Цели культурной политики российского государства 2 страница
1. физическая культура и спорт — основные понятия и определения
Глава 3.5.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СТРА ТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И САНА ТОРНО-КУРОРТНОГОДЕЛА
План:
1. Физическая культура и спорт — основные понятия и определения
2. Основные положения стратегии реформирования физической
культуры и спорта
3. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы
4. Контрольные задания и задачи для самопроверки
5. Литература
физическая культура —■ составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности (физических упражнений), способствующей совершенствованию анатомического строения и физиологических возможностей органов и тканей человеческого организма.
Осознанное стремление к физическому совершенству появилось у люден одновременно с проявлением разума. Опыт выживания, составной частью которого явилось добывание пищи, заселение территорий, преодоление громадных расстояний, способствовал накоплению знаний, умений и возможностей человеческой популяции в физическом совершенствовании. Поэтому физическую культуру можно отнести к одному из самых ранних видов социальной деятельности, способствующей становлению человечества.
Общественное развитие существенно повлияло на трансформацию физической культуры как вида социальной деятельности. Человечество накапливало не только духовные, но и материальные ценности, непосредственно связанные с физической культурой, все более приходя к выводу, что физическая культура есть способ сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и продления жизни в условиях физического, психического и социального благополучия. Основной принцип физической культуры гласит:
• необходима непрерывность и преемственность физического совершенствования в любом возрасте, на всех этапах жизнедеятельности.
Физическая культура по своей сущности — явление массовое, вовлекающее в сферу своего влияния, хотя и с разной степеныо активности, большинство членов общества.
По мере развития человеческого общества, появилась потребность в выявлении лучших среди равных. Такая потребность могла быть реализована за счет организации специфического соревновательного процесса, участие в котором и позволяло выявить одного лучшего. В свою очередь, некоторые виды человеческой деятельности для достижения цели требовали участия группы в равной степени подготовленных для этой деятельности людей (команды). 11ри этом требовалось не только индивидуальное совершенство (мастерство), но и взаимопонимание и взаимозаменяемость участников команды, координация их деятельности. Первоначально сутью соревновательного процесса являлось выявление сильнейшего в видах физической активности, связанных с жизнеобеспечением человека. Это бег, прыжки, метание снарядов, поднятие и перенос тяжестей и др. В дальнейшем стали появляться виды соревновательной деятельности, связанные с красотой и совершенством человеческого тела (прообраз спортивной гимнастики), действия отдельных людей и групп с предметом (прообраз современных индивидуальных и групповых спортивных игр).
Человечество осознанно пришло к занятиям спортом — специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды,
одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях.
Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосредственно с двигательными действиями.
Таким образом, физическая культура и спорт — это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.
Представление о физической культуре и спорте невозможно без определения таких понятий1 как:
• спортсмен -- лицо, систематически занимающееся спортом;
• спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом явля--
ются основным видом деятельности, и который получает в соответствии с
контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку
к спортивным соревнованиям и участие в них;
• любительский спорт ■— многогранное массовое спортивное движение как ор
ганическая часть физического воспитания граждан и выявление перспектив
ных и талантливых спортсменов в различных видах спорта;
• профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, цель которой
удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций,
спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей:
• физкультурнп-спорюшиое движение — форма социального движения, целью
которого является содействие повышению уровня физической культуры насе
ления, целенаправленная деятельность по развитию физической культуры и
спорта; •
• физкупътурно-спортивиая организация — одна из организационно-Правовых
форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в
целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровитель
ной и спортивной работы и достижения своих основных целей;
» олимпийское движение — одна из форм международного спортивного сотрудничества, цель которого международное развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека;
• спортивные ii спортивно-технические сооружения — объекты, предназначен
ные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведением
спортивных зрелищных мероприятий;
• спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий,
осуществляющих производство физкультурно-спортивного и туристического
назначения.
Специфика физической культуры и спорта связана с обязательным наличием ютребностей общества в соответствующем материально-вещественном обеспече-1ии данного вида деятельности, т.е. в соответствующей инфраструктуре. К основ-1ьтм элементам социальной инфраструктуры физической культуры и спорта отнО-
1 Определения даются по тексту Федерального Закона № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 гола «О фи-веской культуре и спорте в Российской Федерации».
