Среда обитания» полиграфического производства как социально-экономическая реальность в развитии информационной сферы
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ,
КНИГОИЗДАНИЯ И ПОЛИГРАФИИ
Российская полиграфия
Состояние, тенденции
И перспективы развития
ОТРАСЛЕВОЙ ДОКЛАД
Москва
2015
УДК
ББК
Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при содействии авторского коллектива в составе Б.А. Кузьмина, Д.М. Закирова, А.В. Савина.
Под общей редакцией Заместителя Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В.Григорьева.
Авторы доклада выражают благодарность за предоставленные материалы, использованные в докладе:
· Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП);
· Содружеству бумажных оптовиков (СБО);
· Гильдии издателей периодической печати (ГИПП);
· Московскому государственному университету печати
им. И.Федорова (МГУП);
· Московскому издательско-полиграфическому колледжу
им. И.Федорова (МИПК).
© Федеральное агентство по печати
и массовым коммуникациям, 2015
ISBN 978-5- ---------------
Содержание
Введение 4
«Среда обитания» полиграфического производства как
социально-экономическая реальность в развитии информационной сферы 8
Структурно-технологические преобразования в полиграфии 16
Структурные аспекты рынка полиграфических работ 23
Экономическая эффективность деятельности субъектов рынка 29
полиграфических работ в 2014 году
Вектор стратегического развития полиграфического производства 31
Состояние стратегического развития полиграфических предприятий 39
Газетный сектор полиграфии 44
Производство книжной печатной продукции 47
Журнальный сектор полиграфии 50
Сектор изготовления печатной продукции
производственно-технического назначения 53
Малый полиграфический бизнес 55
Антикризисные меры как тактическая программа решения стратегических
задач развития полиграфического производства 58
Заключение 65
Введение
Цель настоящей работы – обозначить место полиграфического производства в современной медиа-системе, оценить состояние, определить проблемы и направления развития полиграфического бизнеса и применяемых бизнес-процессов.
При подведении итогов 2014 г. в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было отмечено, что он стал важным этапом в развитии не только системы связи, но и основных направлений в сфере массовых коммуникаций. Продолжался рост проникновения цифрового телерадиовещания, заметно увеличилось число пользователей интернета, нормализована работа «Почты России»: за год количество пользователей интернета увеличилось на 2,5 млн человек и сегодня им пользуются 62% населения страны; 60% гражданам России доступны услуги широкополосного доступа; количество пользователей интернета, покупающих легальный контент, увеличилось на 4 млн человек и составило 12 миллионов. Были предприняты меры по улучшению системы распространения печатных СМИ.
Со своей стороны, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, наряду с расширением сферы государственных услуг в отрасли, продолжало оказывать всемерную государственную поддержку региональным печатным СМИ и наиболее социально-значимым книжным изданиям.
При этом, для сферы печатных СМИ и книгоиздания итоговые результаты годовой деятельности оказались не столь радужными. Положение в книгоиздании оценивается отраслевыми экспертами как весьма сложное; в печатных СМИ, по мнению главного редактора газеты «Московский комсомолец» П. Н. Гусева, оно и вовсе – удручающее. Печатные СМИ столкнулись с резким ростом расходов на производство и распространение печатной продукции. В то же время доходы, в первую очередь от рекламы, снижались. Предприятия - участники рынка печатной продукции начали сокращать персонал и закрывать часть проектов.
В такой ситуации, по прогнозу заместителя министра связи и массовых коммуникаций А.К. Волина, экономическое положение средств массовой информации таково, что к концу года примерно половина их них может закрыться: «Мы считаем, что необходимо предпринять экстренные шаги по либерализации рекламного рынка. Если этого не сделать, то уже к концу 2015 года мы примерно половины СМИ в стране недосчитаемся» (Российская газета).
Естественно, что полиграфическое производство, как неотъемлемая часть сферы печатных СМИ, не может не испытывать воздействие от происходящих изменений в экономике и медиа-бизнесе.
