II. Методические указания для студентов. Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Экономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Экономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность, профиль подготовки – «Менеджмент социально-культурной деятельности», предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения практических/семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.

Структурно курс «Экономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность, профиль подготовки – «Менеджмент социально-культурной деятельности», включает в себя 4 раздела.

Раздел I «Введение в экономическую теорию»

Изучение раздела начинается с уяснения места экономической теории в системе экономических наук. Экономическая теория изучает поведение человека, связанное с производством, распределением, обменом и потреблением благ и услуг в условиях ограниченности ресурсов. В отличие от прикладных экономических наук, экономическая теория не дает конкретных знаний об организации экономической деятельности. При рассмотрении разделения труда определяется его роль в становлении рыночных отношений, исследуются основные виды разделения труда. В рамках изучения понятия «собственность» выделяются его экономический и правовой аспекты, рассматриваются различные формы частной и общественной собственности. Особое внимание обращаетсяна неоинституциональную теорию собственности, связывающую эффективное поведение хозяйствующих субъектовсо спецификацией (четким определением) прав собственности. В завершение раскрывается понятие рынка как системы взаимосвязей продавцов и покупателей, потребителей и производителей материальных и нематериальных благ, товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения.

Раздел II. «Микроэкономика»

В данном разделе рассматриваются различные экономические концепции, объясняющие природу ценообразования. Согласно теории издержек и факторов производства, издержки на приобретение факторов производства являются внутренней стоимостью товаров и главной базой продажных цен. Объективная теория издержек считает, что издержки сводятся к реальным затратам факторов производства труда, земли, капитала. Кроме того, в данном разделе изучаются различные виды издержек: альтернативные, предельные, внешние, внутренние. Общие (валовые) издержки определяются как сумма внешних (явных, бухгалтерских) издержек, и внутренних (неявных, вмененных) издержек. Деление издержек на внешние и внутренние позволяет различить бухгалтерскую прибыль и экономическую прибыль. В теориях полезности в отличие от теории факторов и издержек производства центральной фигурой выступает человек с его потребностями и оценками благ. Ценность блага рассматривается как суждение рационального потребителя и поэтому вне его сознания не существует. Непосредственно механизм рыночного ценообразования действует через взаимодействие спроса и предложения. Для его понимания рассматриваются понятия спроса, предложения, их законы, виды эластичности спроса и предложения. С помощью графических методов раскрывается взаимодействие" спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. В рамках данного раздела рассматриваются различные теории происхождения денег, их сущность, функции, понятия денежного обращения и денежной системы, агрегатов денежной массы. Денежный рынок является рынком краткосрочных кредитов, предложение на нем регулируется государством и является условно совершенно неэластичным, спрос на деньги состоит из двух компонентов – операционного и спекулятивного. Далее раскрываются понятие инфляции, ее сущность с точки зрения различных экономических школ, причины возникновения инфляции и измерение ее уровня. Обращается внимание на критерии, определяющие различные виды и формы инфляции, выясняются ее причины и последствия. Далее изучается структура банковской системы, которая включает два уровня - центральный банк и коммерческие банки. Центральный банк является органом, регулирующим экономику кредитно-денежными методами, его операции и роль на кредитном рынке принципиально отличаются от выполняемых коммерческими банками. В функционировании и движении кредитного рынка главную роль выполняют банки, которые выполняют следующие основные функции: посредничество в кредите, посредничество в платежах, мобилизация сбережений и выдача кредитов, создание кредитных денег. Важной составной частью раздела является изучение рыночного спроса на факторы производства. Вданном разделе изучаются рынки капитала, труда и земли. Рынок капитала подразделяется на рынки реального и фиктивного капитала. Рынок реального капитала включает в себя рынки инвестиционных товаров, сырьевые, энергетические, оборудования, технологий, информационные. Составной частью рынка фиктивного капитала является фондовый рынок – рынок ценных бумаг, которые включают в себя обыкновенные и привилегированные акции, облигации, векселя и пр. Рассматривается структура спроса на рынке ценных бумаг и факторы данного спроса: объем доходов, распределение сбережений, дивидендов и банковских процентов; виды ценных бумаг, процентных ставок и т. п., дается определение курса акций. Далее раскрывается, чем определяется спрос на труд и его предложение с точки зрения отдельного человека, фирмы, отрасли. Анализируются факторы, влияющие на уровень заработной платы, рассматриваются основные ее формы, обращается внимание на взаимосвязь рабочего и свободного времени, на эффекты дохода и замещения, возникающие при этом. Также изучается безработица, ее виды, причины и последствия. При рассмотрении рынка земли, определяется ее коренное отличие от других факторов производства, выражающееся в абсолютной неэластичности предложения. Следующие темы посвящены изучению поведения фирм в условиях различных рыночных структур – чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Основными критериями для их сравнения выступают число фирм, тип продукта, контроль над ценой, условия вступления в отрасль, неценовая конкуренция. Анализ поведения фирм в условиях различных рыночных структур основывается на определении таких объема производства и уровня цены, которые бы обеспечивали максимизацию прибыли или минимизацию убытков, или прекращение производства. Для этого используются методы сопоставления валового дохода и валовых издержек, а также сопоставления предельного дохода и предельных издержек, причем последний метод является основным.

