Требования к оформлению альбома иллюстраций 1 страница
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Международный факультет
Кафедра международного менеджмента
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ»
профиль подготовки:
Международный менеджмент
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Челябинск
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. | |
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ. | |
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.. | |
3 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ ВКР | |
3.1 Анализ внешней и внутренней среды исследуемого объекта. | |
3.2 Выбор и обоснование актуальности проекта, анализ возможности решения выбранной проблемы.. | |
3.3 Разработка проекта (изменений) | |
3.4 Прочие аспекты.. | |
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР) | |
5 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВКР……………………………… | |
5.1 Общие требования. | |
5.2 Требования к содержанию и оформлению структурных элементов ВКР. | |
5.3 Оформление текста пояснительной записки. | |
5.4 Нумерация страниц пояснительной записки. | |
5.5 Иллюстрации. | |
5.6 Таблицы.. | |
5.7 Формулы.. | |
5.8 Ссылки. | |
5.9 Библиографический список. | |
5.10 Приложения. | |
5.11 Особенности набора текстового материала ВКР. | |
5.12 Требования к оформлению альбома иллюстраций. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. | |
Приложение А. Форма заявления студента на утверждение темы выпускной квалификационной работы и руководителя. | |
Приложение Б. Дополнительные рекомендации по расчету и оценке экономической эффективности. | |
Приложение В. Форма титульного листа ВКР. | |
Приложение Г. Форма задания на ВКР. | |
Приложение Д. Пример оформления аннотации. | |
Приложение Е. Пример оформления оглавления. | |
Приложение Ж. Пример оформления главы работы.. | |
Приложение И. Примеры оформления иллюстраций. | |
Приложение К. Примеры оформления таблиц. | |
Приложение Л. Примеры оформления библиографического списка. | |
Приложение М. Форма титульного листа альбома иллюстраций к докладу на защите ВКР. | |
Приложение Н. Форма отзыва руководителя на ВКР. | |
Приложение П. Форма рецензии на ВКР. |
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие предназначено для упорядочения работы по подготовке и защите выпускной квалификационной работы бакалавра (бакалаврской работы) для направления «Менеджмент», профиль «Международный менеджмент».
Защита выпускной квалификационной работы бакалавра является одним из этапов итоговой государственной аттестации выпускника. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программы высшего профессионального образования, разработанной в университете.
Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент» (профиль «Международный менеджмент») включает:
– государственный экзамен;
– защиту выпускной квалификационной работы.
Государственный междисциплинарный экзамен представляет собой комплекс вопросов, соответствующих общеобразовательной программе, формирующих конкретные компетенции выпускника.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) в соответствии с образовательной программой выполняется в виде бакалаврской работы и представляет собой самостоятельное, логически завершенное, прикладное исследование, которое должно показать степень готовности студента к аналитической и исследовательской деятельности после завершения обучения в университете.
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой комплексное самостоятельное учебно-практическое исследование, в котором студент должен проявить навыки самостоятельных расчетов, анализа, интерпретации и обобщения управленческой информации; умение использовать научную литературу, электронные источники, базы данных; способность формулировать, грамотно и аргументированно излагать собственную точку зрения. Выпускная квалификационная работа бакалавра должна иметь практическую направленность. Она, как правило, выполняется по материалам конкретных организаций (в т.ч. некоммерческих).
Бакалаврская работа состоит из пояснительной записки (текстового документа с приложениями) и иллюстрационных материалов (раздаточного материала, презентации в мультимедийной форме), предназначенных для улучшения восприятия доклада на защите бакалаврской работы. Объем основного текста пояснительной записки составляет не менее 70 листов формата А4 (шрифт Times New Roman 14 пт с полуторным межстрочным интервалом)
Объем приложений к пояснительной записке не ограничивается. Презентация должна отражать основные достижения проведенного исследования на 10–15 слайдах. Раздаточный материал полностью совпадает с презентацией.