В течение всего года на процессы ведения бизнеса в полиграфии оказывали существенное влияние как общеэкономические тенденции (усиление нестабильности во внешней среде, быстрота происходящих изменений, сокращение зон государственного регулирования), так и новые тренды в медиа-системе (развитие электронных СМИ и цифрового книгоиздания, смена покупательских предпочтений, рост стоимости производства и распространения печатной продукции, законодательные ограничения в области рекламы и участия иностранного капитала в российских СМИ, и многое другое).
В течение 2014 г. в отечественной полиграфии каких-либо принципиальных изменений, связанных с вводом масштабных производств, не произошло. Реализация ранее намеченных новых проектов или отложена или их продление пока проблематично. Одна из самых заметных тенденций – ограниченная инвестиционная деятельность для осуществления дооборудования действующего производства. Типографии очень избирательно подходили к определению инвестиционных решений и осуществляли их реализацию только при условии рентабельности таких инвестиций.
Если говорить о структурных изменениях на рынке полиграфических работ, то следует отметить продолжение сокращения удельного веса государственных полиграфических предприятий в секторе традиционной полиграфии и, одновременно, значительный рост малых цифровых типографий. Не могут остаться без внимания полиграфистов и происходящие структурные изменений в медиа-сфере, а именно, концентрация медийных ресурсов: процессы объединения книгоиздательской деятельности, решения Московского правительства о централизации печатных СМИ и системы их распространения, формирование в Республике Башкортостан крупнейшего в регионе издательского холдинга с включением в его состав ряда государственных типографий и т.д.
В предыдущие несколько лет отмечалась стагнация в производстве печатной продукции, но без явных симптомов значительного падения его объемов. Предполагалось, что в 2014 г. наступит период оживления, имея в виду достигнутые результаты производственного потенциала полиграфии в предшествующем году. Однако этого не случилось.
Объемные валовые показатели производства существенно не превысили результаты 2013 года. Более того, рентабельность большинства полиграфических предприятий сократилась до минимально допустимых пределов ведения бизнеса.
На протяжении всего года Росстат фиксировал последовательное падение объема выпуска печатной продукции в натуральных показателях в секторах газетного, журнального и книжного производства, в пределах от 5 до 10%. Некоторое увеличение выпуска сохранилось только в секторе печатной упаковки и прочей печатной продукции.
Хотя эти показатели по существу, уже не являются определяющими в современной полиграфической бизнес-системе, они характеризуют объемы загрузки каждой типографии, эффективность использования ее производственного потенциала, а также являются необходимыми при решении логистических, снабженческих и сбытовых задач.
Развитие негативных событий в экономике страны в конце 2014 г. внесло неизбежные коррективы в результаты анализа и определения перспективы дальнейшего развития отечественного полиграфического производства. Но они не изменили в принципе действующие на протяжении последних нескольких лет тенденции в этой сфере деятельности.
Несмотря на определенное ослабление экономической составляющей в оценке результатов полиграфической сферы деятельности, следует констатировать, что большинство типографий, опираясь на уже достигнутые эффективные результаты, продолжали работать над стратегическими программами развития своего производства. Сегодня даже в ситуации дефицита оборотных средств, дорогостоящих кредитов и высоких цен на ресурсы, значительная часть типографий сохраняет конкурентоспособность благодаря своевременно проведенной оптимизации инфраструктуры, модернизации основных этапов производства, а также построения конструктивного диалога с заказчиками.
Предсказать дальнейшее развитие ситуации сегодня достаточно сложно, многофакторность воздействия на российскую экономику предполагает множество сценариев. В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. И это находит отражение в подготовленном плане антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2015 год, где среди основных приоритетов: усиление социальной защиты населения, повышение устойчивости национальной финансовой системы и сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала.
