Методические советы по подготовке к практическому занятию. При подготовке к занятию студент должен обратить внимание на то, что материальные ресурсыпредставляют собой часть оборотных фондов организации
При подготовке к занятию студент должен обратить внимание на то, что материальные ресурсыпредставляют собой часть оборотных фондов организации. Под материальными ресурсами понимаются потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.
Следует знать что, экономия ресурсов – это количество сырья и материалов, высвобожденных за счет эффективного и рационального их использования, внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых методов организации производства и труда.
В работе по организации и планированию использования материальных ресурсов важнейшее место занимает установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов и топлива.
Норма расхода сырья и материалов – максимально (предельно) допустимое плановое их количество на выпуск единицы продукции в определенных производственных условиях, установленного качества.
Полезный расход – чистая масса, объем и т.п. в составе годного изделия. Определяется по рабочим чертежам, технологическим картам и по др. технологической документации.
Норма расхода определяется по формуле:
Нр. = Чм + От + Опр
где Чм – чистая масса или полезный расход материала в изделии;
От – технологические отходы;
Опр. – прочие отходы
Коэффициент использования материала определяется по формуле:
Чм
Ки.м. = ------
Нр.
Студент должен знать показатели эффективности использования материальных ресурсови, в первую очередь, такие показатели, как материалоемкость продукции (Ме) и материалоотдача продукции (Мо);
Материалоемкость (М)оценивает фактический расход материальных ресурсов на единицу продукции в натуральном или стоимостном ее измерении. Этот показатель непосредственно взаимосвязан с показателями, характеризующими расход отдельных видов материальных ресурсов (металлоемкость, энергоемкость, топливоемкость), измеряемыми в натуральном, натурально-стоимостном и стоимостном выражении.
Материалоемкость определяется по формуле:
Мз
Ме = -------
Vпрод.
где: - материальные затраты в стоимостном выражении;
– объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;
Материалоотдача определяется по формуле:
Vпрод.
Мо = -------
Мз
Относительную экономию или перерасход материалов(Эм) определяют по формуле:
где Рф – фактический расход материалов;
Рп – плановый расход материалов;
Вп – план выпуска продукции;
Вф – фактический выпуск продукции.
При изучении темы особое внимание следует обратить на факторы, определяющие экономию материалов:
1. Материальные, которые предполагают выбор оптимальных видов материалов, способствующих сокращению их расхода, уменьшению потребления особо дефицитных материалов и снижению размера материальных затрат в себестоимости продукции. К числу материальных факторов относится также подготовка материалов (обогащение и др.).
2. Технологические, включающие выбор таких вариантов технологических процессов, которые сокращают отходы, получаемые в процессе производства. К ним относятся точные методы литья, штамповка, сварка, улучшение раскроя материалов и др.
3. Проектно-конструктивные, которые приводят к экономии материалов путем выбора оптимальных проектов (конструкций) готовой продукции, ликвидации чрезмерных запасов прочности и излишеств в продукции.
4. Организационно-экономические, заключающиеся в рациональном использовании отходов, сокращении потерь материалов при хранении и транспортировании.
Студент должен знать основные направления повышения эффективности использования материальных ресурсов:
– комплексное использование сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;
– качественная подготовка сырья и материалов к производству, внедрение эффективных их заменителей;
– совершенствование нормативной базы;
– внедрение прогрессивных, прежде всего малоотходных и безотходных, технологий производства;
– строгое соблюдение технологических процессов и поддержание технического парка предприятия в рабочем состоянии;
– улучшение качества продукции;
– использование отходов производства в качестве вторичного сырья;
– управление оборотными средствами в организации с целью их минимизации и др.
Ресурсосбережение - это совокупность мер по бережливому и эффективному использованию фактов производства (капитала, земли, труда). Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; снижения фондоемкости и материалоемкости продукции; повышения производительности труда; сокращения затрат живого и овеществленного труда; повышения качества продукции; рационального применения труда менеджеров и маркетологов; использования выгод международного разделения труда и др. Способствует росту эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности.
Ресурсосбережение в промышленности возможно за счет:
- совершенствования технологий;
- комплексного использования природных ресурсов;
- использования вторичных ресурсов.
Примеры решения задач
Задача 1
В отчетном году коэффициент использования материала — 0,82. Масса изделия - 15 кг. На планируемый год норма расхода материала снижена на 6 %. Предусмотрено изготовить 17 000 изделий. Определить общую потребность в материале; рассчитать планируемый коэффициент использования материала.
Решение
1. Норма расхода материала в отчетном году:
Нр. (отч.)= 15 : 0,82= 18,3 кг.
2. Норма расхода материала планируемая:
Нр. (пл.) = 18,3 - (100 - 6) : 100= 17,2 кг.
3. Общая потребность в материалах:
Р общ. = 17,2 * 17000 = 292 400 кг.
4. Планируемый коэффициент использования материала:
Кисп. (пл.) = 15 : 17,2 = 0,87.
Задача 3
На изготовление 70 изделий расходуется 6,5 т стали по цене 800 тыс. р./т, чугуна - 2,5 т по цене 700 тыс. р./т. Определить материалоемкость и материалоотдачу продукции.
Решение
1. Материалоемкость продукции:
(800 • 6,5 + 700 • 2,5): 70 = 99,29 р./изд.
2. Материалоотдача продукции:
70 : (800 • 6,5 + 700 • 2,5) = 0,01 изд./р.
Рекомендованная литература
1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. с. 44-51; 63-67.
2. Бондарь Н.М. Экономика предприятия: Учебн. пособие - К.: Изд-во А.С.К., 2004. - С. 114 - 152.
3. Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006, с. 149 - 156.