Цель государственного земельного контроля (надзора) - сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.
Государственный земельный надзор осуществляется специально уполномоченными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Основные формы государственного земельного контроля представлены на рисунке 4.14.
Основные формы государственного земельного контроля |
выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства |
исполнение нарушителями земельного законодательства предписаний об устранении нарушений |
привлечении нарушителей к ответственности |
профилактики земельных правонарушений |
Рисунок 4.14 - Основные формы государственного земельного контроля
Динамика эффективности проведения проверок с 2010 года приведена на диаграмме (рисунок 4.15).
Наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельных участков или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1. КоАП РФ) – это более 50% от общего числа выявленных нарушений.
Далее следует невыполнение в установленные сроки законного предписания об устранении выявленных правонарушений (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ).
Общее количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок, составляет 1760, из них, по результатам проведения
Рисунок 4.15 - Динамика эффективности проведения проверок
соблюдения земельного законодательства в 2010-2014 годах
проверок выдано 877 повторных предписаний. Количество устраненных нарушений земельного законодательства составило 757.
Причины не устранения нарушений в установленный срок, в большинстве своем, кроются в необходимости личного обращения в разные инстанции по оформлению земельных участков. Имеются случаи несогласия с предлагаемой выкупной ценой, установленными арендными платежами, решаемыми в судебном порядке.
Общая сумма наложенных штрафов составляет 2591,2 тыс. руб., взыскано 2118,2 тыс. руб. Динамика суммы наложенных штрафов за последние три года представлена на диаграмме рисунка 4.16.
Рисунок 4.16 - Динамика суммы наложенных штрафов в 2010-2014 годах
Деятельность в сфере государственного земельного надзора в 2014 году была нацелена на повышение эффективности работы государственных инспекторов по использованию и охране земель в условиях оптимизации штатной численности и ограниченного финансирования.
ЗК РФ установлено, что государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ.
В перечень задач государственного мониторинга земель входят:
- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Анализ данных государственного мониторинга земель показывает, что состояние качества земель во всех районах края ухудшается. Почвенный покров, особенно пашни и других сельскохозяйственных угодий, подвергается деградации, загрязнению захламлению, теряет устойчивость к разрушению, воспроизводству плодородия в следствии потребительского использования земель.
В целях обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии земель и почв в частности, необходимо непосредственное участие государства и обязательное проведение мероприятий по восстановлению почвенного плодородия и охране почв путем реализации целевых федеральных и региональных программ, предусматривающих выполнение мероприятий не только наблюдательного характера, а непосредственно реализацию агротехнических, мелиоративных, противоэрозионных мероприятий, обеспечивающих восстановление почвенного плодородия земель.