Методические указания по написанию
И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Реферат является одной из форм учебной и научной работы студентов.
Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы.
Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представляемых на конкурс.
Слово "реферат" имеет два значения: с одной стороны, оно предполагает краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи. С другой – доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других источников. Рефераты студентов чаще соответствуют второму значению этого слова.
Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов: выбор темы, накопление информационного материала, подготовка и написание реферата, защита реферата на семинаре.
Реферат должен иметь следующую структуру: план, краткое введение, изложение основного содержания темы, заключение, список использованной литературы.
Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Но прежде, чем приступить к её подбору, целесообразно наметить план работы с литературой и общий предварительный план реферата.
Предварительный план реферата состоит обычно из трех-четырех вопросов, процессе работы он уточняется и конкретизируется.
План– это логическая основа реферата, от правильного его составления вомногом зависит структура, содержание, логическая связь частей.
Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать с преподавателем, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс.
План не следует излишне детализировать, в нём перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разбивать на параграфы. Перечень основных вопросов заканчивается заключением ил краткими выводами, которые представляют обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в реферате.
При работе над рефератом необходимо внимательно изучить соответствующую теме литературу, включая монографии, статистические сборники, материалы, публикуемые в журналах и др.
Источниками фактического материала могут служить статистические сборники, газеты, журналы.
Когда студент в достаточной степени накопил и изучил материал по соответствующей теме, он принимается за его систематизацию и разработку более полного плана реферата. Внимательно перечитывая свой конспект или записи на карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее стройной и целесообразной. Одновременно студент фиксирует собственные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте реферата.
Основному тексту в реферате предшествует введение. В нём необходимо показать значение, актуальность рассматриваемой проблемы, обоснованность причины выбора темы. Кроме того, следует отметить, в каких произведениях известных ученых-экономистов рассматривается изучаемая проблема, сформулировать основную задачу, которая ставится в реферате.
В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных её вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составленным планом.
Текстовые документы выполняются с применением, например, текстового редактора "MS Word". В этом случае предъявляются следующие требования к оформлению материалов. Шрифт – Times New Roman размером 14 пт. Межстрочный интервал – полуторный. Абзацные отступы одинаковые по всему тексту – 1,27 см (пять печатных знаков). Выравнивание строк – по ширине формата страницы.
Пояснительная записка должна быть сброшюрована в одну папку.
Текст записки выполняется на листах с рамкой, выполненной с соблюдением следующих размеров полей: левая граница рамки – 20 мм от края листа, правая, верхняя и нижняя границы – 5 мм. В правом нижнем углу рамки указываются номера страниц.
Текст записки излагается с соблюдением принятой терминологии, слова в тексте пишутся полностью, допускаются общепринятые сокращения.
Таблицы, рисунки, формулы должны быть пронумерованы последовательно в пределах каждого задания, например: рис. 2.2 – второй рисунок второго задания.
Страницы пояснительной записки должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа (на титульном листе номер не ставят) и включая все страницы с рисунками и таблицами.
Применяемые формулы и справочные данные обязательно должны иметь ссылку на источник. Номер использованного литературного источника в тексте ставится в скобки, например [12], что соответствует источнику, перечисленному в списке использованной литературы под двенадцатым номером.
Иллюстрации следует располагать после абзацев, содержащих ссылку на них в тексте, или на следующей после ссылки странице. Они должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. Объём реферата 10 – 15 страниц.
В конце реферата приводится список использованной литературы, который составляется в следующей последовательности:
1. Официальные материалы (законы, указы).
2. Остальные использованные в реферате источники в алфавитном порядке фамилий авторов.
Подготовленный реферат защищается на семинарском занятии.
Целесообразно тезисы выступления, а точнее – обозначение разделов и подразделов реферата, сокращенное изложение основного материала (определение важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать студентам как материал для последующего обсуждения.
Заканчивая подготовку к выступлению с рефератом на семинарском занятии, полезно прочитать весь его текст "для себя". Это будет способствовать закреплению материала в памяти и позволит во время выступления либо совсем не заглядывать в конспект (план, текст), либо свести обращения к нему до минимума.
После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавателем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель предлагаемого издания – предложить студентам решить задания, которые вызовут интерес к изучению курса экономики. Добросовестная работа на семинарских занятиях позволит применить теоретические знания при решении экономических задач, даст возможность самостоятельно оценивать конкретную ситуацию в экономике, понимать содержание и значение экономической информации, которая отображает деятельность определённого экономического субъекта.
Изучение микроэкономики поможет осознать объективные закономерности, присущие рыночному хозяйству любой страны.