Пример расчета типовой задачи. Дано:Урожайностьзерновых (рожь) составила 35 ц/га
Дано:Урожайностьзерновых (рожь) составила 35 ц/га. Затраты на производство 1 т. зерна (в у.е.) приведены ниже:
Объем производства, т | |
Оплата труда с начислениями | 8,00 |
Семена | 5,00 |
Удобрения | 15,00 |
Средства защиты растений | 5,00 |
Затраты на содержание основных средств | 5,00 |
Горюче-смазочные материалы | 9,50 |
Электроэнергия | 2,50 |
Работы и услуги | 2,50 |
Прочие прямые затраты | 1,00 |
Затраты на организацию и управление производствам | 1,50 |
Процент за кредит | 5,00 |
Налоги и отчисления | 2,50 |
Производственная себестоимость 1 т | |
Расходы на реализацию продукции | 1,00 |
Полная себестоимость 1 т |
За 1 у.е. принимается 1 доллар США (при курсе 2150 рублей за 1 доллар США).
Решение:Суммируя все статьи затрат, найдем производственную и полную себестоимость производства 1 т. зерна.
Производственная себестоимость = 8 + 5+ 15 + 5 + 5 + 9, 5 + 2,5 + 2,5 + + 1 + 1,5 + 5 + 2,5.
Полная себестоимость = 62,5 + 1.
Приняв значение полной себестоимости за 100%, через пропорцию определим удельный вес всех элементов в структуре себестоимости производства 1 т зерна.
Сумма материальных затрат на производство зерна = 63,5 у.е. ´ 7250 т.
Полученные результаты:
Статьи затрат | Затраты, у.е. | Затраты (% к итогу) |
Оплата труда с начислениями | 8,00 | |
Семена | 5,00 | |
Удобрения | 15,00 | |
Средства защиты растений | 5,00 | |
Затраты на содержание основных средств | 5,00 | |
Горюче-смазочные материалы | 9,50 | |
Электроэнергия | 2,50 | |
Работы и услуги | 2,50 | |
Прочие прямые затраты | 1,00 | |
Затраты на организацию и управление производствам | 1,50 | |
Процент за кредит | 5,00 | |
Налоги и отчисления | 2,50 | |
Производственная себестоимость 1 т | 62,5 | – |
Расходы на реализацию продукции | 1,00 | |
Полная себестоимость 1 т | 63,5 |
За 1 у.е. принимается 1 доллар США (при курсе 2150 рублей за 1 доллар США).
Сумма материальных затрат на производство зерна = 460 375 у.е.
Контрольные вопросы
1. Что такое себестоимость?
2. Что такое технологическая, производственная и полная себестоимость?
3. По каким признакам классифицируются затраты, входящие в себестоимость?
4. Что такое калькуляция себестоимости?
5. Какие затраты характерны при производстве продукции животноводства и растениеводства?
Тема 11. Расчет отпускных цен на сельскохозяйственную продукцию
Цель занятия –– освоить методику расчета отпускных цен на продукцию (услуги) сельскохозяйственных организаций.
Теоретические основы
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных момента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Попросту говоря, цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике. Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить (измерить) стоимость товара.
Другая важная функция цен — учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др.
Цена может выполнять также регулирующую функцию. В рыночной экономике цены — это основой инструмент поддержания экономических пропорций. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым способствует увеличению или сокращению поставок товара на рынок.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при определенных условиях она может стимулировать увеличение выпуска продукции и повышение ее качества.
Механизм ценообразования — это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов (спрос, предложения, фискальная политика, инфляция, конкуренты и др.).
Различают несколько подходов к формированию цен: затратный (производственный), рыночный, сравнительной эффективности в потреблении, балловых оценок, агрегатный и др.
Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль. Соответственно формула цены согласно этому методу будет иметь следующий вид:
Ц = С + Пр + Нв | (11,1) |
где С — средние издержки производства и реализации единицы товара, руб.; Пр — прибыль, получаемая производителями (продавцами) за единицу товара, руб.; Нв — уплачиваемые из выручки налоги и отчисления (входящие в цену товара или услуг) — табл. 13.1.
Прибыль определяется исходя из себестоимости и нормативного уровня рентабельности:
Пр = НР ´ С / 100 | (11.2) |
где НР –– нормативная рентабельность продукции (услуги), %.