В рамках реализации необходимых мер по поддержке рынка печатных СМИ Минкомсвязи России готовит предложения, направленные на либерализацию законодательства в области медиа-индустрии, а Роспечать вырабатывает меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Несомненно, каждое полиграфическое предприятие уже выработало свои первостепенные меры и определило стратегию действий на ближайший период. Очень важно, как быстро общеэкономические меры поддержки окажут влияние на сдерживание негативного развития событий, в том числе в печати вообще и полиграфии в частности. Многое будет зависеть от того, как преодолеет возникающие проблемы клиентская база полиграфии – издательства и предприятия ряда обрабатывающих отраслей, какие процессы будут превалировать на рынке бумаги и картона, используемых для печати. Нельзя исключать, что в дальнейшем внутренние планы типографий будут скорректированы и скоординированы с действиями всех субъектов издательско-полиграфического бизнеса по мере реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации.
Отмечая на данном этапе в полиграфическом бизнесе безусловную важность и необходимость разработки и последовательной реализации антикризисных мер, тем не менее нельзя отступать от решения главной задачи – определение вектора развития полиграфического производства и его места в медиа-сфере, исходя из традиционных и перспективных преимуществ бумажного носителя. Качественная печатная продукция должна отвлечь поколение «цифры» от медийного «фастфуда».
На вопрос насколько ситуация на российском печатном рынке будет благоприятствовать развитию печатных СМИ и выпуску новых книжных издательских проектов многие эксперты справедливо отвечают, что здесь важна не ситуация, здесь важен контент. Любое печатное издание имеет возможность на успех, если оно востребовано. Чтобы это была информация интересная, необычная, емкая, четкая, полезная, и чтобы издание было приятно держать в руках (Планета СМИ).
Среда обитания» полиграфического производства как социально-экономическая реальность в развитии информационной сферы
Сегодня становится очевидным, что полиграфия и издательский бизнес вступили в совершенно новый этап своего развития. Причем, если современный производственно-технический потенциал полиграфии основывается на технических инновациях, то издательский процесс – на формировании мультимедийной системы передачи данных.
В сентябре 2014 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся мультимедийный круглый стол на тему «Развитие медиа технологий: состояние и перспективы». Его участники обсудили новейшие способы передачи информации и их адаптацию к современным рыночным реалиям, медийные технологии в производстве информационного контента. Было отмечено: в значительном числе стран большинство людей получают информацию не из традиционных СМИ, а из источников, основанных на новых цифровых технологиях. Социальные сети, электронные СМИ и другие способы передачи цифрового контента пользуются все большей популярностью, а число приобретаемых смартфонов начинает превышать количество жителей (Планета СМИ).
В середине года Reuters Institute опубликовал исследования потребления новостей в мире (Россия в перечень объектов исследования не попала). Самым популярным каналом получения новостей признан телевизор: 61% французов, 56% немцев и бразильцев, 50% англичан отдали предпочтение просмотру телевизионных программ. Второе место занял интернет, оттеснив печатные СМИ на третью позицию. Треть жителей этих стран знакомится с новостями в режиме онлайн; в Японии и в Финляндии 20% предпочитают печатные газеты как новостной источник (Lenizdat.ru).
Как отмечается в докладе «Состояние широкополосной связи, 2014 г.» Комиссии по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи (Нью-Йорк), свыше 2,3 млрд. людей на данный момент имеют доступ к мобильной широкополосной связи и, как ожидается, через пять лет эта цифра вырастет до 7,6 млрд. человек – практически, всё население Земли. В настоящее время широкополосный интернет является важным, самым мощным в истории человека инструментом социально-экономического развития, с помощью которого возможно заполнить пробелы в таких областях развития, как здравоохранение, образование, управление окружающей средой (Marketing Media Keview).
Статистика по итогам первого полугодия 2014 г. свидетельствует: более половины домохозяйств России уже подключены к широкополосному доступу в интернет. По данным iKC-Consulting, уровень проникновения услуги достиг 51%, а количество абонентов широкополосного доступа (ШПД) в частном сегменте составило 28,3 млн. Весь рынок ШПД в первом полугодии 2014 г. вырос на 6% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г., однако темпы роста замедляются как в натуральных, так и в денежных показателях. По мнению ряда экспертов: «Рост в экономически развитых и густонаселенных регионах закончен, а перспектива развития в депрессивных регионах с низким уровнем проникновения не оправдывает себя. Дополнительным сдерживающим фактором для услуг ШПД становится распространение сетей LTE (Long Term Evolution – вариант быстрого беспроводного интернета)». Как сообщает «ТМТ Консалтинг», по итогам обозначенного периода было подключено более 5 млн. пользователей, большая часть которых физические лица (Коммерсантъ).