При написании бакалаврской работы применяется научный стиль изложения материала, специальные и профессиональные термины. В тексте не допускается применение оборотов разговорной речи, сленга, произвольных словообразований, не установленных правилами орфографии русского языка. Специальные и профессиональные термины необходимо употреблять в их точном значении и применительно к месту использования. Не допускается использовать личное местоимение «я», а следует применять страдательный залог (например, «разработан специальный подход к решению...», «далее было выявлено…»).
Студент выполняет бакалаврскую работу самостоятельно и несет ответственность, как за качество, так и за сроки её выполнения. Авторская составляющая работы выявляется в ходе проверки пояснительной записки на плагиат. Проверка осуществляется студентом и утверждается руководителем.
Бакалаврская работа подлежит обязательному нормоконтролю, в ходе которого проверяется соответствие оформления и комплектации материалов требованиям стандартов ЮУрГУ.
Для оказания организационно-методической помощи и консультаций по содержанию работы кафедра назначает каждому студенту руководителя и нормоконтролера из преподавателей кафедры.
Руководитель помогает студенту в формулировке темы, консультирует по структуре и содержанию работы, контролирует ход подготовки ВКР.
Основными этапами подготовки бакалаврской работы являются:
1. Определение сферы интересов студента с учетом профиля (конец третьего года обучения).
2. Выбор руководителя бакалаврской работы в соответствии с уточненной сферой интересов (сентябрь). Согласование с руководителем общего видения работы и темы. Написание заявления о назначении руководителя и темы бакалаврской работы (сентябрь). В ходе работы над ВКР тема может корректироваться до момента издания приказа ректора о закреплении за студентами тем ВКР и руководителей (декабрь).
3. Разработка совместно с руководителем плана выполнения бакалаврской работы с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы. Общие требования уровня готовности бакалаврской работы: до декабря – не менее 25% пояснительной записки; до февраля – не менее 50% пояснительной записки; до марта – не менее 75% пояснительной записки; до июня – полная готовность пояснительной записки и альбома иллюстраций, включая их соответствие требованиям нормоконтроля, наличие подписанных отзыва руководителя и внешней рецензии; июнь – подготовка доклада.
4. Сбор материалов, изучение источников и литературы, написание отдельных глав и разделов.
5. Регулярные консультации по соответствию бакалаврской работы стандартам ЮУрГУ с нормоконтролером в течение срока написания работы.
6. Внутреннее утверждение пояснительной записки. Титульный лист законченной пояснительной записки ВКР подписывается: автором-студентом, консультантом по экономической части, руководителем, нормоконтролером, заведующим кафедрой. Отзыв руководителя ВКР должен быть приложен к пояснительной записке в отдельном файле.
7. Внешнее рецензирование работы. Подписанная пояснительная записка ВКР передается внешнему рецензенту, который ставит свою подпись на титульном листе работы, дает рецензию с оценкой содержательной части работы и замечаниями. Замечания, отмеченные рецензентом, студент не исправляет, а готовит мотивированные ответы, озвучиваемые на защите. Рецензентом может быть руководитель предприятия (организации), высококвалифицированный ведущий специалист, профиль деятельности которого связан с проблемами, рассматриваемыми в ВКР, кроме того рецензентами могут выступать профессора и доценты, не являющиеся сотрудниками ЮУрГУ.
8. Подготовка доклада и презентации.
9. Предварительная защита бакалаврской работы за 10 – 15 дней до защиты. После предварительной защиты выносится окончательное решение о допуске студента к защите ВКР перед государственной экзаменационной комиссией.
10. Защита бакалаврской работы, которая проводится по расписанию работы государственной экзаменационной комиссии.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема выпускной квалификационной работы должна быть направлена на решение практических или исследовательских актуальных задач по совершенствованию управления коммерческой (некоммерческой) организацией или подразделением в условиях глобальной экономики.
Тематика работы определяется кафедрой, рекомендациями УМО, ведущими специалистами организаций (предприятий) и предварительно формулируется до прохождения преддипломной практики (конец третьего года обучения). Студенты могут предложить собственную тему, если она соответствует специфике их производственной работы на предприятиях и профилю подготовки.
