Цели и задачи деловой игры

М.А. Екатериновская, О.В. Орусова

Методические рекомендации

По проведению деловых игр

курс «Макроэкономика»

(для всех направлений подготовки бакалавров)

Одобрено кафедрой «Макроэкономика»

протокол № 11 от «05» февраля 2014 г.

Москва 2014

УДК 330. 01. (073)

Э40

ББК 65.012я73

М 59

Рецензенты: Г.В. Будкевич,доцент кафедры макроэкономика, кандидат экономических наук; П.В. Арефьев, доцент кафедры макроэкономика, кандидат экономических наук.

М.А. Екатериновская, О.В. Орусова

Методические рекомендации по проведению деловых игр. Курс «Макроэкономика».Для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавров). – М.: Финансовый университет, кафедра «Макроэкономика», 2014. – 46 с.

Приведены варианты проведения деловых игр по курсу «Макроэкономика» для студентов всех направлений программы подготовки бакалавров. В основу положены методики проведения ролевых игр, способствующие формированию у студентов экономического мышления, позволяющие по-новому применить полученные знания.

Методические рекомендации состоят из организационно-методического раздела, включающего цели и задачи проведения деловых игр, формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, различных сценариев проведения деловых игр, учебно-методического и информационного обеспечения.

Для преподавателей экономики и обществознания.

Учебное издание

Мария Алексеевна Екатериновская

Ольга Вячеславовна Орусова

Методические рекомендации по проведению деловых игр.

Курс «Макроэкономика».

Учебно-методическое пособие

Компьютерный набор, верстка:

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. Изд. № - 2014. Тираж 36 экз.

Заказ ____________

Отпечатано в Финансовом университете

Ó М.А. Екатериновская, О.В. Орусова, 2014

Ó Финансовый университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Организационно-методический раздел …………….…..………………….
Цели и задачи деловой игры…………………………………………
Компетенции ……………….………………………………………
Сценарии деловых игр…………………………….. ……………………..
«Правительственный час»………..………………………………..  
«Международный саммит»………………………………………..
«Программно-целевое управление»..……………….….……..…..
«Судебное заседание: антиинфляционная политика»…………… ………….......
«Регионы России»…………………………………………………..
«Экономический диспут»…………………………………………..
«К барьеру: государство или рынок?»…………………………….
«Факторы конкурентоспособности стран БРИКС»………………
«Стратегический вектор»…………………………………………..
«Инвестиционный выбор»………………………………………….
«Налоги и налоговые системы»…………………………………….
Учебно-методическое и информационное обеспечение ..………………
Приложения…………………………………………………………………

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Деловые игры, предлагаемые к проведению на семинарских занятиях по курсу «Макроэкономика», отражают логику практической деятельности и являются эффективным средством усвоения знаний и формирования умений, играют большую роль в подготовке кадров, ориентируя на создание условий для творческой активности.

Моделирование конкретных экономических ситуаций предоставляет возможность студентам принимать самостоятельные решения, закреплять полученные теоретические знания.

Цели и задачи деловой игры

Основной целью проведения деловых игр по курсу «Макроэкономика» является формирование профессиональных качеств у студентов посредством погружения в конкретную экономическую ситуацию, смоделированную конструктором игры.

Деловая игра достаточно реально имитирует существующую действительность, создает динамичные организационные модели, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Работа в группе дает эффект взаимодействия, основанный на обмене знаниями, кооперации участников и опыте совместной выработки управленческих решений.

При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений. В основу разработки положена деятельность, отражающая согласование различных интересов. Содержанием выступает явление, к которому имеется множество подходов (теоретических и практических), обусловленных различными смысловыми позициями участников.

В рамках существующей программы курса «Макроэкономика» для бакалавров имеется возможность проведения как аудиторных деловых игр (в рамках одной студенческой группы), так и групповых внеаудиторных деловых игр (между 2-3 группами на факультете).

Задачи деловой игры

Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса, формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, навыки учащихся.

Развивающая: развитие логического мышления; активизация мыслительной деятельности учащихся, приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности.

Воспитательная: проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности, активизация внимания. Формирование устойчивых интересов к профессии экономиста, менеджера. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.

Постигровое моделирование

Узловым моментом в ходе дискуссии выступает подведение итогов игры. Для этого формулируются основные выводы по дискуссии, выслушиваются точки зрения всех участников и предложения по совершенствованию методики проведения игры.