Раздел III «Макроэкономика»

Развитие национальной экономики характеризуется агрегированными экономическими показателями: валовой объем производства и его разнообразные показатели, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость, безработица, инфляция, перепроизводство и т.п. При рассмотрении показателя ВВП выделяются два принципа его расчета – по доходам и по расходам, различаются номинальный и реальный ВВП с учетом применения метода дефлятора, раскрываются достоинства и недостатки системы национальных счетов. Первая модель макроэкономического равновесия основана на соотношении совокупного спроса и совокупного предложения – в ней учитываются их ценовые и неценовые факторы, раскрываются различные варианты равновесия совокупного спроса и совокупного предложения и особенности равновесия на различных отрезках кривой совокупного предложения, иллюстрируется их взаимодействие графически. В основе кейнсианской модели макроэкономического равновесия лежит соотношение совокупных расходов (потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, расходы правительства и чистый экспорт) и чистого национального продукта, а также инвестиций и сбережений. Здесь раскрываются категории средней и предельной склонности к сбережению и потреблению. Изучение темы также предполагает анализ действия механизма мультипликатора и акселератора, метода изъятий и вливаний, парадокса бережливости, особенностей равновесия в условиях полной занятости.

В разделе выясняются сущность и структура финансовой системы, роль государственного бюджета как активного регулятора экономических отношений, освещаются структура бюджетной системы государства, состав доходной и расходной частей государственного бюджета. Определяется сущность налогов, их функции, показываются принципы и формы налогообложения, раскрывается их классификация: по характеру применяемых ставок, по способам взимания, по характеру объектов и субъектов налогообложения. При анализе фискальной политики выделяются два характерных для нее подхода дискреционный и основанный на применении метода встроенных стабилизаторов. Обращается внимание на причины появления бюджетного дефицита и государственного долга, на различные подходы к этой проблеме, на дискуссионные вопросы, связанные с оценкой функций бюджетного дефицита и государственного долга и их влияния на экономическое развитие. Далее определяются виды доходов и принципы их формирования: трудовые и нетрудовые, легальные и нелегальные, номинальные и реальные. Выясняются причины неравенства в доходах и определяются его показатели – кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный и квинтильный коэффициенты. Особое внимание уделяется причинам, вызывающим неравенство доходов в рыночной экономике, которые связаны с индивидуальными способностями, случайными факторами, факторами дискриминационного характера, владением собственностью. Особого анализа требует вопрос об отношении к неравенству в доходах чрезмерная их дифференциация ведет к росту социальной напряженности, а уравнительное распределение – к снижению производительности труда и эффективности производства.

Раздел IV. «Мировая экономика»

При изучении данного раздела определяются основные характеристики социально-экономических систем, критерии их классификации, изучается общее и особенное в содержании переходной экономики, ее типы, локальные и глобальные переходные состояния, характер переходных процессов, закономерности функционирования переходной экономики. На этой общетеоретической основе рассматриваются гипотетические варианты перехода от командной к смешанной экономике, особенности ее реализации в России и других странах. Раздел посвящен изучению различных, наиболее крупных аспектов теории переходных процессов, эволюции отношений собственности, социальной ориентации экономики, ее макроэкономической несбалансированности, становлению субъектов рыночных отношений, роли и функции государственного регулирования. Также рассматриваются предпосылки перехода к рыночной экономике, противоречивость теоретических оценок состояния и перспектив экономики России, концепции дальнейшего ее реформирования.

