — это не просто теоретическое упражнение. Оно становится важным на практике, когда рыночный спрос формируется исходя из спроса различных демографических групп или из спроса потребителей, живущих в различных районах. Например, мы можем получить информацию о спросе на персональные ЭВМ, суммируя независимо друг от друга полученную информацию: 1) о семьях с детьми; 2) о семьях без детей; 3) об одиноких людях. Или мы можем определить спрос в США на природный газ, суммируя спрос на природный газ по крупным регионам (Восток, Юг, Средний Восток, Запад, например).