В сентябре студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с указанием выбранной темы и фамилии, имени, отчества руководителя бакалаврской работы (Приложение А). Тема согласовывается с руководителем, при необходимости по согласованию с руководителем, можно скорректировать (уточнить) тему с сентября до декабря. О закреплении за студентами тем ВКР и руководителей издается приказ.
Выпускная квалификационная работа основывается на курсовых работах, выполненных студентом на III, IV курсах, но тема ВКР не должна дословно повторять тему курсовой работы. Выполнение ВКР по теме, не соответствующей профилю обучения студента, не допускается.
Общий принцип формирования темы ВКР – в названии должны быть отражены суть проекта изменений (соответствует направлению обучения – менеджмент), объект (компания или подразделение) и цель (соответствует профилю обучения: Международный менеджмент. Пример формирования темы представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Правило формирования темы ВКР
Суть проекта | Объект | Цель |
Совершенствование системы стратегического управления | в ООО «Альфа» | с целью повышения конкурентоспособности компании на глобальном рынке |
Совершенствование системы управления продажами | ООО «Гавань» | с целью повышения конкурентоспособности компании в условиях глобальной экономики |
Разработка маркетинговой стратегии на основе ведущих зарубежных практик | ООО ТД «Бовид» | с целью повышения конкурентоспособности компании в условиях глобальной экономики |
Студент обязан знать точную формулировку темы своей ВКР, зафиксированную в приказе по университету, и без изменений воспроизвести ее на титульном листе ВКР, в задании на ВКР, на титульном листе альбома иллюстраций к докладу, в отзыве руководителя на ВКР, в рецензии на ВКР. В случае если в приказ попала ошибочная формулировка темы (в названии имеются значимые опечатки), студент обязан сообщить об этом на кафедру.
3 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ ВКР
3.1 Анализ внешней и внутренней среды исследуемого объекта
Содержание ВКР должно давать полное представление о сути выявленных и выбранных для рассмотрения проблем, о подходах и методах их решения, их эффективности. Детали каждой конкретной ВКР согласуются с руководителем индивидуально, однако логика разделения ВКР на главы должна соответствовать следующим условиям:
1. В первой главе на основе применения изученных в процессе обучения методов, подходов, инструментов проводится анализ факторов среды (внешней и внутренней) выбранного объекта (организации, подразделения) с целью выявления и систематизации существующих проблем.
2. Во второй главе обосновывается выбор и актуальность проекта (изменений), исследуются методы, инструменты, способы, а также практический опыт (подходы) решения обозначенной проблемы.
3. В третьей главе разрабатывается проект, позволяющий устранить или снизить влияние выбранной проблемы на объект исследования (предприятии, подразделении), проводится прогнозная оценка эффективности проекта.
Пояснительная записка бакалаврской работы должна содержать следующие элементы (рисунок 1):
- титульный лист;
- задание;
- аннотация;
- оглавление;
- введение;
- основная часть (включает три главы);
- заключение;
- библиографический список;
- приложения (если имеются).
Титульный лист
Титульный лист – первая страница бакалаврской работы. Он служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
Задание
Задание представляет собой план выполнения бакалаврской работы с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы. Задание заполняется студентом совместно с руководителем бакалаврской работы.
Аннотация
Аннотация представляет собой краткое описание цели работы, этапов и инструментов решения поставленных задач, основных полученных результатов и выводов, сведения об объеме работы, количестве разделов, рисунков, таблиц, приложений, количестве использованных литературных источников. Объем аннотации – 0,5 страницы текста. При написании аннотации, как правило, используются безличные предложения в настоящем времени.
Рисунок 1 – Элементы выпускной квалификационной работы
Введение
Во введении должна быть обоснована актуальность разрабатываемой темы, сформулированы цель работы, а также задачи (перечисляются укрупненно в соответствии с содержанием ВКР), решение которых необходимо для достижения поставленной цели, приведены используемые методы исследования, указаны объект и предмет исследования.