Освоение курса методически реализуется в различных формах: традиционные (лекции, семинарские занятия, индивидуальные и групповые консультации) и интерактивные (деловые игры, «круглые столы» по обсуждению актуальных проблем организационной практики, дискуссии и т.д.). Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Самостоятельная работа студента состоит из нескольких отдельных блоков: анализ лекционного материала; подготовка к семинарским занятиям; чтение и реферирование специальной литературы; подготовка к экзамену.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).

Анализ лекционного материала – важнейшая часть самостоятельной работы студента. Пройденный на лекциях материал, как правило, носящий теоретико-методологический характер, требует обязательной рефлексии студента. Для более эффективного освоения курса целесообразно анализировать лекционный материал следующим образом: повторно прочитав конспект лекции, необходимо пристальное внимание уделить ключевым понятиям темы, обратившись к справочной и рекомендованной учебной и специальной литературе. Следующий шаг – реконструкция максимального количества междисциплинарных связей пройденного материала с другими темами курса. Письменная фиксация найденных междисциплинарных связей каждой изученной темы в тетради поможет глубже понять основные методологические принципы, лежащие в основе теории организации как науки. Следующий прием – поиск подтверждающих и критических аргументов к каждой изученной теме. Указанные аргументы должны представлять, как минимум два базовых видения: обыденный, жизненный опыт студента и научные аргументы других организационно-управленческих концепций и теорий. Весьма полезно фиксировать в конспектах лекций найденные аргументы для последующего содержательного анализа и обсуждения на семинарах. Поиск студентом критических аргументов помогает развитию специфических навыков и умений, весьма актуальных в условиях мультипарадигмальности теории организации, является основой формирования у студентов научного подхода, требующего известного скептицизма. Основное требование к найденным аргументам – они должны быть тщательно обоснованы. Критика ради критики также мало продвигает к научному знанию, как и догматическое принятие всех постулатов, произносимых преподавателем.

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения, что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.

Ряд вопросов дисциплины, требующих освещения вариантов авторского подхода к их рассмотрению рассматриваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (7-10 мин.) с последующим обсуждением и их оценкой и оценкой выступления всеми студентами группы. Основной целью семинарских занятий является обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Семинарские занятия предполагают обязательную подготовку студентов по следующей схеме.

1) Реферирование материала по предлагаемым вопросам темы из списка используемой литературы.

2) Проведение аналитической работы, направленной на выявление элементов темы, требующих дополнительного пояснения преподавателя и/ или могущих стать темой для дискуссии.

3) Изучение периодических тематических изданий, освещающих фрагментарно или комплексно тему семинарского занятия.

4) Подготовка доклада с обязательным выделением:

а) роли рассматриваемой темы в общем курсе;

б) традиционное определение рассматриваемого феномена с попыткой выявления неточности в формулировке определения понятия;

в) аргументированная формулировка собственной позиции по прогнозированию развития анализируемого управленческого явления.

5) Семинарские занятия предполагают также активность студентов при обсуждении докладов согруппников.

Поскольку активность студента на семинарских занятиях является предметом контроля его продвижения в освоении курса, подготовка к семинарским занятиям требует ответственного отношения. Не допускается выступление по первоисточнику – необходимо иметь подготовленный письменный доклад, оцениваемый преподавателем наряду с устным выступлением. В связи с указанным требованием целесообразно иметь отдельную тетрадь для докладов на семинарах. Не допускается также и распределение вопросов к семинару среди студентов группы, в результате которого отдельный студент является не готовым к конструктивному обсуждению «не своего» вопроса. Все вопросы к семинару должны быть письменно проработаны каждым студентом. Для более эффективной подготовки к семинарским занятиям целесообразно активно использовать ресурсы сети Интернет, однако в любом случае необходимо выдерживать единое требование – исчерпывающая ссылка, обеспечивающая возможность проверки источника информации, обязательна. Всегда выступавшее основным средством подготовки к семинарским занятиям, и, несмотря на развитие Интернета, сохранившее свою значимость и в рамках данного курса, является чтение и реферирование учебной и специальной научной литературы.