Вопросами для дискуссии могут быть:

Ø Интересна ли игра?

Ø Какова ее центральная проблема?

Ø Почему в ней такие правила?

Ø Соответствует ли она реальным условиям действительности?

Ø Что можно было бы сделать иначе, если бы вы играли еще раз?

Ø Какими могли быть другие результаты игры? В силу каких причин?

Ø Какова польза игры?

Ø Приспособлена ли игра для данной аудитории?

Ø Ориентирована ли на имеющиеся у участников знания?

Ø Использовалась ли данная информация, требовалась ли дополнительная?

Ø Был ли у игроков выбор?

Ø Хорошо ли взаимосвязаны роли и события?

Ø Чувствовался ли энтузиазм участников?

Ø Налажено ли было взаимодействие?

Ø Какова эффективность игры?

Такое обсуждение игры может стать не только подведением итогов и заделом для проведения следующей игры.

Компетенции

Применение деловых игр в курсе «Макроэкономика» обеспечивает инструментарий формирования и способствует овладению студентами целым комплексом следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра:

№ п/п Код Компетенция
Общекультурные компетенции (ОК):
1. ОК-1 овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения условиях формирования и развития информационного общества
2. ОК-4 способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
3. ОК-5 способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию
4. ОК-6 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
5. ОК -7 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
6. ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность
7. ОК-11 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
профессиональные компетенции в части аналитической, научно-исследовательской деятельности:
8. ПК-1 сбор и анализ исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей в ходе работы над проблемой
9. ПК-6 выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ результатов расчетов и обоснование полученных выводов
10. ПК-8 анализ и интерпретация данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявление тенденций изменения социально-экономических показателей
11. ПК-9 сбор необходимых данных из отечественных и зарубежных источников информации для анализа и подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета
12. ПК-10 использование для решения аналитических и исследовательских задач современных технических средств и информационных технологий
профессиональные компетенции в части организационно-управленческой деятельности:
13. ПК-11 организация малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
14. ПК-12 использование для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
15. ПК-13 критическая оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

В Таблице 1 представлены деловые игры в разрезе тем курса «Макроэкономика».

Таблица 1

Наимено-вание тем Деловые игры
Правительственный час Международ-ный саммит Программно-целевое управление Суденое заседание:аниинфляционная политика Регионы России Экономический диспут К барьеру: государство или рынок? Факторы конкуренстоспособности стран БРИКС Страте-гический вектор Инвестиционный выбор Налоги и налоговые системы
Введение в макроэко-номический анализ - - - - - - - - - - -
Национальная экономика: структура и средства измерения результатов её функциони-рования V - - V V V V V V V -
Макроэкономический анализ закрытой экономики V - - - - V V - - - -
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия V - - - - V V - - V -
Теории экономичес-кого роста V - - - - V V V V V -
Экономические циклы и кризисы V - - V - V V - V - -
Макроэко-номическая нестабиль-ность: инфляция V V - V - V V V V - -
Макроэко-номическая нестабиль-ность: безработица - V - V - V V V V - -
Обществен-ный сектор экономики V V V V V V V - - - V
Общественные финансы V V - V V V V V - - V
Теоретичес-кие основы кредитно-денежной политики государства V V - V V V V V V - -
Модель IS–LM: равновесие товарного и денежного рынков V - - - - V -   - - -
Макроэко-номический анализ открытой экономики   V   V -   V -   V   V   V - - -

Сценарии деловых игр

1. Деловая игра «правительственный час»

Цель игры - научиться решать проблему в рамках заданной компетенции, оценивать воздействие проблемных ситуаций в заданном профессиональном поле.

Макет игры

Студенты создают несколько команд численностью 3-4 человека для решения национальных проблем в «министерских креслах»:

1. Рабочая группа при Министерстве экономического развития Российской Федерации;

2. Рабочая группа при Министерстве финансов Российской Федерации;

3. Рабочая группа при Министерства здравоохранения и социального развития России;

4. Рабочая группа отраслевого министерства (выбор Министерства по усмотрению участников игры).

Каждая подгруппа выбирает себе проблемное поле в соответствии с функциональной позицией.