Объект исследования ВКР (как правило) – это подразделение, либо предприятие в целом, на котором реализуется предлагаемый проект (например, совершенствования какой-либо системы управления).
Предметом исследования ВКР (по направлению «Менеджмент») обычно являются организационно-экономические отношения, возникающие при разработке и реализации проекта (в соответствии с рассматриваемой темой).
Объем введения не должен превышать 3 страницы текста.
Основная часть
Краткая характеристика предприятия
Основная задача этапа – сформировать представление об объекте исследования. Может быть указана история создания компании, основные этапы развития, характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг, отраслевая принадлежность предприятия, а также другая информация, необходимая для понимания дальнейшего изложения материала
Анализ внешних факторов
Анализ внешних факторов помогает выработать решения (в том числе стратегические), обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволяют поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, и определять заключенные во внешней среде угрозы и возможности.
Анализ макросреды предлагается проводить в следующем порядке:
1. Определение целей анализа.
2. Выбор горизонта анализа (срок прогнозирования и анализа факторов).
3. Составление общего перечня факторов.
4. Обоснование значимости внешних факторов для отрасли и предприятия.
Основная задача при проведении данного анализа заключается в выявлении текущих и зарождающихся тенденций, в прогнозировании потенциальных направлений изменений, в оценке этих изменений с целью определения стратегических и организационных последствий. В качестве инструментов рекомендуется использовать STEEP-анализ (допускаются различные модификации: PEST, PESTEL, STEP и т.д.). После словесного описания содержания анализа результаты рекомендуется формализовать в табличную форму, пример варианта которой показан в таблице 2 (форма таблицы, диапазон баллов могут быть иными).
Таблица 2 – Вариант формы для STEEP- анализа
Наименование факторов | Важность (весомость) фактора (å весов=1) (А) | Вероятность реализации фактора в стратегической перспективе (1-10 баллов) (В) | Направленность влияния («+»/ «–») (С) | ВЗВЕШЕННАЯ ОЦЕНКА (А×В×С=D) |
Социальные | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… | ||||
Технологические | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… |
Далее для наглядности (и подготовки иллюстрационного материала) рекомендуется использовать графическую интерпретацию полученных результатов на основе профиля макросреды или других схем (например, диаграмма по удельным весам групп факторов). После применения конкретного инструмента необходимо делать выводы (итоги). В частности, при формулировании вывода к STEEP-анализу необходимо перечислить выявленные ключевые возможности и угрозы (которые далее будут использованы при проведении SWOT-анализа). Пример профиля представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пример профиля макросреды
Дальнейший инструментарий анализа (конкретное наполнение по инструментарию) внешней среды (микросреды) согласуется с руководителем ВКР. Так, при применении конкурентного подхода описывается и анализируется конкурентное окружение: определяется отрасль, проводится отраслевой анализ. При обоснованной ориентации на долгосрочное сотрудничество в нестабильной отрасли используется ресурсный подход – анализ стержневых компетенций предприятия во взаимосвязанных сферах:
- предприятие (организация), как цепь ценностей, компетенций и ресурсов;
- отрасль как группа фирм с аналогичными способностями, технологиями и продуктами;
- товарные рынки (анализ сегментации, конкуренции, барьеров входа и т.п);
- ресурсные рынки;
- отрасли, родственные по компетенциям.
При выборе конкурентного подхода может использоваться модель 5-ти сил конкуренции М.Портера, матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) отраслевого позиционирования вашего предприятия и основных конкурентов.
При описании отрасли можно обратить внимание на следующие элементы:
- стадия жизненного цикла отрасли,
- реальный размер рынка (предложение и спрос),
- -потенциальный размер рынка (предложение и спрос),
- тенденции развития отрасли,
- уровень и структура отраслевых издержек,
- особенности системы сбыта продукции,
- среднеотраслевая прибыль,
- темп технологических изменений и продуктовых инноваций и т.д.