В цену товара включаются также так называемые косвенные налоги и платежи (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Виды налоговых платежей выплачиваемых из выручки и входящих в цену товара или услуг*.
Наименование налогового платежа | Ставка, % | Облагаемая база |
Налог на добавленную стоимость (НДС) | 10 (льготная) | Добавленная стоимость |
Отчисления в республиканский фонд поддержки сельскохозяйственных производителей и аграрной науки, отчисления в дорожный фонд | Выручка от реализации продукции | |
Акцизы | В зависимости от вида товара | Выручка от реализации подакцизных товаров |
*Возможны изменения ставок налогов и отчислений.
В Республике Беларусь многие производимые товары являются подакцизными. Акцизами облагается следующая продукция: спирт гидролизный технический, спиртосодержащие растворы (за исключением растворов с денатурированными добавками), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые с объемом двигателя более 2500 см3, микроавтобусы и др.
Ставки акцизов могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфическими (в евро или белорусских рублях на единицу реализованной продукции).
Если ставка акциза установлена в процентах, то акциз включается в цену товара и рассчитывается по формуле:
А = (С + Пр) / (100 – СА) ´ СА | (11.3) |
где А –– величина акциза, руб.; СА – ставка акциза, %.
Для расчета цены с акцизом в одно действие (ОЦА) используется формула:
ОЦА = (С + Пр) / (100–%А) – 100 | (11.4) |
Ставка отчислений в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налогу с пользователей автомобильных дорог (РЦФ) установлена в размере 3%. Сельскохозяйственные организации освобождены от уплаты данных отчислений при реализации своей продукции.
Для расчета ставки РЦФ используется формула:
РЦФ = (С + Пр + А) / (100 –3) ´ 3. | (11.5) |
Для расчета цены с РЦФ в одно действие (ОЦрцф) используется формула
ОЦрцф = (С + Пр + А) / (100–3) ´ 100. | (11.6) |
Налог на добавленную стоимость. В Беларуси принят за основу так называемый зачетный метод исчисления. После формирования отпускной цены налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется по формуле:
НДС = (С + Пр + А + РЦФ) ´ НДСставка / 100, | (11.7) |
где НДСставка –– ставка налога на добавленную стоимость, %.
Ставка налога на добавленную стоимость с 2004 г. установлена в раз-
мере 18 %, а по некоторым продовольственным, сельскохозяйственным и детским товарам — 10 %, имеется также ставка 0 %.
Ставка в размере 10 % применяется на детскую одежду и обувь, школьные тетради, детские коляски, игрушки и т.п. Эта же ставка используется на хлеб и хлебобулочные изделия, пельмени, кондитерские изделия, крупу, муку, макаронные изделия, продукты детского и диетического питания, овощи, фрукты и продукты их переработки, кофе, минеральную воду, сахар, яйца, рыбу, рыбопродукты (за исключением деликатесных), скот и птицу в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), молоко и молокопродукты
(за исключением отдельных сортов сыров), растительное масло, соль, маргарин, комбикорма и т.д.
Ставка в размере 10% применяется также при реализации сельскохозяйственными организациями произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и дикорастущих растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
Во всех платежных и расчетных документах сумма НДС должна выделяться отдельной строкой.
Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена устанавливается на основе пересечения кривых спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами — продавцом и покупателем, интересы которых выявляются на свободном рынке.
Механизм сравнительной эффективности в потреблении заключается в определении экономического эффекта от применения новой продукции.
Методбалловых оценок основан на оценке в баллах качественных характеристик продукции (услуги):
ОЦн = ОЦб ´ (∑Бн / ∑Бб) | (11.8) |
где ОЦн — отпускная цена на новую продукцию; ОЦб –– отпускная цена на базовую продукцию; SБн, SБб–– сумма баллов, набранных новой и базовой продукцией.
Агрегатный механизм предусматривает, что цена на новую продукцию устанавливается путем суммирования цен на составляющие элементы.
Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким признакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.
Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.) называются тарифами (расценками).
Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов.
Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок.
По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.
В экономике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлениях в динамике.
Довольно часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют, например, биржевые, аукционные, комиссионные цены и т.д.
Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называемых мировых цен, или цен мирового рынка.
Регулируемые цены в определенной степени находятся под контролем государства.
Целевые цены устанавливаются правительством для обеспечения паритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям.
Задание. Определить отпускную цену на продукцию сельского хозяйства.