Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности
Развитию общественного питания способствует расширение информационного обеспечения предприятий.
Изменение структуры управления общественным питанием отразилось на обеспечении предприятий нормативной и технологической документацией. В связи с этим в действующих предприятиях не всегда соблюдаются установленные требования к производству и потреблению. В настоящее время в стране проводится работа по постепенному формированию законодательной базы о качестве и безопасности пищевых продуктов, совершенствованию нормативных документов, ужесточению контроля за состоянием питания и здоровьем населения.
Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, регламентирующие деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.
Правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права. Правоотношения в ресторанном бизнесе – это урегулирование нормами правоотношения по оказанию услуг общественного питания. Виды правоотношений в ресторанных услугах: 1. Между предприятием общественного питания и клиентом. 2. Между предприятием общественного питания и другими, контактирующими с ним организациями. Субъекты правоотношений в ресторанном бизнесе: 1.Предприятия общественного питания различного типа. 2. Клиент (посетитель, потребитель услуг питания). 3. Организации, взаимодействующие с предприятием общепита. Источники правового регулирования в ресторанном бизнесе – это основные акты международного законодательства, общие нормативно-правовые акты РФ, административно-правовые документы, административный контроль.
Открытия предприятия общественного питания
В настоящее время для открытия предприятия общественного питания необходимо:
- зарегистрировать юридическое лицо в установленном порядке в организационно- правовой форме, предусмотренной действующим законодательством;
- оформить имущественные права на нежилое помещение и земельный участок и зарегистрировать их в установленном порядке;
- зарегистрировать контрольно- кассовые машины в государственной налоговой инспекции по месту нахождения предприятия;
- оформить паспорт на вывеску объекта;
- получить лицензию при осуществлении видов деятельности, подлежащих лицензированию;
- получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам хозяйственной и иной деятельности, работ; услуг;
- оформить санитарный паспорт на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов;
- оформить личные медицинские книжки на работников с отметкой о результатах предварительных (при поступлении на работу). Периодических (2раза в год) медицинских осмотров и гигиенической аттестации;
- заключить договор со специализированной организацией о вывозе твердых бытовых отходов;
- получить сертификат соответствия услуг требованиям нормативных документов.
Данные требования к предприятиям ресторанного бизнеса установлены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лекция №21 Законодательство в области защиты прав потребителей
Потребитель и сервис
Различные нормы, защищающие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали еще в римском праве. В дореволюционной России за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность. В начале 30-х годов XX века для защиты потребительских прав в США, Англии, а позднее и в других странах стали создавать лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей), основной целью которых было формирование потребительской культуры, оказание воздействия м изготовителей и продавцов. Для этого правление лиги составлют «белые списки» предпринимателей, которые соблюдают определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было недостаточно.
Официальное признание прав потребителей произошло 15 марта 1962 года, когда президент США Джон Кеннеди на заседании конгресса впервые сформулировал четыре основных права потребителя:
• право на безопасность;
• право на информацию;
• право быть услышанным;
• право на здоровую окружающую среду.
Он утверждал, что все граждане независимо от их дохода и социального положения имеют одни и те же потребительские праиа. Со временем эти права была признаны во многих странах, а также нашли свое отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 9 апреля 1985 года, «Руководящие принципы защиты интересов потребителей»:право на безопасность;право быть услышанным;право на информацию;право на выбор;право на удовлетворение основных потребностей;право на благоприятную окружающую среду;право на возмещение убытков;право на потребительское образование.
15 марта ныне отмечается как Всемирный день прав потребителя (WCRD), это ежегодный день солидарности потребителей и потребительских организаций всего мира.
Защита прав потребителей непосредственно связана с реали-цщией прав человека. На сегодняшний день в основе классифика-иии прав человека лежит деление их на три поколения, что связано со временем их появления и отражает историческую последовательность углубления их понимания, временную очередность пключения в общепризнанные международные документы. Права третьего поколения были обозначены документально под эгидой ООН в 80-е годы XX века. Права третьего поколения называют также правами солидарности, они выступают.цредпосылкой реализаций основополагающих прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 которой провозглашает право на такой жизненный уровень, который необходимая поддержания здоровья самого человека и его семьи. Права третьего поколения включают право на здоровую окружающую среду, право па доброкачественные продукты питания. Они были зафиксиро-ианы ООН в 1986 году в принятой Генеральной Ассамблеей Декларации о правах на развитие, которые направлены на постоянное повышение благосостояния всего населения на основе, вчастности, справедливого распределения создаваемых в ходе развития человечества благ.
Потребительское право как самостоятельная отрасль права возникла в Российской Федерации в начале 90-х годов. Законы Российской Федерации предусматривают двухуровневую систему защиты потребителей: федеральными органами и специально создаваемыми органами местной администрации. Существенной гарантией стало закрепление в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволяет им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве.
Потребительское право— это комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (административного, гражданского, уголовного и других), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан. Оно не только тщательно регулирует разнородные общественные отношения для достижения защиты прав потребителей, но и обеспечивает их строгую согласованность. Основные положения дан-
ной отрасли права опираются на положения Конституции Российской Федерации о защите собственности (ст. 8, 35), на ст. 3d (право на объединение в общественные организации), на ст. 45, 46, 47 (право на государственную защиту прав и свобод, в частности на судебную защиту).