Правила оформления отчета о прохождении практики
Общие требования | Отчет выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297) с применением печатающего устройства ЭВМ (14 шрифт Times New Roman) на одной стороне листа через полтора интервала, выравнивание по ширине. Отчет брошюруется в папку с мягкой обложкой. На обратной стороне последнего листа отчета в левом верхнем углу делается запись: «В отчете пронумеровано и прошнуровано (количество) листов», которая заверяется подписью студента, и указывается дата. |
Размеры полей | Текстовая часть отчета размещается на листах формата А4 с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.Допускается в качестве приложений к отчету использование отдельных листов формата А3 (297x420 мм) для объемных таблиц и иллюстраций. |
Нумерация и размещение разделов отчета | Порядковый номер листа ставится арабскими цифрами в центре его верхней части без каких-либо дополнительных знаков. Нумерация листов ведется сквозная, начиная со страницы, следующей за титульным листом, которая нумеруется “2” (титульный лист не нумеруется). Нумерации подлежат все листы, входящие в отчет, включая обложку и страницы дневника, раздел «Содержание», основной текст и приложения. Нумерация разделов и тем программы ведется арабскими цифрами: раздел обозначается одним знаком, а тема имеет два знака. Все разделы и темы должны иметь заголовки, которыене выделяются, а отделяются от основного текста одним пустым интервалом. Названия разделов и тем располагаются по центру верхней части листа. Оглавление, разделы программы и каждое отдельное приложение следует начинать с нового листа. При написании разделов отчета рекомендуется выделять обособленные по смыслу части текста. Первая строка каждого абзаца печатается с отступом в 1,25 см. |
Таблицы | В тексте отчета таблицы располагаются после первого о них упоминания. Над правым верхним углом таблицы пишется слово «Таблица» и указывается ее номер. Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах разделов. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы. Пример: Таблица 5.3 (пятый раздел и третья таблица). При переносе таблицы на другой лист над правым верхним углом делается запись «Продолжение таблицы 5.3». Каждая таблица должна иметь заголовок, который пишется с прописной буквы (без точки в конце). Название заголовка располагается по центру листа непосредственно над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком (с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение). В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей. Если размерность всех показателей таблицы одинакова, то ее указывают в заголовке таблицы без скобок, отделяя от заголовка запятой. Если общую размерность имеют цифровые данные графы (строки), то ее указывают в их заголовке. Возможно выделение самостоятельной графы для указания единиц измерения показателей таблицы, в случае их разной размерности. Если в таблице отсутствуют какие-либо данные, то в соответствующей ячейке таблицы проставляется прочерк «-», а если данные не могут быть принципиально получены, то помещается знак «х». Не допускается оставлять в таблице пустые графы (строки). Справочные и поясняющие данные к таблице следует оформлять в виде примечаний. В качестве знака сноски к таблице рекомендуется использовать знак «*». Не допускается располагать две или несколько таблиц одну за другой, их следует разделять текстом. Во всех случаях обязателен анализ цифрового или текстового материала, помещенного в таблицах. Рекомендуется выносить в раздел «Приложения» таблицы, занимающие целый лист или несколько листов. В этом случае слово «Таблица» не указывается, а обозначается как приложение под соответствующим номером. |
Иллюстрации | В тексте иллюстрации помещаются сразу же после первого упоминания о них. Все иллюстрации (графики, диаграммы, гистограмма, схемы и т.д.) именуются рисунками. В тексте они обозначаются сокращенно «Рис.» с указанием номера и наименования, которое пишется с прописной буквы без точки в конце. Нумерация иллюстраций осуществляется арабскими цифрами и может быть сквозной или по разделам. Во втором случае при ссылках на иллюстрации следует писать: 1. «...в соответствии с рисунком 2.1». 2. « … о чем свидетельствует структура финансовой службы предприятия (рис. 1.3)». Иллюстрации, занимающие более половины листа, рекомендуется выносить в приложение. В этом случае они обозначаются не как «Рисунок», а как приложение под соответствующим номером. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных. |
Сокращения, специальные термины и символы | В тексте отчета допускается применять только общепринятые сокращения слов или словосочетаний, а также сокращения, установленные соответствующими государственными стандартами. При первом употреблении слова (словосочетания) или специального термина в тексте работы оно приводится полностью, а рядом в круглых скобках пишется его сокращенное обозначение. Пример: центры финансового учета (ЦФУ); центры финансовой ответственности (ЦФО). В тексте замена слов символами и цифрами не допускается. |
Оформленный студентом и заверенный руководителем от организации (предприятия) отчет проверяется преподавателем кафедры «Инновационного менеджмента и предпринимательства» (руководителем практики и выпускной квалификационной работы).
