Виды управленческих решений и требования, предъявляемые к ним
При классификации решений вид (тип) решения определяется исходя из характера задачи принятия решений.
Общепринятыми критериями деления задач принятия решений и соответственно решений являются следующие:
· степень определенности информации;
· количество лиц, принимающих решение;
· степень охвата объекта управления;
· длительность действия и характер целей;
· содержание задачи принятия решений;
· количество целей.
Рассмотрим общепринятые классы управленческих решений, выделенные в соответствии с указанными критериями.
Определенность информации. Определенность информации характеризуется полнотой и достоверностью данных, используемых при принятии решения. По этому признаку решения подразделяются на три группы:
· решения, принимаемые в условиях определенности;
· решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске);
· решения в условиях неопределенности (ненадежные).
Принятие решений в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной информации о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решений.
Для данного класса задач цели и ограничения формально определяются в виде целевых функций и неравенств (равенств). Функция предпочтения в случае одной цели совпадает с целевой функцией, а в случае множества целей — с некоторой функциональной зависимостью целевых функций (обобщенной целевой функцией). Критерий выбора решения определяется максимумом или минимумом (экстремумом) целевой функции.
Эти условия позволяют построить формальную математическую модель задачи принятия решений и алгоритмически найти оптимальное решение.
Роль человека в решении данных задач сводится к приведению реальной ситуации к типовой задаче математического программирования и утверждению решения.
Принятие решений в условиях вероятностной определенности базируется на теории статистических решений. Здесь неполнота и недостоверность информации дополняется путем рассмотрения случайных событий и процессов. Закономерности поведения случайных объектов описываются с помощью вероятностных характеристик. Сами же вероятностные характеристики являются уже неслучайными, поэтому с ними можно производить операции по нахождению оптимального решения так же, как с детерминированными характеристиками. Общим критерием нахождения оптимального решения является средний риск.
Математические модели, рассматриваемые в задачах принятия решений в условиях определенности и вероятностной определенности, описывают простейшие ситуации в развитии социально-экономических объектов и поэтому имеют ограниченное применение. Для основного класса задач характерна неполнота и недостоверность информации, которая не позволяет построить адекватные математические модели решения задач по определению оптимального решения.
Поэтому основную роль в поиске решения в задачах с информационной неопределенностью играет человек. Формальные методы и технические средства используются лишь в качестве вспомогательных средств.
Количество лиц, принимающих решение (классификация по субъекту управления). Исходя из данного критерия различаются следующие решения:
· единоначальные (принимаемые единоначальником);
· коллегиальные (принимаемые совещательным органом, например, советом директоров);
· коллективные (принимаемые всем коллективом, например, собранием акционеров).
Степень охвата объекта управления. В зависимости от степени охвата объекта, в отношении которого принимается решение, выделяют следующие решения:
· общие, охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятельности;
· частные, касающиеся отдельных сторон деятельности;
· локальные, принимаемые в отношении какого-то отдельного элемента организационно-экономической системы, например отдела, цеха и т. д. Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.
Длительность действия и характер целей. По длительности действия и характеру целей решения могут быть подразделены на стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.
Тактические решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.
Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
Содержание задачи принятия решений. По признаку содержания задачи принятия решений различают экономические, организационные, технические, технологические, политические и другие решения. Сфера их деятельности обусловливает специфические требования к принимаемому решению.
Количество целей. По признаку количества целей выделяют одноцелевые и многоцелевые решения.
Реальные экономико-управленческие решения по управлению производством, как правило, являются многоцелевыми. При принятии этих решений возникает проблема согласования противоречивых целей, что значительно усложняет процесс принятия решений.
Частота (повторяемость) принятия решений. По данному критерию выделяют одноразовые (случайные) и повторяющиеся (рутинные) решения.
Решения можно классифицировать и по другим признакам, например, по характеру процесса принятия (объединенные решения и решения, принимаемые последовательно); по числу решений, встречающихся в процессе их принятия (статические и динамические, одноступенчатые и многоступенчатые); по организационному распределению решений (централизованные и децентрализованные); по возможности их передачи (решения, которые могут или не могут быть переданы); по господствующему образу мышления (дискурсивные (обдуманные) и интуитивные (спонтанные)); по учету изменения данных (жесткие и гибкие); по связи с другими решениями (автономные и дополняющие друг друга); по сложности (простые и сложные по структуре) и т. д.