сятся стадионы, спортивные залы, физкультурно-оздоровительные центры и комплексы, физкультурный и спортивный инвентарь и др.
В совсем недавнем прошлом многие из высказанных выше положений с большой долей успеха претворялись в реальную общественную жизнь нашей страны. Существовавшее в советское время государственно-общественное регулирование физкультурно-спортивной деятельности носило достаточно жесткий характер и, вместе с тем, оказывало существенное положительное влияние на образ жизни многих поколений. Это, в большей степени, касается развития любительского (массового) спорта. Еще свежи в памяти массовые физкультурно-спортивные мероприятия, которые проводились существовавшими в то время добровольными спортивными обществами «Буревестник», «Урожай», «Спартак», «Динамо» и другими. Спартакиады школьников, студенческие Универсиады, спартакиады рабочего спорта и многие другие массовые спортивные мероприятия по своей масштабности и уровню организации привлекали не только большое количество участников, но имели широкий общественный резонанс. Целенаправленная физкультур но-с по ртивная работа проводилась со школьниками не только в период их пребывания в школе, но и во время летнего отдыха. Практически в каждом городе функционировали детские спортивные школы, где занимались сотни тысяч детей. Одни из них стали затем выдающимися спортсменами, другие — приобрели здоровье и физическое совершенство. Хорошо известными для страны были » такие детские спортивные организации как клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Соревнования детских команд в рамках этих клубов носили истинно массовый характер. Именно с участия в них и начинали свою спортивную карьеру многие известные спортсмены.
Опыт организации массовой физкультурно-спортивной работы, накопленный в нашей стране, не имеет цены. Да, можно говорить об имевшихся в то время недостатках, в частности, некоторой заорган изо ванн ости проводимых мероприятий, их излишней идеологизации, а иногда и просто носящих элементы профанации (особо это относится к массовой сдаче норм ГТО в 70-SO-x гг.), вместе с тем, огульно отвергать существовавшую систему физкультурно-спортивной работы было не только неразумно, но и как оказалось, опасно для общества.
Возобладавшая в последнее десятилетие идея всеобщего рыночного регулирования всех отраслей социальной сферы, в том числе и физической культуры и спорта, не способствовала сохранению многих обшественно-массовых структур, занимавшихся в предыдущие времена организацией и проведением физкультурно-спортивной работы. Не выдержали напора коммерциализации добровольные спортивные общества: многие из них исчезли, другие превратились в профессиональные спортивные организации. Под этим же напором значительно сократилось количество детских спортивных школ, многие из которых перешли на коммерческую основу. В обществе в целом, как и в реформаторской среде, не возникло никаких идей по реформе массового физкультурно-спортивного движения, придания ему новых импульсов хотя бы в сохранении существовавших позиций, не говоря уже о развитии. Коммерческие отношения, насильно внедряемые в существовавшие структуры физкультурно-спортивных организаций и инфраструктуру, не только не укрепили их, а в подавляющем большинстве случаев способствовали их уничтожению. Тяжелейшие экономические условия, в которых оказались промышленные и сельскохозяйственные предприятия, заставили последних не только отказаться
от принадлежащих им спортивных сооружений, пусть, во многих случаях и простых, но и «забыть» на долгие годы о таких понятиях как массовая физкультура и спорт. В запустение и упадок пришли большинство спортивных площадок в школах и дворах.
В российское общество внедрились понятия и ценности, характеризующиеся! тем, что быть приобщенным к спорту можно и в другом «амплуа». Для этого нуж- ! но стать болельщиком-фанатом.
Недооценка государством и обществом оздоровительной, воспитательной и ее циальной роли физической культуры и спорта привели к тревожной ситуации физическим и духовным здоровьем нации.
В этой связи в общественное сознание должны быть вновь возвращены поня-1 тия, что физическая активность и спорт, особенно для детей и молодежи — н ходимое И важнейшее условие развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе, связаны с обездвиживай и-' ем и ожирением, что физическая активность и занятия «спортом для себя» улуч-1 шают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособ-1 ность. При отсутствии в обществе осознания этих простейших истин не удастся не! только значительно поднять уровень общественного здоровья, но и приостановить| физическую деградацию нации.