Отчеты о прохождении практики защищаются научному руководителю практики от кафедры «Инновационного менеджмента и предпринимательства». На последней странице дневника о прохождении практики (7 раздел) дается краткая характеристика отчета, отражаются вопросы, заданные на защите студенту и указывается оценка. Оценка кафедрой прохождения практики заверяется подписью научного руководителя практики. Защищенные отчеты о прохождении практики сдаются лаборанту на кафедру «Инновационного менеджмента и предпринимательства».
Образец титульного листа, отчета приводится в приложении 1.
«Оглавление» представляет собой перечень всех частей отчета. Названия частей отчета в оглавлении и в тексте должны полностью совпадать. На строке с последним словом названия главы, параграфа, другого элемента оглавления с правой стороны листа указывается номер страницы, с которой начинается соответствующая часть работы. Пример оформления оглавления дан в приложении 2.
Если в отчете используется специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения или новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, а справа - расшифровку. Образец оформления ПЕРЕЧНЯ дан в приложении 3.
Перечень сокращений, символов и специальных терминов составляется и включается в работу, если их общее количество больше 10 и каждое из них повторяется не менее 3 раз.
В тексте при первом употреблении словосочетания в скобках дается его сокращение. Далее данное словосочетание применяется в сокращенном виде. Например, «Саморегулируемая организация (СРО)». Сокращения и их расшифровки располагаются в списке по алфавиту.
Часто встречающиеся в выпускной работе символы также включаются в данный список с обозначением символа и его значения. Например, NPV - чистый дисконтированный доход, P – прибыль.
К специальным терминам, включенным в список, относятся термины, предложенные автором, имеющие множественное толкование, заимствованные из других отраслей науки, не получившие широкого распространения и т.п.
Пример оформления перечня сокращений, символов и специальных терминов приведен в приложении 3.
В текстовой части отчета содержатся введение, основная часть и заключение.
Во введении определяются цель и задачи прохождения учебной практики. Далее в отчете дается общая характеристика предприятия, раскрываются особенности изучаемого предприятия, а также раскрывается содержание тем, представленных в индивидуальном календарно-тематическом плане.
Последним разделом текстовой части отчета является заключение, в котором формулируются основные итоги проделанной обучающимся работы (по всем ее разделам), основные предложения.
Текст отчета должен быть снабжен необходимыми рисунками (схемами, графиками, диаграммами) и таблицами. Ссылка в тексте на рисунок или таблицу обязательна!
Под рисунком помещаются условные обозначения и необходимые пояснения. Ниже пишется: Рисунок 1.1 – Название рисунка (без точки в конце).
Таблица оформляется так: слева пишется слово «Таблица», следом идет ее номер, далее дефис и название таблицы. Например,
Таблица 1.2 – Конкурентный анализ предприятия
Если таблицы объемны и занимают более одной страницы текста, то их следует выносить в приложения, присвоив соответствующую нумерацию.
В список информационных источников включаются лишь те источники, которые были использованы при выполнении работы и, данные из которых нашли свое отражение в тексте со ссылкой на источник. В процессе прохождения учебной практики обучающийся должен активно использовать не только фактические данные изучаемого предприятия, но и нормативную документацию, учебную и периодическую литературу. Список использованных источников приводится после текстовой части отчета. Образец оформления списка использованных источников представлен в приложении 4.
К отчету прилагаются документы, собранные студентом по каждой теме программы.
В приложенияхпри необходимости помещаются вспомогательные материалы: таблицы; протоколы, баланс и другие отчетные документы, инструкции и методики; формы документов; копии управленческих распоряжений и исходных данных и т. п.
Приложения даются после списка использованных источников и оформляются как продолжение работы с последующим указанием страниц. Приложения располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте. Порядок оформления приложений подробно описан в приложении 5.