Даже на основании приведенного краткого анализа можно сделать вывод, характеризующий основные изменения современного медиа пространства, где особенно актуальным вопросом стало развитие каналов реализации и потребления цифрового контента.
С вступлением общества в эру цифровой информации произошли принципиальные сдвиги и в потреблении контента. Интернет стал необходимым ресурсом доступа к информации. Мобильный телефон перестал быть лишь средством связи для большинства пользователей. С его помощью можно потреблять информационный контент, электронные книги, учебные пособия для образовательных, познавательных или развлекательных целей. Одновременно это доступ к таким формам досуга как игры, видео, музыка.
«Сегодня большинство читателей заменили традиционное чтение информацией из интернета и социальных сетей, а газеты – цифровыми девайсами: планшетами и смартфонами. Причина этому проста: при использовании планшета у человека появляются дополнительные возможности работы с информацией, как-то чтение тех новостей и книг, которые он хочет, и в тех объемах, которые ему нужны.
Интернет оставляет за человеком свободу выбора, читатель волен получать и потреблять не тот контент, который за него отобрала редакция, а тот, в котором он заинтересован сам в конкретный промежуток времени», − отмечает Д. Билари, редакционный директор Grander press LTD (Великобритания), выступая в сентябре 2014 г. на IV Международной научно-практической конференции «Дизайн и СМИ. Тренды XXI века» на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
В заключение своего выступления Д. Билари подчеркнул, что появление интернета, развитие социальных сетей, внедрение различных гаджетов в повседневный мир человека спровоцировало возникновение так называемой «цифровой зависимости» у людей. «Интернет несет в себе и положительные и отрицательные черты, и, взвешивая все за и против, тем не менее будущее все-таки за новыми технологиями», − резюмировал он в заключение (Планета СМИ).
Е. Кулаков, руководитель компании «Кулаков и партнеры», напротив, считает, что при всей продвинутости онлайн-ресурсов не стоит спешить с отказом от бумажных версий. Отдавая должное развитию именно мобильным версиям, он одновременно задается вопросом: «Готов ли читатель тратить свое время на ознакомление с большим объемом порой ненужной информации, чтобы найти релевантную. Не исключено, что слишком много бесполезной, сырой и некомпетентной информации наоборот заставит его иначе взглянуть на бумажный продукт. Вопрос остается открытым» (Print Business, май, 2014).
Таким образом, остается вопрос места и перспективы традиционных СМИ, книгоиздания, печатной рекламы в развивающейся медиа-сфере, который становится краеугольным для полиграфистов.
Для ответа на поставленный вопрос следует, в первую очередь, оценить конкурентоспособность рынков цифрового контента и издательской печатной продукции на ближайшую перспективу.
Сегодня компания J'son & Partners Consulting представила результаты исследования развития рынка цифрового контента в России и мире по итогам 2013 г., где констатируется, что для рынков цифрового контента США, Великобритании, Японии, Южной Кореи и России характерно преобладание игрового контента над другими сегментами рынка – от 53% доходов рынка в США до 91% в России. В исследовании выделены следующие тенденции на российском рынке цифрового контента: рост игрового рынка, рост количества цифровых устройств у населения, приспособленных для потребления контента – смартфонов и планшетных ПК, развитие мобильного контента, который будет способствовать расширению всех сегментов, стремительный рост «тяжелого» контента (видео и музыки), постепенное увеличение сегмента электронных книг.
Следует отметить, что при анализе мирового рынка указанной компанией оценивались данные по сегментам цифрового музыкального контента, онлайн-видео, играм, оцифрованным книгам. Видимо, из-за небольшого удельного веса цифровой контент СМИ не учитывался (Advertology.ru).
