Основные тенденции в сфере туризма в ХХ1 веке
В наше время основными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства. Если раньше туризм служил для познавания новых стран и расширения кругозора туриста, то сегодня эта отрасль многолика и ненавязчиво проникает во все сферы общественной, культурной, религиозной и даже политической жизни.
Туризм развивается семимильными шагами, но, к сожалению, зачастую наблюдается дефицит профессионалов, способных удовлетворить запросы этого успешно развивающегося направления. Появление новейших компьютерных систем бронирования и резервирования билетов, наземных туристических аттракций, модернизированного гостиничного хозяйства, всевозможных новых, зачастую неожиданных и ранее не практиковавшихся видов туризма, таких как: военный туризм, деловой туризм, лечебно-рекреационный, этнический туризм, космический туризм и др. требуют радикального и свежего подхода к образованию и подготовке специалистов данной отрасли.
В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии международного туризма:
· создание новых и развитие уже существующих туристических услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов;
· широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности; развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения;
· устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма;
· при этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристической индустрии;
· при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);
· осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;
· повышение профессионального уровня сотрудников индустрии туризма;
· развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером).
Генеральный секретарь ВТО на конференции «Путешествуя в новое тысячелетие», прошедшей в финском городе Тампере, представил министрам по туризму стран членов ЕС прогноз развития этой отрасли. По мнению специалистов, в новом тысячелетии Европа останется самым важным в мире районом для путешествий. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Ожидается, что в 2020 году зарубежные вояжи к памятникам истории и культуры, по известным городам и на популярные курорты совершат 1 миллиард 800 миллионов землян. Такой прогноз означает, что миллионы людей, жаждущих работы, получат ее в сфере туризма.
Мексику, Бразилию, Перу, Аргентину, Кению, Египет не отнесешь к самым развитым странам. Однако власти здесь давно поняли, что отличный туристский сервис, налаженный с помощью государства, способствует подъему всей экономики. Примеры последних лет - успехи в туризме Китая, Таиланда, Индонезии. В Кении туризм стал чуть ли не единственным источником получения средств на сохранение самобытности, ремесел и охрану природы.
Новый потребитель туристических услуг ХХ1 века – более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их обилием и разнообразием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный, существенно изменяющий свое поведение на туристическом рынке.