Анализ предложения товаров на потребительском рынке Алтайского края
Товарное предложение представляет собой массу потребительских стоимостей, представленных на рынке. Иначе говоря, это наличие товаров и услуг на рынке. Иногда под товарным предложением понимается стоимость всех товаров и услуг, противостоящих на рынке совокупному платежеспособному спросу. В свою очередь величина товарного предложения является основой определения емкости внутреннего потребительского рынка региона. Методом экспертных оценок проанализируем товарное предложение Алтайского края.
В конце XX века во время перехода к рыночной экономике формирование товарного предложения на региональном рынке потребительских товаров характеризовалось преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как по продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны.
В розничной реализации продовольственных товаров в разрезе производителей наблюдались высокие масштабы проникновения импортных товаров на региональный потребительский рынок. В ассортименте реализуемых продовольственных товаров преобладали товары зарубежного производства по таким товарным группам, как йогурты (91,1%), сыры (89,4%), колбасы полукопченые и сырокопченые (68,5%), масло кукурузное (95%), масло подсолнечное (82%), шоколад с наполнителем (74,1%), конфеты (62%), мясо индейки (100%) и т. д. Следует отметить, что на продовольственных рынках степень насыщенности импортными товарами была выше, чем в предприятиях розничной торговли.
В последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров отечественных товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам отечественные производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.
Исследование регионального потребительского рынка непродовольственных товаров показало более значительные масштабы проникновения импортных товаров на данный рынок по сравнению с рынком продовольственных товаров. Из представленного к реализации ассортимента непродовольственных товаров импортные товары составляли по аудио-, видеоаппаратуре – 95%, холодильникам - 82%, стиральным машинам - 79%, игрушкам - 77% и т. д. Непродовольственные товары отечественного производства представлены в основном товарами легкой промышленности в ограниченном числе предпряитий розничной торговли (в среднем в 16-20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортимент отечественных непродовольственных товаров представлен по таким товарным группам, как женские блузки, женские пальто, детская обувь. Причем, более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства предприятиях розничной торговли (магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются в основном импортные непродовольственные товары.
Рисунок 3 - Предпочтения торговых работников при реализации потребительских товаров в разрезе производителей
Проведенный опрос специалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (59%) отдают предпочтения продаже товаров отечественного производства и только 29% — импортным продовольственным товарам, тогда как при продаже непродовольственных товаров торговые работники предпочитают работать с импортными товарами (76%).
Большая часть опрошенных специалистов торговли считает более выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами, отмечая более высокое качество данных товаров зарубежного производства (49%), более быструю реализацию (34,5%), более широкий ассортимент товаров и выбор поставщиков (24,1%).
По продовольственным же товарам опрошенные специалисты торговли отдают свое предпочтение реализации отечественной продукции, в основном местных товаропроизводителей. Вследствие более высокого качества и безопасности данных товаров (65,6% респондентов), более выгодной формы оплаты за товар — по мере реализации (43,7%) более низких закупочных цен (34,3%), более быстрой реализации (40,6%).
Опрос потребителей показал, что большинство из них (82,4%) отдают свои предпочтения при покупке непродовольственных товаров импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров. Только 12,6% потребителей предпочитают приобретать непродовольственные товары отечественного производства, вследствие их более низких цен, соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.
При покупке же продовольственных товаров большая часть опрошенных потребителей (62%) предпочитают приобретать отечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.
По мнению торговых работников, основными критериями, определяющими выбор покупателями производителя приобретаемых продовольственных товаров является цена (84,3% респондентов отметили данный критерий), их качество (78,1%), упаковка (28,1%). Вместе с тем, покупатели стали меньше внимания обращать на внешний привлекательный вид продуктов питания и больше на их экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителями непродовольственных товаров основными критериями являются также цена реализуемых товаров (данный критерий отметили 72,4% респондента) и их качество (69%). Однако, при покупке непродовольственных товаров покупатели большее внимание уделяют привлекательному внешнему виду изделия (34,5%), и торговой марке производителя (62%).
При реализации непродовольственных товаров на потребительском рынке края большинство предприятий торговли испытывают такие трудности, как неплатежеспособность покупателей (90% респондентов), насыщенность потребительского рынка аналогичными товарами зарубежного производства (48,3%), высокая себестоимость товаров (38%) и как следствие указанных факторов — снижение покупательского спроса (20,7% респондентов).
Интерес представляют результаты опроса специалистов торговли о тенденциях развития покупательского спроса на непродовольственные товары в разрезе производителей. Большая часть респондентов считает. что спрос населения на импортные непродовольственные товары останется на прежнем уровне (55,1% респондентов) или возрастет (27,7% респондентов), а на отечественные непродовольственные товары будет снижаться (52,1% респондентов) или останется на прежнем уровне (27,2%). Почти 80% специалистов торговли отметили, что спрос на непродовольственные товары совместного производства скорее всего останется на прежнем уровне или несколько возрастет.
Таким образом, по мнению специалистов предприятий торговли, импортные непродовольственные товары по-прежнему будут преобладать в структуре товарного предложения на потребительском рынке региона в связи с возрастанием покупательского спроса населения на данные товары.
Проведенные исследования показали, что товарное предложение непродовольственных товаров на региональном потребительском рынке формируется на 65-70% за счет импортных товаров, причем наблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественных непродовольственных товаров с потребительского рынка региона. Опрошенные торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров по сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких цен при среднем уровне качества, недостаточно привлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиям НТП.
