Тема 8. Анализ производства и реализации продукции
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Основными задачами анализа являются:
1) оценка выполнения плана и динамики показателей реализации продукции, изменений в ее составе и качестве;
2) выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;
3) определение внутрихозяйственных резервов увеличения объемов производства продукции;
4) разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.
Источниками информации для анализа являются:
1) бизнес-план организации, оперативные планы оказания услуг (производства и отгрузки продукции);
2) отчетность по форме ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для характеристики объемов производства и продаж продукции применяют следующие показатели: валовая продукция (ВП), товарная продукция (ТП) и реализованная продукция (объем продаж). В отношении услуг используется показатель «объем оказания услуг», «объем продаж».
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки НЗП и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция (РП) характеризует объем продукции, отгруженной покупателям, выручка по которой признана в бухгалтерском учете.
Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом:
(5.1)
где НЗПн.п, - остаток незавершенного производства на начало периода;
НЗПк.п - остаток незавершенного производства на конец периода.
(5.2)
где ОГПн.п, -остаток готовой продукции на складах на начало периода;
ОГПк.п - остаток готовой продукции на складах на конец периода.
Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели:
1) стоимостные;
2) натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.);
3) условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.);
4) трудовые (нормо-часы затрат труда).
Анализ начинается, как правило, с изучения степени выполнения плана и оценки динамики за анализируемый период показателей в стоимостном выражении. При этом определяются абсолютные изменения показателей, темпы их роста и прироста, уровень выполнения плана за период в процентах. Темпы роста рассчитываются как базисные (последний период к первому) или цепные (последующий период к предыдущему). Среднегодовой темп прироста исчисляется по формуле среднеарифметической или среднегеометрической взвешенной.
Осуществляется расчет:
1) безубыточного объема продаж;
2) влияния изменений в структуре оказанных услуг на их объем в стоимостном измерении.
Расчет безубыточного объема продаж:
1) Выявляется средняя рыночная цена на единицу продукции или услуги;
2) Рассчитываются переменные затраты на единицу продукции или услуги;
3) Определяется величина покрытия (маржинальная прибыль) как разница между ценой и переменными затратами
4) Рассчитывается сумма постоянных расходов на управление и содержание организации на период (месяц, квартал, год)
5) Минимальный (безубыточный) объем оказания услуг в натуральном выражении определяется делением суммы постоянных расходов на величину покрытия;
6) Минимальный объем оказания услуг в стоимостном выражении определяется делением суммы постоянных расходов на разницу (1 – доля переменных издержек в цене).