Целесообразно иллюстрировать свое выступление мультимедийным сопровождением (презентацией Power Point).

Мультимедийное сопровождение предполагает вынесение на слайды основных определений, таблиц, схем в трех формах: собственно учебный материал; задание для формирования явления (например, набор соответствующих элементов); интерактивно заполняемые формы. Эффективнее использовать следующие форматы последовательности слайдов:

1) задание для формирования явления ® собственно учебный материал;

2) интерактивно заполняемые формы ® собственно учебный материал.

В некоторых случаях целесообразно использовать интернет-ресурсы для получения уточняющей информации (например, при реализации активизирующих методов, связанных с поиском дополнительной информации).

Логика ведения собственно образовательного процесса предполагает системное освоение комплекса вопросов, представленных на рис. 1.

 
 

Рис. 1. Элементы мультимедийного сопровождения

Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Вопросы экономики», «Известия Уральского государственного экономического университета», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Проблемы региональной экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и бизнес», «Финансы. Деньги. Инвестиции», «Человек и труд», «Экономические науки».

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В рамках курса «Экономика» это происходит преимущественно в ходе решения прикладных задач. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Наибольший образовательный эффект происходит при условии, что в учебном процессе присутствует элемент свободного развития, проистекающий при условии реализуемой активности студентов.

Значительный объем учебного материала студенты изучают в ходе самостоятельной работы с учебной литературой под руководством преподавателя и занимаясь подготовкой к итоговому контролю, то есть в ходе чтения и реферирования учебной и специальной литературы. Изучение учебной и специальной литературы к курсу (как основной, так и дополнительной) является важнейшим требованием и основным индикатором освоения содержания курса. Основные методические рекомендации к чтению специальной литературы следующие.

1) Не рекомендуется пропускать чтение вступления, введения и других вспомогательных частей текста, выступающих в качестве инструментов, организующих навигацию по тексту и позволяющих более глубоко понять авторский замысел.

2) Весьма продуктивным является чтение текста с параллельным выписыванием основных теоретических постулатов, авторской аргументации, интересных примеров и других фрагментов текста в виде цитат. Цитаты должны быть точными, с указанием автора текста, страницы и полного описания источника. Цитаты можно выписывать обычным способом, но в этом случае целесообразно завести специальную толстую тетрадь. Самый продуктивный способ – ввод цитат сразу в текстовый редактор компьютера и создание отдельного файла, например, в Microsoft Word, с названием «Цитаты». Удобство электронной версии заключается в возможностях оперативного поиска необходимой цитаты по ключевым словам, автору и т.д., а также в простоте последующего создания собственных текстов, как правило, набираемых на компьютере. Собственный «банк цитат» в дальнейшем крайне облегчит написание различных письменных работ, таких как контрольная, курсовая или дипломная работа.

3) Эффективно чтение с записью так называемых «мемосов», т.е. собственных мыслей или комментариев, возникающих по ходу чтения текста. Человеческая память ненадежна, и в дальнейшем есть риск забыть эвристичную идею, возникшую гипотезу, которые могут дать интересные результаты. Технически это также удобнее делать на компьютере по аналогии с «банком цитат».

4) Особое внимание необходимо уделять анализу библиографии, т.к. читая текст по интересующей вас теме, можно сэкономить немало времени на поиск других важных источников, воспользовавшись проделанной автором текста работой по составлению списка важнейших текстов, затрагивающих или развивающих данную тему.

Итоговый контроль освоения курса проводится в форме экзамена. Вопросы к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, носят характер зондирования как теоретико-методологических, так и методико-процедурных знаний студента. Особое внимание рекомендуется уделить работе с понятийным аппаратом, базовыми теориями и концепциями. Основными материалами для подготовки к экзамену являются: конспекты лекций, материалы к семинарам, учебная и справочная литература.

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

III.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля

Наши рекомендации