Отрицательные аспекты присоединения к ВТО
Первый: на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем – объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Другими словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы – как и раньше.
Второе: защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации.
Третье: членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит нашу экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности.
При “открытых дверях”, а это – один из главных принципов ВТО, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение государственных субсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки, в конечном счете, обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное – сельхозпроизводителей.
Четвертое: интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом главных позиций в стратегически важных частях российского рынка.
Пятое: ВТО строит свою политику с Международным Валютным Фондом. “Внедряясь” в “американоцентричную” мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы, но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.
Поэтому мы оказываемся ближе к не самым актуальным для России проблемам тех же энергопоставок с Ближнего и Среднего Востока. Другими словами, приобщение к международным торгово-экономическим стандартам усиливает нашу зависимость от преимущественных интересов других стран.
Сторонники и противники нашего членства в ВТО сходятся в одном: России так и так придется согласиться, как минимум, на экспортные уступки. Максимум, пойти на очередную реструктуризацию отечественного рынка.
Другое дело, что некоторые нормы ВТО мы уже соблюдаем, подписав Соглашение о партнерстве с ЕС, Договор к Энергетической хартии (ее мы не приняли), соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
В практическом плане уже согласованы пошлины примерно на 70 – 80 % импортируемых товаров. Что касается свободного доступа к нам иностранных банков – фактических регуляторов экономического развития страны, то пока вопрос так не ставится.
Зато квота зарубежного капитала на российском банковском рынке будет увеличена с 25 до 50 %, а пошлины на импорт иномарок до 2014 года снизятся с 25 до 15 %.
Россия согласилась на присутствие на нашем рынке компаний со 100% иностранным капиталом в производстве компьютерной техники, дистрибуции[5] товаров и сфере бизнес-услуг.
Отрасль/сфера | «+» | «-» |
Черная металлургия | Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин. | Возможность применения компенсационных мер со стороны стран-импортеров. |
Алюминиевая промышленность | Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин. | Высокое энергопотребление отрасли и повышение тарифов на энергоносители до мирового уровня снизит конкурентоспособность. |
Химическая промышленность | Развитие уже имеющихся и новых производств. | Снизится конкурентоспособность за счет новых тарифов на энергоносители. |
Машиностроение | Приток качественного оборудования с внешнего рынка. | Низкий контроль качества снизит конкурентоспособность отрасли. |
Тарифы на энергоносители | Переход к международным ценам и стандартам на энергоносители. | Повышение издержек действующих предприятий. Сокращение кол-ва предприятий в российской промышленности и прочих сферах. |
Авиационная промышленность | Сохранения конкурентоспособности за счет производства отдельных комплектующих высокого качества. | Ухудшение качества, снижение объемов производства. |