При анализе отраслевой конкуренции (и обосновании выбора главных конкурентов) может оказаться полезным анализ стратегических групп конкурентов. Методика картирования стратегических групп предполагает ряд этапов (этапы могут быть модифицированы):
1. Определение признаков, согласно которым различаются конкурентные позиции фирм. (Типичные переменные: уровень цены/качества, территориальный охват, степень вертикальной интеграции, широта ассортимента и т.д.)
2. Нанесение фирм отрасли на график, на котором в качестве переменных используется пара выделенных на первом этапе признаков.
3. Объединение фирм, которые попадают на одно и то же стратегическое пространство, в одну стратегическую группу.
4. Вычерчивание кругов вокруг каждой стратегической группы, причем диаметр круга пропорционален величине доли данной группы фирм в объеме доходов от продаж в целом по отрасли.
Пример стратегических групп приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Пример иллюстрации стратегических групп
Независимо от выбранного инструментария рекомендуется использовать наглядные схемы для иллюстрации промежуточных итогов работы. Для описания отрасли может быть использован профиль (наподобие профиля макросреды). При применении модели 5 сил М. Портера может быть получена схема, сообразна той, что приведена на рисунке 4 (при этом при описании каждой из сил могут применяться другие схемы и методы).
Рисунок 4 – Пример иллюстрации анализа 5 сил М.Портера
Каждый элемент применяемого инструмента, графической схемы должен поясняться в работе. Так, например, иллюстрация к БКГ-анализу должна обязательно поясняться в тексте исходными и расчетными (например, относительная доля рынка) данными.
В качестве вывода к анализу внешней среды могут быть приведены ключевые факторы успеха в отрасли (общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции), перечень ключевых возможностей и угроз, другие аспекты (различные оценочные суждения).
Таким образом, возможный (но не единственно верный) вариант наполнения данного раздела может выглядеть так:
1. Кратко описываются цели и задачи анализа внешних факторов.
2. PEST-анализ (кратко описываются цели и суть анализа, дается качественное описание факторов и их влияние, заполняется таблица, строится профиль макроокружения, делаются выводы по макросреде).
3. Анализ отрасли – дается описание ключевых характеристик, состояние и динамика отрасли, проводится анализ по Модели 5 сил конкуренции М.Портера (кратко описываются цели и суть анализа, дается описание каждого элемента модели, приводится иллюстрация по результатам анализа, делаются выводы).
4. В рамках анализа конкуренции в отрасли приводится карта стратегических групп, матрица БКГ.
5. Выводы по разделу (ключевые факторы успеха в отрасли, перечень наиболее значимых возможностей и угроз).
Анализ ресурсов и внутренних факторов
Данный раздел необходимо начать с определения целей и инструментов анализа. Поскольку существует большое количество инструментов, а тематика ВКР может быть различна, то содержание раздела следует выбирать с учетом темы ВКР и согласовывать с руководителем ВКР. Однако (в качестве рекомендации) для структурирования анализа и рассуждений, можно выбирать один известных подходов к анализу внутренней среды, в рамках которого уже определяться с набором инструментов:
1. Анализ внутренний среды по организационным срезам (кадровый, организационный, финансовый, маркетинговый, производственный срез, анализ организационной культуры).
2. Ресурсный подход Роберта Гранта (анализ ресурсов по категориям, анализ организационных способностей, анализ конкурентных преимуществ с учетом результата анализа внешней среды).
3. Анализ по элементам (ресурсный анализ, проверка и анализ компетенций, анализ внутренней деятельности с использованием модели ценностной цепочки М. Портера или МакКинзи, сравнительный анализ, человеческие ресурсы и культура, финансовые ресурсы и результаты финансовой деятельности, продукты).
4. Модель анализа 12 компетенций организации (видение будущего и стратегия его достижения, производство продукта (оказание услуги), маркетинг, логистика и цепи поставок, продажи и сервис, человеческие ресурсы, информационные системы и технологии, управление финансами, управление активами, корпоративное управление, управление безопасностью, управление изменениями) и др.
Для наглядности подведения итогов качественного анализа внутренней среды можно использовать SNW-анализ (данный инструмент может быть использован и в качестве самостоятельного инструмента анализа, однако, как правило, для обоснования оценок того или иного отдельного элемента внутренней среды требуется специфический инструментарий).
