Тема 13: ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ
ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА………………………………….213
13.1. Определение и причины возникновения экстремизма и
терроризма………………………………………………………………..213
13.2. Особенности международного терроризма……………………….……218
13.3. Принципы и задачи борьбы с терроризмом……………………………222
13.4. Правила поведения заложников и организационные
мероприятия по защите от терроризма в
образовательных учреждениях………………………………….….…..225
Тема 14: СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ…………………….227
14.1 Поражающие факторы ядерного оружия…………………….…….227
14.2.Поражающие факторы химического оружия и правила
поведения в очаге химического поражения………………………..231
14.3. Поражающие факторы биологического оружия
и правила поведения в очаге бактериологического
поражения…………………………………………………..…….….234
14.4. Обычные средства поражения………………………………...…….238
14.5. Новые виды оружия…………………………………………...……..240
Тема 15: ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГО.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………..….…246
15.1. Способы защиты населения в мирное и военное время………..…246
15.2. Виды защитных сооружений ГО………………………………...….247
15.3. Способы защиты населения от поражающих факторов………...…255
15.4. Виды работ по ликвидации последствий ЧС…………………...….257
15.5. Особенности защиты детей………………………………….......…..262
Тема 16: СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ……………...……..263
16.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания………..……263
16.2. Средства индивидуальной защиты кожи……………………..……272
16.3. Медицинские средства индивидуальной защиты…………….…...278
Тема 17: ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………..………………….....…282
17.1. Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях…..…….282
17.2. Функциональные обязанности по ГО должностных лиц……..…..284
17.3. Основные обязанности учащихся и персоналаучебных
заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО.............………289
17.4. Организация и проведение работы в учебном заведении
по защите детей при ЧС………………………………………....…..291
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…299
ВВЕДЕНИЕ
Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят огромный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.
Развернувшаяся в XX в. беспрецедентная по масштабам инженерная деятельность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например, связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химически опасных объектах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.
Количество аварий, к сожалению, не уменьшается. Причины этого в том, что современное производство усложняется, на малых площадях концентрируются значительные энергетические мощности. Все это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Довольно часто они приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны. Человек же настолько свыкся с опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.
Кроме техногенных аварий и катастроф, человека подстерегают и другие опасности. Человек зачастую не может устоять перед силами природы, стихийные проявления которых вызывают катастрофы, разрушения, гибель многих людей. Можно избегать мест, где разгулялась стихия, но в настоящее время это не всегда возможно, Поэтому, чтобы не попасть в беду, необходимо знать о возможных стихийных явлениях, учитывать их особенности и правильно вести себя.
Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в высших учебных заведениях России с 01.09.91 г. введено Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.91 г. № 253.
Введение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого общества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся условиях приводит к катастрофическим последствиям.
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения и особенности, свой характер развития, по-своему воздействует на человека и его среду обитания. Попричинам возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные (стихийные бедствия), техногенные, биолого-социальные и экологические. Задача дисциплины БЖД — не только познакомить студентов с этими чрезвычайными ситуациями, но и научить правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохранить здоровье, а может быть, и жизнь.
Тема 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