Полученные результаты хорошо корреспондируются с данными, опубликованными по итогам работы московской конференции Digital Goods 2014, посвященной современным тенденциям в области электронной коммерции и распространения цифрового контента (организатор Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК).
На проведенной конференции было зафиксировано, что по итогам 2013 г. российский рынок цифровых товаров (товары, которые приобретаются и потребляются в цифровой форме: музыка, видео, электронные книги, газеты и журналы, игры) характеризовался показателями: продажи игр – 35,4 млрд. руб., продажи цифрового контента (видео, музыка и книги) – 6,5 млрд. руб., видео-реклама – 2,9 млрд. руб. Примечательно, что и в данном случае оценка цифровых печатных СМИ также отсутствует. Это объясняется, по всей видимости, тем, что в России (как и на других развивающихся рынках) присутствует свободное потребление контента, пользователи не готовы платить за легальное потребление цифрового контента так же, как за обычные товары, пока для них это по-прежнему «не совсем товар».
Характеризуя современную «среду обитания» полиграфического производства нельзя не учитывать, что интернет, социальные сети, мессенджеры, блоги и новые технологии серьезно изменили ландшафт традиционных медиа. Прогресс оказывает большое влияние на сложившуюся основу редакционной политики и ведения бизнеса.
Все последнее время большинство издательских домов и холдингов продолжало инвестировать направление цифрового развития своих изданий, даже несмотря на то, что по признанию самих издателей, финансовая отдача от этой деятельности пока несопоставима с доходами от печатных версий. Состоялось большое количество запусков и обновлений мобильных приложений газет и журналов, особенно в ведущих издательских организациях. Вместе с тем, многие попытки традиционных печатных брендов полностью перейти на цифровую платформу в большинстве своем оказались не слишком удачными и уже можно говорить об обратной тенденции – о возврате ряда изданий в бумажную форму после присутствия исключительно в виртуальном пространстве (Новости СМИ. Доклад «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы» Фонда развития гражданского общества. 2014 г.) (Рис.1).
Рис.1
Источник: Аргументы и факты
Происходящие процессы в медиа-среде на примере Финляндии наиболее четко охарактеризовал Ю. Бломстер – председатель Правления Ассоциации медиа индустрии Finmedia: «Конкурентная борьба – вот главные слова, которые объясняют многое, что происходит в медиа отрасли, не только в России. Издатели все время ведут зримый (и незримый) бой – за читателя, за рекламодателя, за подписку и субсидии. Есть еще бои за бренд, расширение собственной сети, точки распространения и так далее… И вот уже почти десятилетие «стареющему принту» предрекают верную смерь от «продвинутой цифры». Правда, пока умирают печатные СМИ как-то неубедительно.
Кризисные тенденции мы ощутили лет 5 назад. Именно тогда началось падение тиражей, значительное снижение интереса рекламодателей к печатным изданиям. Мы проанализировали ситуацию – читать меньше не стали, значит, интерес к продукту есть. Следовательно, нужно иначе вести бизнес» (ГИПП).
Как показывают итоги 2014 г., в дискуссии о роли и будущем бумажного носителя все больше включаются широкие слои профессионалов и потребителей печатной продукции. В информационных потоках все чаще встречаются материалы о позитивных процессах в области создания и производства печатных изданий, адаптации этой сферы деятельности к требованиям современной «цифровой» действительности. Целый ряд экспертов медиа-рынка пришли к выводу о том, что прогнозы о широком замещении печатной продукции вообще и печатной прессы, в частности, цифровыми клонами, весьма ошибочны.
Это подтверждается материалами исследований и многих масштабных мероприятий, проведенных в течение года с участием представителей издательско-распространительского и рекламного сообщества. Среди которых: доклад WAN-JFRA «World Press Trends 2014», Всемирный конгресс «Дистрипресс (Франция), исследование Reuters Institute, XXVII медиа конференция АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ в России 2015: проблемы, тенденции, перспективы» и традиционный Международный форум «Publishing Expo−2014» в Москве.