Игра может носить сквозной характер и проводиться по нескольким темам, включая доклады по следующим направлениям:

Участники Примерные темы для разработки
Министерство финансов РФ «Бюджетная политика РФ на период 2012-2020 гг.»
Министерство экономического развития «Инновационная политика российского экономического роста»
Министерство социального развития РФ «Пенсионная система: источник будущего кризиса»
Блок отраслевых министерств (например, Минсельхоз России) «Вступление в ВТО: преимущества и риски»

Можно предложить студентам выбрать самостоятельные направления докладов Министерств для обсуждения на Правительственном часе.

Данная игра может проводиться по одной теме, например, по Теме 10. «Общественные финансы» по курсу «Макроэкономика». В этом случае могут быть рекомендованы следующие темы для дискуссии:

Участники Примерные темы для разработки
Министерство финансов РФ «Проблемы становления бюджетного федерализма в России»
Министерство экономического развития «Налоги и их влияние на развитие предпринимательской активности»
Министерство социального развития РФ «Механизм осуществления фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной экономике»
Блок отраслевых министерств (например, Минсельхоз России) «Налоги как инструмент ускоренного отраслевого развития» *можно на примере сельского хозяйства

Представители министерств разрабатывают summary по структуре:

1. Анализ текущей ситуации (формализация проблемы);

2. Определение стагнирующих факторов;

3. Предложения по решению проблемы (программа мероприятий).

Далее каждая группа участников выступает с докладом на Правительственном часе по своей проблематике.

Остальные участники круглого стола оценивают проблему в рамках уровня своей компетенции, задают свои вопросы и выставляют баллы по форме, приведенной в Приложении 1.

В конце игры Экспертная комиссия (в которую входят представители всех команд и преподаватель) выставляет среднеарифметическое значение по каждой работе.

Дискуссия оценивается следующим образом: вопрос эксперта- 1 балл, ответ – 1 балл.

Постигровое моделирование. После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях участников в ходе игры.

2. деловая игра «международный саммит»

Цель игры - научиться вырабатывать конструктивные предложения для взаимного сотрудничества, исходя из заданных условий хозяйствования (потенциала страны).

Макет игры.Деловую игру «Международный саммит» можно проводить по Теме 13. «Макроэкономический анализ открытой экономики» по курсу «Макроэкономика».

Темой игры может быть любое актуальное событие, например, «Кризис Еврозоны: настоящее и будущее».

Группа делится на подгруппы численностью 4-5 человек. Каждая подгруппа представляет одну из стран, входящих в Еврозону и испытывающих социально-экономические затруднения.

Представляется:

· экономика страны,

· масштаб и особенности финансового кризиса,

· пути выхода из кризиса.

По окончании докладов подгрупп начинается совместный диалог и поиск возможных сценариев развития ситуации.

Эксперты оценивают:

· отраженность характеристики экономики,

· отраженность характеристики кризиса и его особенностей,

· результативность предложенных мероприятий,

· конструктивность диалога,

· степень воздействия мер на мировую экономику.

Итогом игры должна стать выработанная совместными усилиями возможная программа действий Европарламента и Правительств отдельных стран и скоординированная стратегия выхода из кризиса.

Постигровое моделирование. После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях участников в ходе игры.

3. Деловая игра «программно-целевое управление В ГОССЕКТОРЕ»

Цель игры - развить способность к разработке целеполагания в макросистеме через постановку логической цепочки: проблемы - цели - задачи - инструменты решения.

Макет игры

1 этап. Студенты, представляющие интересы субъектов РФ, объединяются в команды, численностью по 3-4 человека.

Все команды (субъекты РФ) готовят самостоятельно Программу по выбранному одному для всех направлений. Преподаватель может предложить направления для разработки Программы в части государственного (регионального) регулирования в части:

· предпринимательства,

· инвестиций,

· инноваций,

· науки и др.

Структура программы должна включать в себя:

1. О проекте (постановка проблемы и необходимость разработки программы),

2. Цели программы и ее мероприятия

3. Финансирование (ресурсное обеспечение и основные индикаторы развития),

4. Механизмы распределения средств

5. Мониторинг осуществления программы и ее эффективности

2 этап.Каждая команда прорабатывает Программу в соответствии с установленной структурой.

После утверждения Программы, руководитель группы представляет ее экспертам дляпроведения ее экспертно - аналитической оценки. Команде присваивается статус «Экспертов-аналитиков» после того, как они получают задание преподавателя на проведение экспертизы. По итогам рассмотрения экспертами присваиваетсярейтинговая оценка Программы.