Наполнение элементов SNW-анализа может быть разным (в зависимости от темы ВКР, выявленных проблем, выбранной методики анализа, специфики объекта исследования). При использовании данного инструмента нужно приводить в тексте все пояснения (в части используемой шкалы и базы сравнения). Например, шкала оценок по результативности может пониматься как соотношение одноименных фактических и нормативных (плановых) показателей (максимально – 100% выполнения) и оцениваться как средняя арифметическая по числу опрошенных экспертов. В качестве нормативов результативности управления предлагаются следующие:
– результативность отсутствует, либо нет данных об оценке показателя;
– результативность очень низкая (например, по показателю обеспеченности внешними ресурсами не превышает 10–15%);
– результативность низкая (например, по показателю оперативности обеспечивается лишь для 16–25% оценок);
– результативность средняя (например, по показателю инновационной восприимчивости обладают 26–50% персонала);
– результативность высокая (например, по показателям уникальности отличаются 51–75% компетенций и технологий предприятия);
– результативность очень высокая (76–100%).
Отрицательные оценки характеризуют соответствующую направленность действий персонала на изменения состояния подсистем: отрицательные результаты наблюдаются в 10–15% случаев.
Пример формы SNW-анализа с наполнением элементов показан на рисунке 5.
Выводы из SNW-анализа должны соответствовать выявленным проблемам. Главными из них считаются те, которые соответствуют теме проекта. Они должны быть сформулированы по наиболее значимым стратегическим разрывам, подкрепленным весомыми аргументами.
ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ, БАЛЛЫ 5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Высокие Средние Неопределенные Низкие |
1. Подсистема «Ресурсы» _________________1.1. Достаточность внешних ресурсов ________________ _________________1.2. Наличие внутренних резервов____________________ _________________1.3. Нематериальные активы_________________________ |
2. Подсистема «Компетенции предприятия» ______________2.1.Степень уникальности_____________________ ______________2.2.Степень неповторимости___________________ ______________2.3.Долгосрочность_______________________________ |
3. Цепь добавления ценностей организации (предприятия) ______________3.1.Надежность поставщиков_______________________ ______________3.2. Эффективность процессов______________________ ______________3.3.Издержки распределения________________________ |
4. Финансовая подсистема ______________4.1.Доступность инвестиций________________________ ______________4.2. Оперативность оценок_________________________ ______________4.3. Возможности бюджетирования___________________ |
5. Подсистема компетентностей «Человеческие ресурсы и культура» ______________5.1. Обучаемость персонала_________________________ ______________5.2.Клиентоориентированность______________________ _____________5.3.Инновационная восприимчивость_________________ |
6. Подсистема «Маркетинга и сбыта» ______________6.1.Эффективность продаж________________________ ______________6.2. Дополнительные выгоды_______________________ ______________6.3. Широта номенклатуры________________________ |
7. Подсистема «НИОКР и технологии» _____________7.1. Способность к лидерству________________________ _____________7.2. Способность к восприятию нового________________ _____________7.3. Наличие «ноу-хау»_____________________________ _____________7.4. Долгосрочность и трудность копирования__________ |
8. Операционная подсистема основной деятельности ______________8.1.Уровень использования мощностей_______________ ______________8.2.Гибкость_____________________________________ ______________8.3.Удобство размещения__________________________ ______________8.4.Уникальность технологии_____________________ |
9. Подсистема «Стиль управления» _______________9.1.Степень инновационности____________________ _______________9.2. Степень участия____________________________ _______________9.3. Соответствие ситуации______________________ |
10. Подсистема «Менеджмент и структуры» ______________10.1.Способность к прогнозированию________________ ______________10.2.Гибкость реагирования_________________________ _____________10.3.Способность менеджеров к делегированию полномочий |
11. Подсистема «Специальные факторы успеха» ________________11.1.Характеристика имиджа______________________ ________________11.2.Отношение к персоналу______________________ ________________11.3.Патентная защита___________________________ |