На фоне последних законодательных решений в России в области печати и рекламы, кризисных явлений в сфере распространения прессы и книг, следует отметить проведение «Пресс-саммита−2014», участие в котором приняли представители крупнейших издательств – «АиФ» и «Комсомольская правда», «Conde Nast», «Sanoma Independent Media», «Коммерсант» и «Hearst Shkulev Media», совместно с рекламодателями и экспертами медиа рынка. Помимо обсуждения сложившейся ситуации в сфере издательской деятельности на саммите говорилось о важности качественного содержания контента, необходимости конвергенции с другими каналами информации. Одним из главных выводов дискуссии стало утверждение, что, несмотря на ряд трудностей, печатная пресса до сих пор остается очень стабильным, востребованным медиа с самым высоким уровнем доверия.
В той или иной мере прошедшие мероприятия отметили наличие позитивных тенденций – инноваций, инвестиций в издательское дело и распространение контента. Цифровые технологии будут содействовать продвижению бумажного носителя, а бумага, в свою очередь, цифровому контенту – такова позиция нового мышления на медиа рынке.
Под влиянием отрицательной динамики продаж и рекламных сборов, в издательской сфере все большее распространение получит бизнес модель, основанная на использовании всех возможных каналов дистрибуции контента печатного издания. Представляется, что издатели печатных СМИ уверены в том, что профессионально подготовленный интеллектуальный продукт в печатном издании никогда не потеряет своей значимости. Просто до потребителя он будет доходить различными способами, в том числе с применением самых передовых цифровых технологий, включая соцсети.
«Есть ли выгода у печатных СМИ, реализующих электронные версии своих изданий? – задается вопросом исполнительный директор редакции журнала «Экономическое обозрение» А. Ирманов. Потенциально это выгодно. Хотя бы за счет исключения затрат на тиражирование, на логистику и прочее. Но все зависит от качества организации процесса подготовки, выпуска и коммерческого распространения информационного продукта» (Ictnews.uz, Узбекистан).
Оценивая нынешнее и будущее соотношение печатного и цифрового контента, немецкий профессор Норберт Больца, автор книги «Азбука медиа» (издана в России в 2011 г.), отмечает: «Уход в Интернет вместо чтения газет – это кажущаяся альтернатива, можно поэтому предположить, что жизненная значимость печатных медиа в будущем еще возрастет» (Журналистика и медиа рынок, сентябрь, 2014).
Однако в этой связи следует сегодня учитывать развитие в издательском бизнесе двух альтернативных тенденций: негативной – сохранение жизни существующих изданий за счет минимизации затрат: сокращения полос, утончения бумаги, уменьшения периодичности выхода в свет и ряда других организационных мер; и позитивной, связанной с внедрением инноваций, инвестиций в создание новых печатных продуктов и распространение контента.
На необходимость развития последней неоднократно обращали внимание представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в своих выступлениях: «Запуск и вывод на рынок новых интересных издательских проектов, причем именно печатных, становится одним из важнейших условий функционирования издательского и дистрибьюторского бизнеса» (АРПП). Об этом постоянно говорят и представители системы распространения печатных СМИ, это подтверждает и мировой тренд – возвращение к печатным версиям газетной и журнальной продукции. При этом подчеркивается необходимость создания новых форм художественно-технического оформления печатных изданий – преодоление сложившегося «компьютерного» консерватизма.
И здесь важно отметить, что во всех последних аналитических работах практически отсутствуют исследования ключевой проблемы издательского бизнеса – реального спроса на печатную продукцию: газеты, журналы и книги. Нет оценки спроса, следовательно, нет реальной экономики – это аксиома. Сегодня в издательской сфере больше внимания уделяется не спросу как критерию тиражной политики, а понятию охвата аудитории, не количественной оценке потенциального покупателя, а рекламопотребителя. Несомненно, и это нельзя не иметь в виду, что электронные коммуникационные технологии будут все больше влиять на общественное сознание и иметь повышенное воздействие на рынок печатной продукции, последовательно вытесняя (замещая) отдельные виды печатных изданий. Именно в плоскости развития этих процессов лежат «глобальные» риски издательского сегмента полиграфического производства. Однако при рассмотрении конкурентоспособности того или иного печатного продукта, фазы и продолжительности его жизненного цикла ни на одном из перечисленных выше мероприятий о полиграфии не было сказано ни слова, она не воспринималась как субъект и участник процесса его создания. Доминировало понятие «контент», а виды его носителя оценивались как вторичные.