3 этап.В конце игры Экспертная комиссия (в которую входят представители всех команд и преподаватель) выставляет рейтинговый балл по каждой представленной Программе субъектами РФ и выносится решение о федеральном финансировании лучшей программы. Федеральное финансирование предоставляется субъекту РФ, представившего самую убедительную Программу. В оценке принимают участие: преподаватель и представители каждой экспертно-аналитической группы.

Финансирование получает программа, получившая самый высокий рейтинговый балл программы.

Рейтинговая оценка проводится по следующему формату:

Цели и Структура Программы Оценивается прозрачность и значимость целей, задач и структуры программы 0-25 баллов
Стратегическое Планирование Оценивается наличие ежегодных и долгосрочных критериев исполнения программы (показателей) и соответствующих им целей   0-25 баллов
Менеджмент Программы Определяется уровень проработки управления программой, включая финансовый контроль и меры по улучшению эффективности программы   0-25 баллов
Результаты Программы Определяется уровень проработки исполнения программы по результатам раздела стратегического планирования и другим показателям   0-25 баллов

Номинации результатов Программы:

1. «Самый высокий рейтинговый балл Программы»,

2. «Лучшая Программа по системности и комплексности»,

3. «Лучшая Программа по креативности разработки»,

4. «Лучшая Программа по степени проработанности».

Субъект РФ-победитель получает «Чек на финансирование Программы».

Остальные участники получают грамоты по обозначенным номинациям.

Форма для заполнения экспертами приведена в Приложении 2.

Пример программы приведен в Приложении 3.

Постигровое моделирование. После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях участников в ходе игры.

4. Деловая игра «Судебное заседание: антиинфляционная политика"

Цели игры:

Обучающая: повторить и систематизировать учебный материал по теме 7 -“Макроэкономическая нестабильность: инфляция”, расширив при этом знания учащихся по формам и мерам антиинфляционной политики.

Развивающая: развить у учащихся монологическую речь, умение публичного выступления, способность анализировать ситуацию, предложенную выступлениями участников судебного процесса и решением суда, умение высказывать и отстаивать свою позицию.

Макет игры

Подготовительный этап: среди студентов группы выбираются судьи (3 чел.), присяжные заседатели (5 чел.), инфляция и антиинфляционная шоковая терапия (1 чел.), прокурор и свидетели со стороны обвинения (4-5 чел.), адвокат и свидетели со стороны защиты (4-5 чел.), секретарь судебного заседания (1 чел.), представители прессы (2 чел.), публика в зале заседания.

Ход игры: разыгрывается заседание арбитражного суда, где слушается дело об инфляции и одной из форм антиинфляционных мер – шоковой терапии, являющейся подсудимой, и судьям совместно с присяжными заседателями нужно выбрать альтернативные меры антиинфляционной политики.

Прокурор обвиняет примененную правительством шоковую терапию, как метод борьбы с инфляцией, поскольку она состояла в резком сокращении денежной массы и привела к катастрофическим последствиям (падение производства, обнищание население, бартеризация). Прокурор вызывает свидетелей обвинения (это могут быть, например, пенсионер, врач и учитель, как представители бюджетной сферы, неработающая многодетная мать, предприниматель, производящий товары длительного пользования и др.) Каждый из свидетелей высказывает свои доводы в обвинении шоковой терапии и предлагает альтернативные методы борьбы с инфляцией, такие как:

· Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса),осуществляемая путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

· Политика доходов, означающая установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

· Политика индексации, означающаяиндексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

· Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.

После этого выступает адвокат и вызывает своих свидетелей (например, крупного заемщика, бизнесмена, производящего продукты питания, владельца недвижимости), которые предлагают воспользоваться классическими рецептами борьбы с инфляцией.

· Кейнсианский подход, базирующийся на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

· Монетаризм - новое экономическое течение, пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы: правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.

После прений сторон суд удаляется для вынесения приговора. В то время, когда суд совещается, в аудитории работают “репортеры”. Они задают всем вопрос, какие меры борьбы с инфляцией показались вам наиболее действенными в России и почему. Учащиеся высказывают свое мнение, стараясь аргументировать его.

Суд выносит свой приговор, исходя из убедительности высказываний адвоката или прокурора, а также принимая во внимание вердикт присяжных заседателей, а все студенты (слушатели судебного заседания) отвечают письменно на вопрос: Как вы считаете, справедливое решение вынес суд и почему?

