Тенденции развития аграрных отношений
Особенности сельскохозяйственного производства формируют специфику аграрных отношений. Определяющим условием, которое оказывает непосредственное влияние на аграрные отношения, является использование в сельском хозяйстве разнообразных форм собственности (общенародной или государственной, частной, коллективной). Данная проблема является наиболее дискуссионной. Это обусловлено тем, что в нашей стране упущения и недостатки в работе многих колхозов и совхозов нередко связывают преимущественно с общенародной собственностью. Но данная проблема является весьма сложной, и ее анализ требует специального исследования. Здесь мы отметим, что в зарубежных странах используется как частная, так и государственная формы собственности на землю. В Нидерландах, например, частной собственности на землю не существует, однако в этой стране сельскохозяйственное производство функционирует весьма эффективно, а урожайность зерновых и продуктивность скота являются наиболее высокими в Европе.
На формирование аграрных отношений существенное воздействие оказывает более высокая личная заинтересованность производителя в результатах своего труда. Величина оплаты труда в сельском хозяйстве во многом зависит от природных условий. С введением многообразных форм собственности возникло и многообразие форм хозяйствования. В настоящее время в Российской Федерации широкое распространение получили индивидуальная, фермерская и акционерная формы хозяйствования.
Особое место в системе хозяйствования принадлежит получившей широкое распространение в зарубежных странах арендной форме. В США, например, примерно 45% используемых земельных площадей обрабатывается арендным способом: во Франции - свыше 50%; в Бельгии - около 70%; в Голландии - 100%,
Главные тенденции в развитии мирового сельского хозяйства - дальнейшая концентрация производства, переход к планированию, жесткому регулированию рынка.
Традиционно все формы организации сельскохозяйственного производства принято делить на сельскохозяйственные производственные кооперативы и государственные аграрные предприятия- Кроме того, в некоторых странах получили широкое развитие фермерские хозяйства - аналог кооператива, с той лишь разницей, что круг участников совместной собственности ограничивается, как правило, членами одной семьи. Некоторый процент сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах.
За десять лет, прошедших с начала аграрной реформы в России, в государственной политике в этой области можно выделить следующие периоды:
Первый этап - 1991 - 1993 гг. - курс на реорганизацию всех ранее существовавших сельскохозяйственных предприятий посредством разукрупнения, изменения организационно-правовой формы и перевода на рыночные принципы выбора типа производства, организации хозяйственных связей и реализационных цен;
Второй этап - 1994 --1995 гг. - продолжение реорганизации сельского хозяйства страны за пределами сроков, первоначально определенных как граничные для аграрной реформы. Несмотря на то, что именно в этот период была разработана и частично осуществлена широкомасштабная программа аграрной реформы, именно этот этап характеризуется ослаблением государственного регулирования процесса реформирования аграрного сектора, в результате чего трудовыми коллективами и руководителями на местах в качестве наиболее перспективного пути организации было выбрано использование традиционных методов обобществления труда в виде производственных сельскохозяйственных кооперативов. Этот же этап характеризуется наибольшей активностью процесса организации фермерских хозяйств.
Третий этап - 1996 - 2000 гг. - Начиная с этого времени усиливается государственное регулирование не только процесса реформирования аграрного сектора, но и агроэкономики вообще.
В частности, предусматривался ряд мер по обеспечению государственной поддержки сельских товаропроизводителей, включая регулирование цен на энергоносители, льготное кредитование и ряд налоговых льгот. Это изменение приоритетов не означает возврата к плановой экономике, но некоторая смена курса символизирует собой трезвую оценку возможностей отечественного сельского хозяйства, анализ хода аграрной реформы и проблем, связанных с осуществлением мероприятий по реформированию, а также использование опыта ряда западных стран в области поддержки сельского хозяйства;
Четвёртый этап - с 2001 г - С момента принятия Государственной Думой нового Земельного кодекса Российской Федерации становится узаконенным оборот земельных ресурсов как элемента рыночной экономики. Начинают юридически оформляться отношения собственности на рынке земли, превращаясь из стихийных в регулируемые государством. В то же время, наиболее распространенной организационно-правовой формой сельскохозяйственного предприятия по-прежнему является предприятие, основанное на коллективной форме собственности - акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный сельскохозяйственный кооператив.