2. Основные положения стратегии реформирования физической культуры и спорта
I,
Любые реформы и инновации должны иметь под собой нормативно- правовую базу. В настоящее время в Российской Федерации правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности фи з культурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физи-1 ческой культуры и спорта, олимпийского движения определены Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от | 29 апреля 1999 года.
Закон содержит семь глав, определяющих: общие положения; систему физической культуры и спорта в Российской Федерации; физкультурно-оздоровительную работу и развитие спорта высших достижений; пропаганду физической культуры и спорта; права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и их социальную защиту; ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта; заключительные положения.
Стратегия реформирования физической культуры и спорта, изложенная в проекте Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, исходит из того, что цель реформирования физической культуры и спорта — повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привы-
чек, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.
Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способствует не только укреплению здоровья, но и поднимает уровень активного долголетия. Здоровый образ жизни следует формировать с самого раннего детства. Дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают ее и, таким образом, у них легко образуются соответствующие привычки и потребности. Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.
Основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта должны основываться на совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации. Предстоит создать систему физического образования и воспитания для всех социально-демографических групп населения.
Государственная политика включает в себя:
1. Организаыионную деятельность по проведению массовых соревнований и
физкультурно-спортивных мероприятий. В их числе:
• организация и проведение в учреждениях образования внеурочных занятий, в
том числе спортивных соревнований и праздников;
• создание условий для занятия физической культурой и спортом по месту жи
тельства и в парках отдыха;
• увеличение количества спортивных школ, клубов, центров.
Как приоритетные должны приниматься и реал изо выв аться программы развития физической культуры и спорта среди детей-сирот, «трудных»подростков, среди инвалидов, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма н других девиантных отклонений среди подростков. Целесообразно значительное увеличение числа общедоступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха, в учреждениях образования). Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача вовлекать в спортивную соревновательную деятельность детей, подростков, молодежь. Основой ф из культурно-спортивно го движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.
2. Подготовку специалистов высокой квалификации. В образовательных учре
ждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подго
товке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками,
детьми младшего И среднего школьного возраста, с учащимися специальных ме
дицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами,
пенсионерами. Необходимо обеспечить подготовку, переподготовку и стимулиро
вание деятельности общественных организаторов физической культуры и спорта.
3. Информационное и пропагандистское обеспечение. Физическая культура и
спорт должны иметь единое информационное пространство. Необходимы феде-
ральная, региональные и локальные информационные системы, пропагандистские информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, создание их путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемых на конкурсной основе средствам массовой информации. Основополагающая цель пропаганды — создание в обществе приоритетов здорового образа жизни, ограничение и ликвидацию девиантных форм поведения (наркомании и алкоголизма), повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, настойчивое формирование в массовом сознании понимания жизненной необходимости этих занятий.
4. Управленческие меры. В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных ф из культурно-спортивных организаций. Необходима переориентация деятельности региональных и местных физкультур но-с портив ных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма. Вместе с тем, необходимо и участие государства в развитии олимпийского движения в стране, обеспечивающего представительство российского спорта в олимпийских играх, государственная поддержка участия ведущих российских спортсменов и спортивных команд в престижных международных соревнованиях, государственное участие в становлении и развитии профессионального спорта. Не до конца отрегулированы и проблемы социальной защиты и социальной реабилитации спортсменов, закончивших активные занятия спортом.
Коренные изменения, произошедшие в общественно-политической жизни за последние десять лет, переход экономики на рыночные рельсы не могли не затронуть санаторно-курортной сферы. Особо отрицательно отразились на санаторно-курортном комплексе первые годы реформ. Именно в начале 90-х гг. началось сокращение количества санаториев И учреждений отдыха. Если в 1990 г. их было 7431 (без одного- и двухдневных), то в 1998 г. — 4519 (почти на 40 % меньше), уменьшился и коечный фонд (за 1990-1995 гг. количество коек уменьшилось более чем на 30%).'