Постигровое моделирование. Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими, более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях участников в ходе игры.

Варианты игры. В процессе моделирования деловой игры «Судебное заседание» можно менять обвиняемую сторону, это может быть, например, безработица, кризис, дефляция, стагфляция, государственное вмешательство в экономику, свободная рыночная экономика, основной макроэкономический показатель – ВВП (сложности его подсчета), протекционизм, свобода торговли и др.

5. Деловая игра «Регионы России»

Цели игры:

Обучающая: повторить и систематизировать знания по темам “Национальная экономика” и «Макроэкономическая политика».

Развивающая: учащиеся развивают монологическую речь, приобретают навыки публичного выступления, учатся анализировать и моделировать макроэкономические процессы на региональном уровне.

Макет игры

Подготовительный этап.Участники делятся на Федеральный Кабинет министров (4-5 человек) и на команды по 4-5 человек, представляющие на выбор один из регионов России. В качестве домашнего задания каждая группа готовит презентацию – отчет перед кабинетом министров на 15 минут о реальном социально-экономическом положении выбранного региона, представляя материал по следующей примерной структуре:

1. Географическое положение, площадь, численность населения, плотность населения, богатство природными ресурсами, основные виды производственной деятельности, отраслевая направленность данного региона.

2. Основные экономические показатели региона: валовой региональный продукт, его доля в валовом внутреннем продукте РФ, ведущие отрасли промышленности, лидеры производства, динамика промышленного производства, динамика сельскохозяйственного производства, уровень инфляции и безработицы.

3. Основные проблемы социально-экономического развития и возможные пути их решения (аргументированные предложения команды). В этом разделе следует проанализировать возможности специализации регионов, а также внести предложения по проведению мероприятий, способствующих активизации регионального роста и развития.

Кабинет министров, зная заранее о выбранных регионах, готовит вопросы к каждой команде.

Ход игры. Игра проходит в виде расширенного заседания кабинета министров с участием команд из регионов. Каждая команда отчитывается перед кабинетом министров, при этом министры задают интересующие их вопросы каждой команде. У участников есть возможность попробовать себя в самых разных профессиональных и социальных ролях: государственных деятелей, предпринимателей, ученых, представителей различных слоев общества. В ходе игры каждый участник может стать руководителем своего региона, членом правительства, принимать участие в выработке решений, от которых зависит судьба всего региона.

Студентам приходится решать и вопросы политического устройства своего региона, и многочисленные экономические вопросы, заниматься и проблемами внутренними, такими как, например, специализация региона, поиск внутренних источников роста, и проблемами "внешними", связанными с взаимодействием с соседями: эмиграцией, проблемами импорта и экспорта, развитием совместных предприятий.

После публичного выступления представителей команд с отчетом и предложениями члены Кабинета министров и преподаватель оценивают команды с помощью матрицы с балльной шкалой. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов, остальные команды получают одну из номинаций:

1. «Лучший доклад о регионе»,

2. «Лучшая презентация региона»,

3. «Лучшая программа мероприятий в регионе».

Оценка проводится на основе следующих критериев:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БАЛЛЫ
ДОКЛАДА  
Полнота и точность представленной информации о регионе 0-10 баллов
Аргументированность выводов 0-10 баллов
Самостоятельность выводов 0-10 баллов
Креативность решений 0-10 баллов
Прикладная ценность предложений 0-10 баллов
ИТОГО 0-50 баллов
ПРЕЗЕНТАЦИИ  
Кристаллизация материала (сжатость и ёмкость) 0-10 баллов
Системность изложения 0-10 баллов
Ясность, четкость изложения 0-10 баллов
Эстетическая привлекательность 0-10 баллов
Грамотность и убедительность авторской позиции изложения 0-10 баллов
ИТОГО 0-50 баллов
Итоговая оценка 0 -100 баллов

Постигровое моделирование. После завершения игры преподаватель подчеркивает региональную дифференциацию регионов России и связанные с этим различия в стратегии и тактике проведения экономических преобразований, решения социальных и политических задач.

6.Деловая игра «Экономический диспут»

Цель игры:научиться аргументировать свою точку зрения и приобрести умение доказать даже ту точку зрения, с которой, возможно, участники команд не согласны.

Макет игры

Участники делятся на 4 команды по 5 - 6 человек. Выбирают по одному представителю в жюри. Игра проходит в форме диспута.

