Как рассчитывается средняя хронологическая, средняя хронологическая взвешенная, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая взвешенная цена
Обоснуйте отличие свободных и регулируемых цен
Регулируемые– это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов. К регулируемым относятся: предельные цены, по которым установлена максимальная величина, то есть они не могут быть выше указанного уровня; минимальные цены, когда определен их нижний предел, то есть цена должна быть выше. В России такие цены применяются при реализации водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28 процентов.
Свободные цены определяются предприятиями самостоятельно с учетом своих расходов и соотношения спроса и предложения. Они могут увеличиваться или уменьшаться когда-либо и в любых границах, как в том нуждается рынок. Разновидностью свободных цен являются договорные цены, которые формируются на основании договоренности между покупателем и продавцом. Вопи закрепляются в договорах на снабжение продукции, как правило, большими партиями и Является неизменными на срок действия соглашения. Свободные цены по согласованию сторон могут быть пересмотрены, если изменились цены на ресурсы, быстро растет инфляция, вводятся новые налоговые ставки или по другим причинам, которые влияют на формирование цен.
В зависимости от сферы обращения или отраслевой формы продукции различают:
оптовые цены на продукцию промышленности; закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; цены па продукцию строительства; тарифы на транспорте и в сфере услуг; розничные цены.
По оптовым ценам продукция осуществляет обращение между промышленными предприятиями, или между ними и предприятиями, фирмами и организациями других отраслей (транспорт, сельское хозяйство, торгование) независимо от форм собственности, при этом продукция продается и покупается большими (оптовыми) партиями.
Закупочные цены - это цены, за которыми сельскохозяйственная продукция большими партиями реализуется государственными, кооперативными и фермерскими хозяйствами для последующей переработки. По таким ценам продукция закупается, главным образом, государственными органами для создания специальных фондов (зерно), а также негосударственными предприятиями (например, мясокомбинатами, сахарными заводами).
Цена на продукцию строительства, как правило, выступает в форме сметной стоимости, то есть цены строительства (строительно-монтажных работ) конкретного объекта. Кроме того, в этой сфере действуют цены, которые определяют среднюю сметную стоимость единицы строительных работ (И кв. м общей площади. И куб. м кладки кирпича и тому подобное).
Как происходит оценка уровня цен
УРОВЕНЬ ЦЕН - средневзвешенное значение цен на товары и услуги, рассчитанное путем сопоставления цен текущего периода с ценами базового периода. Уровень цен может определяться по одинаковой или сходной продукции. Измерение динамики цен происходит по изменениям их уровня.
Для анализа уровня цен в процессе ценообразования используются показатели средних цен. Средние цены по видам продукции определяются путем деления стоимости товарной массы, выраженной в оптовых ценах предприятия, на объем товарной массы в натуральном выражении.
Уровень цен является определяющим в установлении рациональных внутриотраслевых и межотраслевых соотношений цен.
Как рассчитывается средняя хронологическая, средняя хронологическая взвешенная, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая взвешенная цена
Существуют две основные концепции регистрации цен. В условиях политики стабильных цен применялся сплошной учет, с переходом к рынку в нашей стране в основном стал использоваться выборочный метод регистрации цен, как и в международной практике. Основные принципы выборочной системы регистрации цен:
- отказ от массового документированного учета, практически невозможного в условиях различных форм собственности, а следовательно, отказ от сплошного учета и переход к использованию выборочного метода;
- полный охват всех форм и видов торговли;
- формирование потребительской корзинки, то есть набора товаров-представителей.
Оценка уровня цен - первый этап в статистическом изучении цен.
Уровень цен - обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами 1.
Можно оценить индивидуальный, средний и обобщающий уровень цен.
Индивидуальный уровень цены - это абсолютная величина - сумма денег, уплачиваемая на рынке за товарную единицу.
Для совокупности однородных товаров на основании индивидуальных цен можно рассчитать средний уровень цен, который будет выступать в качестве обобщенной характеристики для данной товарной группы.
Выбор формулы расчета средней цены зависит от наличия имеющейся дополнительной информации. Формула простой средней почти не находит применения, так как при этом не учитываются различия в составе товара. Для расчета средней цены применяются приведенные ниже формулы.
1. Средняя хронологическая
где t - число месяцев в периоде.
