Методические указания по написанию контрольных работ

Контрольная работа, одна из активных форм самостоятельной работы студента-заочника, выступает в качестве средства проверки умений применять полученные в ходе освоения дисциплины знания и как один из критериев допуска к итоговому зачёту по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» и предусмотрена учебным планом.

Цель контрольной работы – формирование теоретических знаний, а также более глубокое усвоение студентами-заочниками основных разделов дисциплины КСО.

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть предполагает раскрытие теоретического вопроса соответствующего варианту студента.

Вторая часть представляет собой проект по анализу социального отчета российской компании, опубликованных в 2012-2014 гг. Объект анализа выбирается студентами самостоятельно на основе доступности информации и личных интересов. Задача студентов:

- выявить ключевые направления деятельности компании в области КСО;

- описать, какие действия выполняет компания по реализации своей социальной ответственности;

- определить, использовался ли международный стандартизированный опыт разработки нефинансовой отчетности при составлении социального отчета выбранной компании. Если да, то какой?

- определить, каким стандартам отчетности при подготовке отчета следовала Компания: международным стандартам отчетности GRI, AA1000 или национальному стандарту нефинансовой отчетности - Социальной хартии российского бизнеса.

- проанализировать с точки зрения теории заинтересованных сторон, какие из ожиданий стейкхолдеров Компании были реализованы с помощью социального отчета.

- какие конкретные выгоды получила Компания от публикации своего социального отчета (раскрытия социальной информации)?

- определить, является ли социальная ответственность Компании инвестицией или растратой средств.

Текст социального отчета Компании прилагается.

Контрольная работа выполняется по одной из тем предлагаемого перечня контрольных работ, в соответствии с последней цифрой зачетной книжки (например: последняя цифра 5, выбирается или 5, или 15, или 25 тема).

Произвольный выбор варианта контрольной работы не разрешается, такие работы не рецензируются и возвращаются студенту для повторного выполнения.

Выполнение контрольной работы целесообразно осуществлять в следующей последовательности. Определив номер варианта и отыскав его в тематике контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы, изложенном в методических указаниях.

Затем следует обратиться к материалам лекций и изучить литературу, рекомендованную к данной теме в учебно-методическом комплексе. Рекомендуем широко использовать материалы профессиональных журналов («Вопросы экономики»; «Человек»; «Экономика: теория и практика»; «Региональная экономика: теория и практика»; «Мировая экономика и международные отношения»; «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» и т.д.),сайты аналитических организаций (ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения),сайты содержащие социальные отчеты корпораций и т.п. Наиболее важные сайты рекомендованы в ЭУМК.

Таким образом, первый этап – это этап вхождения в проблему, накопления и осмысления знаний. Он завершается составлением логико-структурной схемы контрольной работы.

Второй этап носит аналитически – поисковый характер. Анализируя рекомендованную литературу, дополняя ее новыми материалами, вы ищет ответы на вопросы плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, которые сопровождаются своими суждениями.

И, наконец, третий этап – написание контрольной работы на основе подготовленных материалов дать самостоятельное изложение основных вопросов каждого задания в вашем варианте.

Важно обратить внимание на требования к контрольной работе.

Работа выполняется на форматных листах без оборота.

Текст должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman, кегль 13, при интервале 1,5. Объём работы должен составлять 14-16 страниц.

Титульный лист, который должен содержать название вуза, института, кафедры, на которой выполняется работа, ее название (без кавычек), ФИО студента-исполнителя, направление подготовки, номер потока; ФИО преподавателя, ведущего данную дисциплину; а также город и год исполнения без слова «год».

Содержание, в котором обозначаются названия вопросов, а также страницы, на которых указаны эти названия. Содержание может быть названо «оглавлением», но ни в коем случае не «планом»!

Основная содержательная часть контрольной работы излагается строго по оглавлению. Ответы на поставленные вопросы должны быть полными, аргументированными, отражать социологические аспекты анализа общественных явлений, содержащиеся в работе теоретические материалы должны быть проиллюстрированы эмпирическим материалом.

Использование в контрольной работе мыслей и выводов ученых должно сопровождаться ссылками на их труды. При использовании формул, коэффициентов, статистических данных необходимо сделать ссылки на используемые источники. Надо указать Ф. И.О. автора, название произведения, место, год издания, издательство, страницу. Возможны два варианта ссылок:

- сразу в тексте работы после приведенного суждения (в скобках);

- на странице внизу после страничного текста.