Имеются четыре актуальных на настоящий момент времени утверждения, например:

1. Переход на летнее время - выгодно.

2. Экономический кризис – это хорошо.

3. Сырьевая игла – не зло.

4. Рубль - возможная замена доллару.

Несомненно, данные утверждения являются спорными. Каждая из команд путем лотереи выбирает одно из утверждений, с этого момента им дается 10 минут на то, чтобы придумать 5 аргументов в защиту выбранных высказываний. Студенты продумывают систему аргументации, выбирают спикеров, выстраивают линию своего выступления.

На следующем этапе в течение 5 минут каждая команда аргументировано доказывает правильность своего утверждения, затем другие команды могут задавать вопросы, ставя команду в затруднительное положение.

Члены жюри оценивают команды по матричной балльной системе.

Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Оценка проводится матричным методом:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БАЛЛЫ
Ясность, четкость изложения 0-15 баллов
Аргументированность выводов 0-20 баллов
Креативность подходов 0-20 баллов
Приведены все 5 аргументов 0-15 баллов
Качество ответов на вопросы 0-10 баллов
Применение экономических знаний 0-20 баллов
Итоговая оценка 0 -100 баллов

Постигровое моделирование. После завершения игры преподаватель выясняет, согласны ли студенты на самом деле с попавшимися им утверждениями, закрепляя навыки отстаивать свою позицию, применяя знания в области макроэкономики.

7.Деловая игра «К барьеру»

тема «Государство или рынок?»

Цель игры - научиться обоснованно и аргументировано доказывать точку зрения команды, действовать в соответствии с заранее определенным группой сценарием, работать в команде, использовать знания в области экономической теории (макроэкономики) в повседневной жизни.

Макет игры

Игра проходит по типу телевизионной передачи «К барьеру». Студенты создают две команды, выбирая себе капитанов. Одна команда защищает точку зрения о необходимости активного вмешательства государства в экономику. Другая команда – о рыночном саморегулировании.

Используя знания в области экономической теории (кейнсианство, институционализм, неоинституционализм, классическая, неоклассическая, новая классическая теории), команды готовят своего капитана к выступлению в первом раунде.

Ведущий игры (студент) приглашает капитанов к участию в первом раунде, в котором капитаны сначала по очереди высказываются, потом задают друг другу вопросы.

Второй раунд «вопрос – ответ» заключается в диспуте между остальными членами команд.

В третьем раунде команды должны ответить на вопросы ведущего.

Преподаватель оценивает команды и капитанов, выбирая более тщательно подготовленную, слаженную команду, сумевшую не только правильно применить макроэкономические знания, но и отстоять свою точку зрения более убедительно.

Предложенная деловая игра может быть проведена и на другие актуальные дискуссионные темы, такие как, например, «Введение в России налога на роскошь: за и против», «Эффективность инструментов финансовой и монетарной политики», «Вступление России в ВТО: плюсы и минусы» и др.

Деловая игра

«факторы конкурентоспособности стран Брикс»

Цели игры.

Научиться работать со статистическими данными, анализировать факторы конкурентоспособности стран мировой экономики, самостоятельно сделать выводы, научиться работать в команде.

Макет игры

Игра проводится в два этапа.

Подготовительный этап. Студенты создают пять команд перспективных молодых специалистов, работающих в организации The World Economic Forum. Им поручили принять участие в приготовлении ежегодного отчета о факторах конкурентоспособности динамично развивающихся стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), представителями которых они являются, и сделать соответствующие выводы и прогнозы. Исследование распределено между командами из-за его большого объема.

Общеизвестно, что члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;

Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;

Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;

Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов;

Южно-Африканская республика — природные ресурсы.

Студентам предлагается совместно самостоятельно выделить основные параметры анализа конкурентоспособности стран мировой экономики, используя различные теории (например, теорию М. Портера) и проанализировать факторы конкурентоспособности стран БРИКС. В анализе допускается, в том числе, использование результатов различных рейтингов конкурентоспособности стран за последние годы. В качестве домашнего задания каждая команда готовит доклад- презентацию по конкретной стране.

Игра. Проводится Экономический форум, на котором с подготовленными докладами (на 10 минут) выступают 5 команд. Прослушав все доклады, участники форума за круглым столом обсуждают наиболее важные сообщения, актуальные для российской экономики. Представители каждой команды выделяют конкурентные преимущества своей страны. Основная задача этого этапа – на основе анализа конкурентоспособности стран БРИКС выявить слабые и сильные стороны российской экономики и предложить свое видение повышения конкурентоспособности нашей страны.