Начавшийся процесс приватизации санаторно-курортных организаций изменил форму собственности более половины государственных, ведомственных и принадлежащих общественным организациям здравниц. В 2000 г. доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляла 40,6%.
Деятельность санаторно-курортных организаций заключается в осуществлении мероприятий, которые принято называть восстановительной медициной. Под восстановительной медициной, по определению А.Н. Разумова, следует понимать систему научных знаний и практической деятельности, направленной на сохранение и восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного действия факторов среды и его собственной деятельности, либо в результате болезни на этапе выздоровления или ремиссии (отсутствия острой стадии заболевания). Восстановительная медицина включает в себя первичную и вторичную профилактику. Схематично это можно представить следующим образом (см. рис. 1).
Восстановительное лечение
3. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы
В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны, позво-1 пяющей целенаправленно осуществлять профилактику и лечение заболеваний на ранних стадиях, вести диспансерное наблюдение за больными и проводить их реа-эилитации, важное место принадлежит санаторно-курортному лечению. Основой :анаторно-курортной помощи являются наиболее гуманные, социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между стационарными, амбулаторно-поли клиническими и санаторно-курортными учреждениями, доступность для лиц в ней чуждающихся, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи.
О высокой медицинской эффективности лечения, проводимого в санаторно-; <урортных учреждениях, свидетельствует, что более 95% больных выписываются 13 санаториев с улучшением состояния, число обострений хронических заболеваний в последующем уменьшается в 2-6 раз, потребность в госпитализации снижается в 2,5 раза, на 30 % в среднем уменьшается заболеваемость с временной утра-гой трудоспособности.
Первичная профилактика — система государственных мероприятий, направленных на активное сохранение и восстановление здоровья здорового человека |
Вторичная профилактика —
медицинская реабилитация на "лапе выздоровления, мероприятия по предотвращению обострения имеющегося у человека хронического заболевании
Рисунок /. Восстановительная медицина— первичная и вторичная профи.-шктикв
Стратегия реформ заложена в формировании единой системы медико-сошгального страхования (МСС), предусматривающей обеспечение тесной взаимосвязи между представлением лечебных и санаторно-курортных услуг путем частичной передачи специализированным санаторно-курортным организациям лечебно оздоровительных функций по отдельным видам заболеваний (например, реабилитация в профильных санаториях постипфарктных больных, больных с за-
1 См; Сан а юр но-курортные учреждения Федерального подчинения (Справочно-и] [форма*] тонные материалы). Минеральные Воды: ГУЛ «Издательство «Кавказская здравница», 2001. : 87.
1 См: Проект «Основные направления социально-экономическою развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу».
1-76
;c- w |
болеваняями опорно-двигательного аппарата, а также некоторые категории после- j операционных больных). Санаторно-курортное лечение, таким образом, будет теснее увязано с реабилитацией и долечиванием после ряда тяжелых заболеваний и операций. Должна быть обеспечена максимальная льготность (бесплатность) при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение именно в этих целях.
Другой вид страховых выплат направляется на оздоровление в течение очередного трудового отпуска и будет выполнять роль профилактического санаторно-курортного лечения при хронических заболеваниях. При этом усиливается целевой характер расходования средств обязательного меди ко-социального страхования и повышается эффективность их расходования с точки зрения восстановления здоровья той части населения, чьей жизни угрожает опасность из-за тяжелых заболеваний, в том числе профессиональных.
Данные мероприятия обеспечивают вторичную профилактику как одного из этапов восстановительного лечения с точки зрения организации и ресурсной поддержки.
В настоящее время сеть санаториев системы здравоохранения насчитывает 591 санаторий круглогодового функционирования на 74,3 тыс. коек, из них 89 санаториев для взрослых и 502 санатория для детей. 539 санаториев находятся в введении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В непосредственном подчинении Минздрава России функционирует 39 санаториев для детей и детей с родителями на 8,8 тыс. коек и 13 туберкулезных санаториев для взрослых на 3,5 тыс. коек. Ежегодно в санаториях системы здравоохранения получают санаторно-курортное лечение более 472 тысяч больных, в том числе около 352 тыс. детей и 120 тыс. взрослых.