К управленческим решениям предъявляются определенные требования, которые обеспечивают выполнение поставленных задач.
Важнейшие требования к решению:
Научная обоснованность, компетентность. Данное требование означает, что решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Каждое решение, противоречащее этим закономерностям, влечет за собой серьезные последствия, замедляет развитие системы.
Для смягчения негативных последствий принимаемых решений необходимо, чтобы они принимались на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и окружающей его среде. Соблюдение отмеченных требований повышает научную обоснованность решений, снижает вероятность их ошибочности. Тщательность обоснования решения — это залог его оптимальности.
Полномочность. Управленческое решение должно быть полномочным. Это означает, что оно должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение, а не другое.
Полномочность выполнения функции принятия решения является необходимым условием обеспечения директивности принятого решения и определяется правами для его принятия и ответственностью за его последствия.
Выход за рамки этих прав создает риск невыполнения решения. С другой стороны, лицо, принимающее решение (ЛПР), не должно подменять нижестоящих руководителей, что неизбежно ведет к снижению инициативности подчиненных.
Директивность. Директивность решения означает обязательность его исполнения. Она обеспечивается полномочностью руководителя.
Непротиворечивость. Непротиворечивость означает его согласованность с ранее принятыми решениями. Принимая решение, важно учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, и должно развивать и дополнять ранее принятые решения. Непоследовательность в принятии решений, их несогласованность резко снижают эффективность управления.
Своевременность (оперативность). Означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение ненужным. Несвоевременно принятое решение часто бывает не только недостаточно эффективным, но и вредным.
Точность, ясность, лаконичность формулировки решения. Управленческое решение должно быть точным и ясным, что исключает разночтения. Простота и лаконичность, строгость формы помогают лучше усвоить требования управленческого решения исполнителями, что является залогом его успешной реализации.
Экономичность, эффективность и оптимальность. Требование эффективности состоит в том, чтобы обеспечить достижение намеченных в решении целей. Однако важно, чтобы цели были достигнуты при оптимальных затратах ресурсов (трудовых, материальных и финансовых). В этом суть экономичности решения. Если правильно соблюдена прямая зависимость между целями, средствами и ресурсами, то принятое решение будет оптимальным.
Комплексность. Означает необходимость учета всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме, а также рационального использования логического мышления и интуиции принимающего решение лица, математических методов и вычислительной техники при формировании и выборе решения. На практике указанные требования могут быть обеспечены, если выполняются принципы обоснования решений.
Принципы — это основополагающие правила, которыми должны руководствоваться работники аппарата управления в процессе принятия и реализации решений.
Первый принцип обоснования решений — это объективность. Он требует рассматривать явления такими, какие они есть, принимать решения в интересах системы, без субъективизма и личной заинтересованности.
Объективность требует правильного использования фактов, отбора тех фактов, которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме, и отделения фактов, искусственно привнесенных для подтверждения заранее установившегося или предвзятого мнения.
Второй принцип — всесторонность рассмотрения. Он позволяет глубоко изучить проблему, требующую принятия решения, путем движения от абстрактного (простейших отношений) к конкретному (сложным и глубинным отношениям), от явления к сущности.
Принцип всесторонности требует при принятии управленческого решения наличия полной и достоверной информации о возникновении и развитии проблемной ситуации, актуальности и срочности решения проблемы, о связи рассматриваемой проблемы с другими известными проблемами и т. п.
Получение информации, как известно, связано с определенными затратами. При оценке информации необходимо сопоставлять затраты на ее получение с тем эффектом, который она может дать. Переоценка информации может привести к исследованию несущественных подробностей, мелких фактов и увести от существа проблемы.