К сожалению, но это факт, полиграфическое производство в последнее время постепенно теряет свой традиционный уровень актуальности. Ее главной проблемой становится текущая тенденция падения объемов печати, неопределенности в складывающейся конъюнктуре на рынке полиграфических работ и зависимость от мотиваций в издательских и распространительских структурах. Объем загрузки типографий был и остается основным фактором развития полиграфического бизнеса.
Если все последнее время в сфере издательско-полиграфической деятельности превалировали проблемы развития системного кризиса в связи с процессами замещения печатной продукции средствами электронных коммуникаций, то возникновение кризисной ситуации в экономике страны во второй половине 2014 г. внесло свои коррективы в перспективные планы их решения.
На данном этапе своего развития все отечественное полиграфическое сообщество стоит перед необходимостью разработки рыночной стратегии дальнейшего ведения бизнеса в отрасли, которая позволила бы каждому полиграфическому предприятию достигнуть желаемых результатов, не подвергая свое дело излишним рискам, в том числе риску банкротства. Уже сегодня, в условиях постоянного падения рентабельности полиграфических работ, возникает неотложная необходимость пересмотра существующих бизнес-моделей большинства типографий страны. В основе решения этой задачи лежит использование таких методов, которые при организации бизнеса будут эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения.
В настоящее время основные направления научно-технического развития полиграфического производства вполне определены. Их прогнозные составляющие опираются на многочисленные перспективные разработки производителей полиграфической техники и материалов, решения конференций и семинаров, итоговые материалы международных полиграфических выставок и исследований профильных научных организаций. Но если в техническом отношении перспективы развития полиграфической отрасли вполне аргументированы, то ее рыночная стратегия с целью получения дохода сегодня и в будущем не имеет достаточного обоснования, а это важный конечный результат бизнеса.
Необходимость в создании бизнес-стратегии отрасли с периодической ее корректировкой во времени сегодня резко возрастает. Это связано с неизбежными изменениями конъюнктуры на рынке полиграфических работ, как следствие развития издательского бизнеса в условиях нарастающего давления на общественное мнение о конце «эпохи Гутенберга» со стороны «электронного лобби», а также развивающейся кризисной ситуацией.
Вопрос о поиске места полиграфии в мире многоканальных коммуникаций остается ключевым. Главное – оптимизация бизнес-процессов, анализ медийного рынка не с точки зрения конкурентной борьбы разных технологий, а в ракурсе поиска новых возможностей для предоставления заказчикам комплексных решений. Ценность грамотного маркетинга сейчас выше, чем технологических инноваций.
По всем канонам в основе разработки рыночной стратегии развития той или иной производственной системы лежит анализ потенциальной емкости рынка с целью реализации продукции или услуг и получения прибыли в условиях реальной конкуренции. При определении рыночной стратегии полиграфического производства такую основу составляет рынок печатной продукции, его состояние и перспективы развития.
Однако сегодня не все так просто. Неопределенность в будущем нашей экономики породила беспокойство в бизнес сообществе. Как не потерять доход, рынок и в перспективе весь бизнес, если случится худший сценарий?
Опыт прошлых кризисных ситуаций показывает неизбежность разработки и реализации ряда эффективных антикризисных мер. Но это уже задача нового 2015 г., которой посвящен отдельный раздел настоящего доклада. И тем не менее, текущие экономические проблемы не отменяют решение долгосрочных приоритетных задач. Кризис – не повод отказываться от стратегического направления развития бизнеса в полиграфии.