Тема 4. Статистика макроэкономических показателей
Цель занятия: изучить основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчета; рассмотреть методы расчета валового внутреннего продукта.
Национальные счета отражают все фазы экономического процесса (производство, образование и распределение доходов, потребление и накопление и т.д.), дают обобщенное представление о функционировании экономики в определенный период времени. Основой для построения национальных счетов России является методология, принятая в качестве международного стандарта ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом в 1993 году.
2.1 Общие положения
Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла около 50 лет тому назад в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для анализа состояния экономики, формирования экономической политики и принятия мер по регулированию рыночной экономики.
СНС концептуально гармонизирована с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, и в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.
Методологической основой СНС России является «Система национальных счетов, 1993», разработанная под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной Евростатом, Международным валютным фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирным банком.
Некоторые отклонения российской СНС от международных стандартов обусловлены специфическими особенностями функционирования отдельных секторов экономики.
В 2009 года Статистической комиссией ООН принята обновленная версия СНС – «Система национальных счетов 2008 года» (СНС-2008).
Внедрение положений СНС 2008 года является одной из перспективных задач Росстата, включенной в План развития Системы национальных счетов России на период с 2011 по 2017 год.
Структура и основные категории системы
Национальных счетов
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет или группа счетов.
Счета СНС являются счетами потоков, то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.
Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изменение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц «Затраты-выпуск», в которых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.
Система национальных счетов России в настоящее время включает в себя следующие счета:
счет товаров и услуг;
счет производства;
счет образования доходов;
счет распределения первичных доходов;
счет вторичного распределения доходов;
счет использования располагаемого дохода;
счет операций с капиталом.
Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
ВВП может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства - производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВВП при расчете производственным методом представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах и чистых налогов на продукты.
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, характеризует сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.
ВВП, рассчитанный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов можно оценить на основе статистической информации, полученной от респондентов, часть из них исчисляется балансовым методом.
Границы производства определяются в СНС как совокупность деятельности единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает деятельность предприятий, производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос).
В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, проданы они или нет, включая выращенную сельскохозяйственную продукцию, строительство собственными силами и различные услуги, оказанные на сторону, в том числе торговлю, посредничество и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленной стоимости услуг, предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах.
В границы производства включаются также экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами. В понятие экономики, ненаблюдаемой прямыми статистическими методами, в статистике России включается экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или занижаемая по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством, а также производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих продукцию для реализации на рынке и для собственного использования.
Расчеты показателей национальных счетов ведутся на основании данных официальных статистических и административных источников, косвенной информации, применения балансовых и других специальных методов и экспертных оценок. Поправки на экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами, присутствуют во всех трех методах расчета ВВП. В последние годы эта поправка составляла 14-16 процентов ВВП России.
В соответствии с международным стандартом СНС, незаконную деятельность по производству товаров и услуг (производство и реализация наркотиков и оружия, проституция) рекомендуется включать в границы производства. Однако, в российской практике, также как и в большинстве стран, результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются.
В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах “остального мира”, объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).