По итогам игры студенты готовят совместный отчет с Экономического форума.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР»

Цель игры: научиться выбирать оптимальную стратегию из формируемых альтернатив

Макет игры:

Каждая команда получает от преподавателя «Карту экономической ситуации» для работы.

В течение 15-20 минут командой готовится экспертная оценка и комплекс мер по оптимизации ситуации в экономики страны. Другие команды оценивают эффективность предлагаемых мер. Команда, набравшая большее количество баллов, становится победителем.

Формат экспертизы включает:

Критерии оценки Баллы
Грамотность «диагноза ситуации» 0-3 балла
Объективность «прогноза тенденций» 0-3 балла
Результативность предлагаемых мер 0-3 балла
Эффективность разработанных предложений 0-3 балла
ИТОГО 12 БАЛЛОВ

0- не продемонстрировано,

1- низкий уровень,

2- средний уровень,

3- высокий уровень

Карта экономической ситуации строится по следующим показателям:

· ВВП, в % к предыдущему году;

· Индекс потребительских цен на конец года;

· Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году;

· Индекс физического объема инвестиций в основной капитал;

· Реальные располагаемые доходы населения;

· Экспорт;

· Импорт и др.

Экспертиза группы экспертоввключает:

· Диагноз экономической ситуации (характеристика экономики),

· Прогноз тенденций (тренды),

· Разработка комплекса мер по оптимизации экономики (проблема =>мера =>ожидаемый результат)

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ВЫБОР»

Цель игры: представить наилучшие условия инвестиционного климата страны

Макет игры:

В группе формируется две команды, представляющие экономику двух стран. Демонстрируется знание инвестиционного климата каждой из представленных стран с реальными статическими показателями динамики развития.

Остальная часть аудитории – инвесторы, которые заинтересованы в выгодных инвестициях, высоком доходе и низких рисках.

Страна должна убедить, что ее условия – самые привлекательные для инвесторов.

Инвесторы анализируют предоставляемую информацию и делают выбор, вкладывая инвестиции. Для этого преподаватель каждому инвестору выдает «пакет инвестиций» суммой 10 млрд. ден. единиц. Каждый лот представляет собой 1 млрд. ден. единиц. Всего в «пакете инвестиций» 10 лотов общим номиналом 10 млрд. ден. единиц.

Побеждает та страна, которая набрала большее количество ден. единиц в совокупности.

Сектора экономики для инвестирования:

· Топливно-энергетический комплекс,

· Химический комплекс,

· Металлургический комплекс,

· Высокотехнологический комплекс,

· Лесопромышленный комплекс,

· Легкая промышленность,

· Сельское хозяйство,

· Транспорт,

· Связь,

· Информационные технологии

Показатели, характеризующие динамику развития секторов экономики:

· Темп роста ВВП,

· Динамика развития отраслевых рынков,

· Структура производства,

· Динамика производства основных видов продукции,

· Динамика доли экспорта произведенной продукции.

Кроме того, страна демонстрирует налоговый климат, уровень процентной ставки, уровень инфляции.

11. Деловая игра «Налоги и налоговые системы»

Цели игры.

Научиться рассчитывать налоговые поступления, закрепить знания по теме «Бюджетно-налоговая политика», самостоятельно сделать выводы, научиться работать в команде.

Макет игры. Студенты группы делятся на 3 команды, представляя основные группы стран согласно классификации стран ООН мировой экономики (развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой).

Игра проводится в два раунда.

Раунд первый – Аналитические доклады по налоговым системам стран мировой экономики. В качестве домашнего задания студенты готовят короткие сообщения о разных налоговых системах стран мира: подушной, пропорциональной, прогрессивной, налогов на роскошь, с анализом ставок налогов, их изменением и результатами в налоговых поступлениях в государственный бюджет.

Особое внимание следует уделить особенностям взимания и эффективности введения налога на роскошь в разных странах, поскольку в Российской Федерации процесс введения такого налога еще не закончен и представляется актуальным.

Студентам предлагается подготовить аналитические доклады по следующей схеме:

· Что относится к предметам роскоши в разных странах?

· Какие налоговые ставки и какова шкала их применения в отношении предметов роскоши?

