Раздел 2. Статистические методы анализа показателя себестоимости.

Введение

Формирование себестоимости продукции, ее учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Так, данные о себестоимости продукции являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.

В условиях формирования рыночных отношений снижение себестоимости продукции приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность клиента банка.

Построение учета производственных затрат, выбор методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и путей ее снижения в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий.

Раздел 1. Экономическое значение и сущность себестоимости.

Выпуск продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

Принято считать, что издержки (себестоимость) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта (продукции). В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента.

Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия, поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

· учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

· база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

· экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

· определение оптимальных размеров предприятия;

· экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости: цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы; производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства; полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Раздел 2. Статистические методы анализа показателя себестоимости.

Анализ себестоимости единицы конкретного вида продукции и всей продукции осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов и калькуляции себестоимости данного вида продукции.

Для изучения себестоимости продукции применяются следующие основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, метод сопоставления.

Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.

Группировка по статьям калькуляции позволяет произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному конкретному назначению. Эта группировка имеет большое значение, так как дает возможность выявить затраты на отдельных участках производства и тем самым вклад каждого участка в себестоимость продукции.

Метод средних и относительных величин применяют при вычислении средних уровней себестоимости для однородной продукции, при изучении структуры и динамики себестоимости.

После того как все затраты предприятия в их абсолютном выражении сгруппированы по элементам или по калькуляционным статьям расходов, важно определить удельный вес отдельных элементов или статей и их соотношение в общей величине затрат на производство. Таким образом, можно установить, какие элементы или статьи имеют наибольший удельный вес в общей величине затрат, и исходя из этого наметить основное направление мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Графический метод помогает наглядно представить структуру себестоимости, происходящие в ней изменения, а также динамику ее составных частей.

Индексный метод необходим для сводной характеристики динамики себестоимости сравнимой и всей товарной продукции, для изучения динамики и выявления влияния на нее отдельных факторов. Материальные затраты, к которым относятся сырье, материалы, топливо, энергия всех видов, вспомогательные материалы, анализируются прежде всего путем выделения из общей суммы отклонения той части, которая связана с изменением норм расхода конкретного вида материальных затрат и заготовительной цены или себестоимости единицы материала. Общее отклонение расхода данного вида материальных затрат m1s1 – m0s0, где m – норма расхода на единицу продукции (г, кг, шт., л, м, …), s – заготовительная цена или себестоимость единицы сырья, топлива и т.д.

Если необходимо это отклонение подсчитать на весь объем данного вида продукции, то m1s1q1- m0s0q1. Из общего отклонения можно выделить отклонения за счет изменения норм (нормы) расхода

 
   

и за счет отклонения заготовительных цен (или себестоимости, в случае собственного производства материала)

.  

Аналогичные расчеты можно сделать и в индексной форме

,    

в том числе

   
   
.  

Анализ расходов на заработную плату осуществляется путем определения общей суммы перерасхода (экономии) и дальнейшего выяснения причин отклонения по методике, рассмотренной в теме «Статистика заработной платы». Отклонения определяются и по фонду основной заработной платы (оплата за отработанное время и результаты труда), и по фонду дополнительной заработной платы (оплата за неотработанное время). Взаимосвязь оплаты за результаты труда и отработанного времени можно проанализировать методом цепных подстановок.

Комплексные статьи расходов анализируются путем сопоставления фактических и плановых смет расходов и последующим выявлением причин отклонений по отдельным составляющим.

Раздел 3. Правовое регулирование себестоимости

Правовое регулирование затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) должно быть определено федеральным законом, как того требует ст. 4 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. Однако пока существует Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., а также отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности.

В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли затраты, образующие себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом:

— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных фондов;

— прочие затраты.

В материальные затраты включается стоимость:

— сырья и материалов, которые входят в стоимость вырабатываемой продукции;

— покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

— природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за древесину, отпускаемую на корню; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов);

— покупного топлива и энергии всех видов, расходуемых на производственные нужды;

— других затрат.

Из материальных затрат предприятия исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса.

В отчисления на социальные нужды включаются взносы по установленным нормам в Пенсионный фонд РФ, в фонд социального страхования РФ, в Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

В числе прочих затрат в состав себестоимости включаются налоги, сборы, отчисления в специальные отраслевые фонды, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов и т.д.

Для страховщиков, а также банков и других кредитных организаций затраты, включаемые в себестоимость, конкретизированы. Так, в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками в состав себестоимости этих субъектов включаются:

— отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества;

— комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента или страхового брокера;

— возмещение доли страховых выплат по договорам, принятым для перестрахования;

— оплата инкассаторских услуг;.

— оплата услуг специалистов, привлекаемых для оценки страхового риска и т.д.;

— расходы на аренду основных фондов, используемых для осуществления страховой деятельности;

— расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.д.;

— расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков;

— другие расходы.

В соответствий с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями в состав себестоимости этих субъектов включаются:

— начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования и срочным вкладам;

— начисленные и уплаченные проценты по долговым обязательствам банка (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и др.);

— начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, по отсроченным (пролонгированным) в установленном порядке межбанковским кредитам;

— уплаченные банком комиссионные сборы (плата) за покупку (продажу) иностранной валюты;

— расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

— расходы на рекламу;

— другие расходы.

Затраты предприятий на производство продукции (работ, услуг), не включаемые в себестоимость, относятся на финансовые результаты или прибыль этих предприятий. Это также относится к деятельности страховщиков, банков и других кредитных организаций.

Заключение

Себестоимость отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции. Кроме этого, в себестоимости, как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные

показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты

предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на

производство конкретного вида продукции, а также затраты предприятия на

получение каждого рубля выручки.

Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от

изменения условий производства и реализации продукции.

Систематическое снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли

предприятия, но и дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся.

Литература.

1. http://sebestoim.narod.ru/mir06.html

2. Конспект лекций по курсу «Статистика промышленности».

3. Учебники по «Статистике промышленности».

4. Положение о составе затрат, включаемых в себестоимость № 552. Журнал « Экономика и жизнь» № 33, 1992.

5. Новый порядок учета затрат на производство. Ж. «Экономика и жизнь» № 38, 1992.

6. Харченко А.С. Статистика / А.С. Харченко. М.: Финансы и статистика, 1997.

7. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.В. Сергеев. М.: Финансы и статистика,1997.

8. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 1997.

9. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия / Н.А. Зайцев. Финансы и статистика, 1996.

10. Адамов В.Е. Факторный индексный анализ (методология и проблемы) / В.Е. Адамов. М.: Статистика,19997.

11. Статистика: курс лекций / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др. М.: ИНФРА – М.,1998.

12. Брызгалин А.В. Профессиональный комментарий к Положению о составе затрат / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н Головкин . 2-е изд. Москва,1998.

13. Шнайдерман Т.А. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость / Т.А. Шнайдерман. Москва,1998.

Наши рекомендации