Методические указания по написанию

И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Реферат является одной из форм учебной и научной работы студен­тов.

Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов связывать тео­рию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы.

Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представ­ляемых на конкурс.

Слово "реферат" имеет два значения: с одной стороны, оно предполагает крат­кое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи. С другой – доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других ис­точников. Рефераты студентов чаще соответствуют второму значению этого слова.

Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов: выбор темы, накопление информационного материала, подготовка и написание реферата, защита реферата на семинаре.

Реферат должен иметь следующую структуру: план, краткое введение, изложе­ние основного содержания темы, заключение, список использованной литературы.

Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей лите­ратурой. Но прежде, чем приступить к её подбору, целесообразно наметить план ра­боты с литературой и общий предварительный план реферата.

Предварительный план реферата состоит обычно из трех-четырех вопросов, процессе работы он уточняется и конкретизируется.

План– это логическая основа реферата, от правильного его составления вомногом зависит структура, содержание, логическая связь частей.

Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать с преподавателем, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс.

План не следует излишне детализировать, в нём перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разбивать на параграфы. Перечень основных вопросов заканчивается заключением ил краткими выводами, которые представляют обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в реферате.

При работе над рефератом необходимо внимательно изучить соответствующую теме литературу, включая монографии, статистические сборники, материалы, пуб­ликуемые в журналах и др.

Источниками фактического материала могут служить статистические сборники, газеты, журналы.

Когда студент в достаточной степени накопил и изучил материал по соответ­ствующей теме, он принимается за его систематизацию и разработку более полного плана реферата. Внимательно перечитывая свой конспект или записи на карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее стройной и целесообразной. Одновременно студент фиксирует собствен­ные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте реферата.

Основному тексту в реферате предшествует введение. В нём необходимо пока­зать значение, актуальность рассматриваемой проблемы, обоснованность причины выбора темы. Кроме того, следует отметить, в каких произведениях известных уче­ных-экономистов рассматривается изучаемая проблема, сформулировать основную задачу, которая ставится в реферате.

В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоре­тическому освещению как темы в целом, так и отдельных её вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифро­вым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составлен­ным планом.

Текстовые документы выполняются с применением, например, текстового редактора "MS Word". В этом случае предъявляются следующие требования к оформлению материалов. Шрифт – Times New Roman размером 14 пт. Межстрочный интервал – полуторный. Абзацные отступы одинаковые по всему тексту – 1,27 см (пять печатных знаков). Выравнивание строк – по ширине формата страницы.

Пояснительная записка должна быть сброшюрована в одну папку.

Текст записки выполняется на листах с рамкой, выполненной с соблюдением следующих размеров полей: левая граница рамки – 20 мм от края листа, правая, верхняя и нижняя границы – 5 мм. В правом нижнем углу рамки указываются номера страниц.

Текст записки излагается с соблюдением принятой терминологии, слова в тексте пишутся полностью, допускаются общепринятые сокращения.

Таблицы, рисунки, формулы должны быть пронумерованы последовательно в пределах каждого задания, например: рис. 2.2 – второй рисунок второго задания.

Страницы пояснительной записки должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа (на титульном листе номер не ставят) и включая все страницы с рисунками и таблицами.

Применяемые формулы и справочные данные обязательно должны иметь ссылку на источник. Номер использованного литературного источника в тексте ставится в скобки, например [12], что соответствует источнику, перечисленному в списке использованной литературы под двенадцатым номером.

Иллюстрации следует располагать после абзацев, содержащих ссылку на них в тексте, или на следующей после ссылки странице. Они должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. Объём реферата 10 – 15 страниц.

В конце реферата приводится список использованной литературы, который со­ставляется в следующей последовательности:

1. Официальные материалы (законы, указы).

2. Остальные использованные в реферате источники в алфавитном порядке фа­милий авторов.

Подготовленный реферат защищается на семинарском занятии.

Целесообразно тезисы выступления, а точнее – обозначение разделов и подраз­делов реферата, сокращенное изложение основного материала (определение важ­нейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать студентам как материал для последующего обсуждения.

Заканчивая подготовку к выступлению с рефератом на семинарском занятии, по­лезно прочитать весь его текст "для себя". Это будет способствовать закреплению материала в памяти и позволит во время выступления либо совсем не заглядывать в конспект (план, текст), либо свести обращения к нему до минимума.

После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавате­лем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель предлагаемого издания – предложить студентам решить задания, которые вызовут интерес к изучению курса экономики. Добросовестная работа на семинарских занятиях позволит применить теоретические знания при решении экономических задач, даст возможность самостоятельно оценивать конкретную ситуацию в экономике, понимать содержание и значение экономической информации, которая отображает деятельность определённого экономического субъекта.

Изучение микроэкономики поможет осознать объективные закономерности, присущие рыночному хозяйству любой страны.

Наши рекомендации