Стратегической целью политики государства в санаторно-курортной сфере является создание конкурентоспособного на мировом рынке курортного комплекса, обеспечивающего эффективное воспроизводство трудовых ресурсов. Достижение этой цепи предполагает осуществление мер по следующим направлениям:
• проведение полной инвентаризации объектов санаторно-курортной сферы,
разработка и реализация системы учета этих объектов и формирование прав на
них;
• повышение конкурентоспособности организаций санаторно-курортной сферы,
в том числе путем совершенствования их организац ион но- правовых форм и
экономических механизмов функционирования, а также освобождения их от
выполнения несвойственных им функций;
• определение роли государства в регулировании рынка санаторно-оздорови- |
тельных услуг и содействие становлению негосударственных институтов са
морегулирования участников рынка санаторно-курортных услуг;
• содействие формированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том
числе путем его либерализации, устранения барьеров на пути развития ку
рортного дела, содействия конкуренции;
• обеспечение равноправия санаторно-курортных организаций всех форм собст
венности, в том числе в части доступа к государственному финансированию
санаторно-курортных и оздоровительных мероприятий;
1 См. Саигггорно-курортные учреждения Федерального подчинена (Справочно-информанионкые материалы). Минеральные Bo;uj: 1 УП «Издательство «Кавказскаяздравница». 2001.— с 87
• введение обязательной кон курен ости при финансировании санаторно-
курортных организаций за счет государственных средств в рамках реабилита
ционных мероприятии и долечивания, а также оздоровительных мероприятий,
профилактики и лечения при ряде хронических заболеваний;
• содействие в улучшении стратегии маркетинга И продвижения санаторно-
оздоровительных услуг на внутреннем и международном рынках, в том числе
путем адаптации маркетинговых стратегий и механизмов к современной прак
тике оказания санаторно-оздоровительных услуг.
При реализации указанных направлений реформирования санаторно-курортной сферы сохраняется ряд проблем, от решения которых будет зависеть как ход реформ, так и их результат. Во-первых, как будет организовано взаимодействие между собственниками санаторно-курортных организаций и системой медико-социального страхования, особенно по вопросам тарифов на услуги? Во-вторых, каков будет механизм распределения путевок, особенно тех, которые не будут распределяться через лечебные учреждения? В-третьих, где, кроме лечебного учреждения, смогут получить путевки на санаторно-курортное лечение лица, нуждающиеся в санаторно-курортных услугах с целью профилактики обострения имеющихся у них хронических заболеваний? К поиску ответов на эти и другие, не менее важные вопросы, которые возникают сейчас и, безусловно, возникнут в процессе реформирования российского санаторно-курортного комплекса следует подготовиться, т.к. они являются тактическим разрешением крупных стратегических задач по реформированию отрасли.
4. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Определите основные понятия, используемые при рассмотрении государст
венной политики в области физической культуры и спорта?
2. Перечислите основные меры государственной политики в области физиче
ской культуры и спорта.
3. Определите понятие «восстановительная медицина».
4. Перечислите меры по реформированию санаторно-курортной сферы совре
менной России.
5. Литература
1. Федеральный Закон № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 года «О физической культу
ре и спорте в Российской Федерации».
2. Санаторно-курортные учреждения Федерального подчинения (Справочно-
информационные материалы). Минеральные Воды: ГУЛ «Издательство «Кавказ
ская здравница», 2001. — с. 87.
/. Значение туризма и мотивы путешествий
Глава 3.6.
РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА
План:
1. Значение туризма и мотивы путешествий
2. Социально-экономическое и экологическое воздействие туризма
3- Государство и туризм
4. Планирование и политика развития туризма
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
6. Литература
Увеличение жизненного уровня и уровня образования населения, изменение его демографических характеристик, усовершенствование коммуникаций и, наконец, подъем социального самосознания зарождают у людей огромный интерес друг к другу и иному образу жизни. Сегодня контакты между людьми из разных стран повседневная реальность благодаря туризму, который трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества. Неоспоримо, что туризм один из влиятельнейших феноменов (если не самым влиятельный) экономического и социального развития нашего общества.