Применяется в том случае, если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга, например фиксированы данные на начало каждого месяца. Формула находит свое применение в основном при расчете средней за год или полугодие.
Пример.
Данные о ценах на начало каждого месяца:
1.01- 55 ден. ед., 1.02 - 58 ден. ед., 1.03 - 55 ден. ед., 1.04 - 59 ден. ед., 1.05 - 65 ден. ед., 1.06 - 66 ден. ед., 1.07 - 68 ден. ед.
Определить среднюю цену за полугодие:
2. Средняя хронологическая взвешенная
где Рi - средняя цена за период;
ti - число месяцев в периоде.
Данная формула применяется в том случае, если даты регистрации цен расположены неравномерно.
Пример.
1.01 - 55 ден. ед., 1.02 - 58 ден. ед., 1.04 - 59 ден. ед., 1.05 - 65 ден. ед., 1.07 -68 ден. ед.
Определить среднюю цену за полугодие:
3. Средняя арифметическая взвешенная
Формула применяется в том случае, если регистрируется количество проданных товаров или процентные соотношения количества проданных товаров:
где Q - количество проданных товаров в натуральных единицах измерения (метры, литры, килограммы и т.п.).
Пример, Имеются данные о среднемесячных ценах и объеме реализации картофеля на рынке за 1 квартал:
Январь Февраль Март
Среднемесячная цена
за 1 кг в руб. 2,5
3,0
3,5
Реализовано (кг) 9000 10 000 8500
Определите среднекварталъную цену.
4. Средняя гармоническая взвешенная
Данная формула применяется в том случае, если известны обороты в рублях (товарооборот), соответствующие разным уровням цен, то есть в качестве весов используется стоимостный показатель:
где PQ - товарооборот в рублях.
Пример.
Имеются данные о продажах картофеля на трех рынках г.Санкт-Петербурга в сентябре 1995 г.
Рынок Количество проданного
товара, тыс. руб Цена за 1 кг в руб.
Сенной 14,0 2,5
Кузнечный 20,0 3,5
Василеостровский 17,5 2,8
Определить среднюю цену 1 кг картофеля.
В качестве весов в данной формуле можно использовать число дней торговли. В этом случае предполагается, что ежедневный оборот в рублях практически не меняется.
Пример.
В начале марта яблоки сорта "Голден" стоили 7 руб., с 10 марта на них повысилась цена до 8 руб., а с 20 марта еще на 0,5 руб. и до конца месяца не изменялась. Определить среднюю цену за март.
На динамику средних цен наряду с изменением номинальных цен влияют и неценовые факторы (изменение удельных весов и качества товаров, входящих в данный период и в данную группу, территориальные сдвиги и др.).
Величина такой средней зависит от нескольких факторов: 1) от изменения цены отдельных товаров в товарной группе; 2) от структурных сдвигов вследствие ряда причин: изменения ассортимента или изменения доли того или иного города в объеме продаж, от распределения проданных товаров по сезонам.
Пример.
Как видим, средняя цена по товарной группе возросла на 430,7 ден. ед., хотя цены на отдельные виды продукции были неизменными или сниженными. Видимо, средняя цена по товарной группе является не только показателем изменения цен, но и фактором потребления. В нашем примере в отчетном периоде более всего возросло потребление продукции с более высокой ценой и относительно уменьшилась (с 56% до 45%) доля покупок дешевого ситца.
Чтобы устранить влияние сезонности, изменения ассортимента, географии продаж на изменение средних цен, нужно брать постоянные веса:
Рост средних цен за счет улучшения качества и ассортимента товаров нельзя рассматривать как удорожающий фактор. Его следует рассматривать как фактор реального улучшения качества товаров.
С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен, дифференциации их уровня изучают закономерности поведения рыночных цен, взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.
В качестве обобщающего уровня цен рассматривается показатель стоимости фиксированной потребительской корзинки, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и "цену жизни", в этом своем качестве он также активно используется в статистике цен.
Показатель уровня цены может быть рассчитан как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей (по отдельным социальным группам, в целом по стране или по отдельным регионам):
- отношение цены (индивидуальной или средней) к среднему денежному доходу населения;
- отношение стоимости потребительской корзины к среднему денежному доходу населения.
Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированную характеристику уровня цен и международные сравнения.