Третий принцип — это комплексный подход, который означает, что желаемый результат выполнения решения должен касаться всех основных аспектов проблемной ситуации. В случае игнорирования данного требования принимаемое решение может быть односторонним и его реализация может привести к возникновению или углублению других противоречий, иногда даже более серьезных, чем решаемое. Например, решая проблему увеличения производственной мощности предприятия и в то же время забыв о необходимости совершенствования заработной платы, руководители предприятий могут породить проблему текучести кадров, которая, в конечном счете, приводит к снижению темпов роста объемов производства. Этот принцип требует всестороннего учета интересов и потребностей людей, которых затрагивает решение.
Четвертый принцип — системный подход к обоснованию решения — предполагает:
· рассмотрение проблем, возникающих в управлении организационно-экономическими объектами, как комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся частей и подсистем;
· рассмотрение любой проблемы как состоящей из отдельных подсистем и являющейся в свою очередь подсистемой системы более высокого уровня;
· четкое выделение цели принимаемого решения, механизма связи данной цели с целями функционирования системы, а также установление возможности измерения достижения поставленной цели или эффективности деятельности системы.
На практике применение принципов системного подхода выдвигает ряд требований.
Во-первых, среда, в которой действует данная система (организация), должна объективно содействовать достижению цели ее функционирования, а сами цели должны соответствовать объективным условиям среды. Например, формирование рыночных механизмов управления на предприятиях возможно только в том случае, если система управления экономикой будет базироваться также на принципах рыночной экономики.
Во-вторых, тот, кто должен принимать решение, обязан это сделать. Можно привести немало случаев, когда предлагаемое решение признается в принципе правильным, но не принимается. Это является следствием нечеткого разделения прав и обязанностей между соответствующими уровнями управления, инертности и бюрократизма аппарата управления.
В-третьих, выработка и реализация решений должны происходить с участием исполнителей. Например, если коллектив бригады не принимал участия в разработке решения, он может быть не заинтересован в его выполнении, проявить инертность.
Среди основополагающих правил обоснования решений можно назвать еще конкретно-исторический подход, суть которого состоит в рассмотрении управленческих проблем и явлений в связи с конкретными историческими условиями, в нахождении причин их возникновения в прошлом и оценке возможных последствий принимаемых решений в будущем.
Процесс разработки решений в сложных ситуациях"
В процессе принятия решения после определения цели лицо, принимающее решение, должно располагать информацией о возможных вариантах решения проблемы и возможных исходах каждого решения. При принятии решения на основе количественных оценок эти этапы важны как в очень сложных случаях, так и в очень простых. Но в любом случае выбор "лучшего варианта" зависит от обстоятельств и точки зрения лица, принимающего решения. То есть обычно в условиях неопределенности решение является результатом применения как количественного, так и субъективного подходов. Но и субъективный подход должен основываться не на спонтанных решениях руководителя, а строиться на определенных правилах, позволяющих осмысленно пользоваться и субъективными оценками в зависимости от целей, которые преследует принимаемое решение, и от отношения к риску того, кто принимает решение.
Как выбрать оптимальную стратегию при этом. Одним из определяющих факторов в таких задачах является внешняя среда или природа, которая может находиться в одном из состояний S1, S2, . . . , Sk, которые неизвестны лицу, принимающему решение (наблюдателю). Итак, математическую модель задачи в условиях неопределенности можно сформулировать следующим образом
Имеется некоторая матрица L размерности m ´ n
Oj xi | O1 | O1 | ¼ | On |
x1 | f11 | f12 | ¼ | f1n |
x2 | f21 | f22 | ¼ | f2n |
¼ | ¼ | ¼ | ¼ | ¼ |
xm | fm1 | fm2 | ¼ | fmn |
L =
Каждый элемент матрицы fij можно рассматривать как полезность (доход) результата Оj при использовании стратегии хi
В зависимости от состояния среды Sk результат Оj; достигается с вероятностью р(Оj/хi , Sk).
Рассмотрим в связи с этим возможные правила принятия решений в каждом конкретном случае.
Принимающий решение сам выбирает, каким правилом ему воспользоваться, потому что для каждого случая применимо какое-то определенное правило. Эти правила делятся на две группы
· правила принятия решений без использования значений вероятностей исходов;
· правила принятия решений с использованием значений вероятностей исходов.