· Каковы основные способы взимания налога на роскошь?

· Сколько составляют отчисления в соответствующий бюджет с налога на роскошь? Какова их динамика?

· Какой опыт взимания налога на роскошь в той или иной стране может быть применимым в нашей стране?

Следует заметить, что в Российской Федерации налог на роскошь не введен, но планируется к введению в 2013 году. Ставка налога на роскошь будет определяться исходя из налоговой шкалы. Под обложение новым видом налога могут попасть не только объекты недвижимости, но и предметы роскоши. К ним относят дорогие автомобили, яхты и самолеты.

Ставку налога на роскошь планируется установить от 0,3 до 7 процентов. По ставке 0,3 процента будут облагать недвижимость стоимостью свыше 30 млн. рублей. Ставка в 0,6 процентов грозит владельцам более дорогих жилых помещений – от 50 до 100 млн. руб. Свыше 100 млн. ставку предлагается установить в размере 1 процента. А свыше 150 млн. руб. – 5 процентов.

Ставка налога на роскошь также затронет и предметы роскоши:

· стоимость товаров от 3 до 5 млн. руб. – 1 процент,

· стоимость от 5 до 20 млн. руб. – 3 процента,

· стоимость от 20 до 60 млн. руб. – 5 процентов,

· свыше 60 млн. руб. – 7 процентов.

По результатам первого раунда, заслушав все аналитические доклады, студенты совместно с преподавателем обобщают представленный материал, делая выводы и оценивая полезный для нашей страны опыт применения налога на роскошь в разных странах мировой экономики.

Второй раунд. Три команды получают на руки таблицы- заготовки для расчета показателей налоговых поступлений. Расчет проводится на время, команда, первой правильно посчитавшая все необходимые показатели и сделавшая правильные выводы, побеждает.

Задания. Для проведения анализа командам предоставлены одинаковые данные, по которым необходимо провести расчеты подушного, пропорционального, прогрессивного подоходного налога. При подсчете прогрессивного подоходного налога ведется ступенчатый подход.

Налоговая инспекция определила доходы населения за календарный год и выделила четыре группы по уровню дохода:

1. Низкий – до 150000 руб. в год имеет 50% населения

2. Средний – до 300000 руб. в год имеет 30% населения

3. Высокий – до 400000 руб. в год – 15%

4. Сверхдоходы – 1200000 руб. в год – 5%.

В стране насчитывается 60 млн. граждан-налогоплательщиков.

Задание 1. Подсчитайте налоговый доход каждой из четырех групп населения при подушной налоговой системе в размере 40000 руб. за год и представьте свои результаты в таблице 1.

Таблица 1.

Подушный налог

Доход групп населения Уровень дохода Численность групп, млн. чел. Ставка налога, руб. Сумма налоговых сборов
Низкий        
Средний        
Высокий        
Сверхдоходы        
ИТОГО:        

Задание 2. Подсчитайте налоговый доход каждой из четырех групп населения при пропорциональной подоходной налоговой системе со ставкой налога 12% в год и представьте свои результаты в таблице 2.

Таблица 2.

Пропорциональный подоходный налог

Доход групп населения Уровень дохода Численность групп, млн. чел. Ставка налога, руб. Сумма налоговых сборов
Низкий        
Средний        
Высокий        
Сверхдоходы        
ИТОГО:        

Задание 3. Подсчитайте налоговый доход каждой из четырех групп населения при прогрессивной подоходной налоговой системе со ставкой налога 5% в год – при низких доходах, 12% в год – при средних, 20% - при высоких, 30% - при сверхвысоких доходах и представьте свои результаты в таблице 3.

Таблица 3.

Прогрессивный подоходный налог

Доход групп населения Уровень дохода Численность групп, млн. чел. Ставка налога, руб. Сумма налоговых сборов
Низкий        
Средний        
Высокий        
Сверхдоходы        
ИТОГО:        

Постигровое моделирование. В заключении игры студентам предлагается сделать выводы на основании их расчетных заданий, ответив на следующие вопросы:

· Сделайте выводы, какая система наиболее выгодна для бюджета и почему?

· Какая система наиболее выгодна населению и почему?

· Какая система справедливая и почему?

· Какую систему бы выбрали Вы и почему?

· Основываясь на вашем домашнем задании, приведите примеры стран, где применяется та или иная налоговая система.

Наши рекомендации