В случае необходимости контрольная работа может быть снабжена иллюстративным материалом – схемами, таблицами, диаграммами.

В заключении работы делаются выводы.

В конце текста контрольной работы приводится список использованной литературы и электронных источников. Список литературы, набирается в алфавитном порядке авторов (или названий без авторов). Содержание списка литературы должны составлять лишь те источники, на которые имеются ссылки в других разделах работы, кроме того, в работе не может быть использована информация из источников, не нашедших отражения в списке литературы. Список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания книги, научной статьи, газетной публикации.

Следует использовать источники, изданные в последние пять – семь лет. Это не относится к произведениям классиков экономической и социальной мысли.

Особое внимание должно быть проявлено к окончательному оформлению работы. Как советуют мастера-педагоги (См.: Ашмарин Б. А., Хентов Р. Я. Методика самостоятельной работы. – Л., 1974), после того как первый вариант работы написан, необходимо дать ему «отлежаться», т. е. не читать его в течение одной-двух недель. При повторном чтении следует сделать следующее: 1) убрать тот материал, который не имеет прямого отношения к теме; 2) убрать повторения; 3) убрать слова и фразы, без которых смысл остается понятным (например, в фразе «убрать все повторения» вполне можно убрать слово «все»); 4) длинные предложения разбить на более короткие, чтобы облегчить понимание; 5) постараться избавиться от деепричастных оборотов; 6) уточнить правильность использования терминов, обращаясь к различным словарям; 7) уточнить правильность написания слов и пунктуации; 8) проверить цитаты и правильность ссылок; 9) привести к единообразному употреблению терминов, сокращений, единиц измерения; 10) проверить нумерацию страниц, таблиц, рисунков; 11) заново переписать работу, прочитать.

Обязательно нужно оставлять лист для замечаний и вопросов рецензента.

Ответы на замечания и вопросы рецензента следует давать в письменной форме. В случае отрицательной рецензии необходимо доработать текст согласно замечаниям и вновь представить работу на рецензирование вместе с первым ее вариантом.

Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания.

Оценку всей работы, преподаватель дает с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания темы, оригинальность суждений (на основе теоретических и опытных материалов), новизна фактического материала, глубина анализа, органичность сочетания теоретического и фактического материала, самостоятельность студента при выполнении работы и практическая значимость работы.

По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование.

Тематика теоретической части контрольной работы по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»:

1. Корпоративная социальная ответственность: понятие и история формирования. Социальные функции деловой активности.

2. Роль профсоюзов в защите прав трудящихся, развитии благотворительности. Международные конвенции и дискуссии о корпоративной социальной ответственности.

3. Корпоративная социальная ответственность как приоритет ЕС и ООН.

4. Корпоративная социальная ответственность и национальные этнические деловые культуры.

5. КСО и этика бизнеса.

6. Деловая активность и развитие гражданского общества.

7. Бизнес, менеджмент и нравственная культура общества.

8. Деловая активность и социальное партнерство.

9. Бизнес и некоммерческие организации (НКО).

10. Зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности.

11. Становление корпоративной социальной ответственности в РФ.

12. Социальные нефинансовые отчеты.

13. Международные стандарты корпоративной социальной ответственности. Особенности социальной политики компаний в стадии первоначального накопления.

14. Бизнес и охрана окружающей среды.

15. Международные и отечественные организации, занимающиеся вопросами корпоративной социальной ответственности.

16. Отечественный опыт подготовки социальных (нефинансовых) отчетов в соответствии с международными и отечественными стандартами корпоративной социальной ответственности.

17. Социальные функции и возможности благотворительности.

18. Традиции благотворительности в дореволюционной России.

19. Проблемы развития благотворительности в современной России.

20. Коммуникативные технологии корпоративной социальной ответственности.

21. Интегрированные маркетинговые коммуникации и корпоративной социальной ответственности.

22. Корпоративная социальная ответственность и бренд организации.

23. Виды и уровни эффективности корпоративной социальной ответственности.

24. Социальные инвестиции: мировой опыт

25. Корпоративная социальная деятельность: КСО как система.

26. Корпоративное гражданство.

27. КСО и теория стратегического управления.

28. КСО: практика российских компаний.

29. КСО: зарубежный опыт.

30. Экологические стандарты как мера регулирования корпоративной ответственности.

Наши рекомендации