Ниже в таблице представлены данные о качестве потребитльских товаров.
Таблица 10 - Качество потребительских товаров, поступивших на потребительский рынок в 2014 году[1]
Изъято товаров из оборота | ||
всего | в % к общему объему проинспектированных товаров | |
Продовольственные товары | ||
консервы плодоовощные и ягодные, тыс. усл. банок | 2,6 | 25,0 |
консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов, тыс. усл. банок | 0,7 | 21,2 |
цельномолочная продукция, т | 1,7 | 25,8 |
сахар, т | 2,7 | 21,4 |
хлеб и хлебобулочные изделия, т | 2,3 | 28,8 |
папиросы и сигареты, тыс. пачек | 103,3 | 37,4 |
мука, т | 17,1 | 70,4 |
сыры всех видов, т | 2,0 | 25,0 |
изделия колбасные, т | 3,2 | 26,9 |
изделия макаронные, т | 1,9 | 24,1 |
пряности пищевые, т | 1,0 | 50,0 |
кондитерские изделия, т | 6,9 | 27,3 |
Непродовольственные товары | ||
швейные изделия, тыс. шт. | 8,6 | 68,8 |
устройства радиоприемные, шт. | 87,7 | |
средства моющие синтетические, т | 1,0 | 56,7 |
изделия трикотажные, тыс. шт. | 6,4 | 45,1 |
обувь кожаная, тыс. пар | 34,7 | 90,4 |
машины и приборы для механизации кухонных работ, шт. | 50,5 | |
фотоаппараты, шт. | 51,4 | |
изделия чулочно-носочные, тыс. пар | 3,4 | 50,0 |
видеомагнитофоны, шт. | 43,8 | |
изделия кожгалантерейные, тыс. шт. | 3,2 | 76,0 |
Таблица 11 -Качество потребительских товаров, проданных на рынках в 2007 году[2]
Изъято товаров из оборота | ||
всего | в % к общему объему проинспектированных товаров | |
Продовольственные товары | ||
сахар, т | 2,1 | 55,3 |
хлеб и хлебобулочные изделия, т | 0,9 | 71,4 |
масло животное, т | 0,4 | 75,0 |
сыры всех видов, т | 0,7 | 27,5 |
консервы и пресервы рыбные, тыс. усл. банок | 0,5 | 31,0 |
мука, т | 2,1 | 30,4 |
кондитерские изделия, т | 2,5 | 27,4 |
крупа, т | 0,3 | 55,2 |
изделия колбасные, т | 1,7 | |
мясо и птица, т | 4,0 | 47,1 |
рыба живая, т | 1,6 | |
Непродовольственные товары | ||
видео- и аудиокассеты с записью, тыс. шт. | 4,8 |
В структуре товарного предложения на рынке продовольствия города Барнаула и Алтайского края постепенно увеличивается доля продовольственных товаров отечественных производителей и снижается доля импортных товаров. Все большая часть потребителей отдает свое предпочтение покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров.
С одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, более полное удовлетворение покупательского спроса потребителей. Значительное увеличение поступления импортных товаров на внутренний потребительский рынок способствует его насыщению и ликвидации дефицита по многим видам товаров. Кроме того, увеличение импорта по широкому кругу потребительских товаров приводит к тому. что на потребительском рынке страны наряду с традиционными товарами, появились новые для наших потребителей товары, такие как последние модификации теле-, видеоаппаратуры, компьютеры, печи СВЧ, современная бытовая техника, автомобили — дачи, системы теплоаккумуляционного электроотопления для домов индивидуальной застройки и т. п. В результате происходит формирование покупательского спроса на новые для нашего потребительского рынка товары.
С другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных товаров, производители России вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных доходов населения, а, следовательно, происходит ограничение покупательского спроса.
Значительные объемы импорта потребительских товаров, ставя на грань банкротства товаропроизводителей России, в то же время способствуют развитию экономики зарубежных стран: увеличиваются объемы производства потребительских товаров в этих странах; создаются новые рабочие места и т. д.
Засилье импорта показывает отсталость отдельных отраслей российской экономики, и прежде всего легкой промышленности, производства товаров длительного пользования. Анализируя структуру импорта потребительских товаров и, оценивая возможности отечественного производства, можно определить приоритеты развития производства потребительских товаров в нашей стране. Другими словами, определить круг товаров, по которым необходимо дальнейшее ускоренное развитие отечественного производства (например, большая часть продовольственных товаров, ткани, в том числе льняные, шерстяные, меховые изделия, товары хозяйственного назначения и т. п.) в целях обеспечения конкурентоспособности, и круг товаров, по которым в современных условиях целесообразнее сохранить ввоз из-за рубежа (теле-, видеоаппаратура, отдельные виды обуви и одежды, бытовые приборы и т. п.).
На наш взгляд, приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику России.
Для достижения данной цели прежде всего необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям:
1. Развитие отечественного производства и переработки продуктов питания.
2. Развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.
В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако, многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти.
Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств.
Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.
Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке.
Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, проведенные исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) (табл.12) и т. д.
Таблица 12 -Изменение товарных запасов в розничной торговле[3] (на конец месяца)
Товарные запасы, млн рублей | Уровень запасов, дней торговли | |
Январь | 2648,5 | |
Февраль | 2698,2 | |
Март | 2973,2 | |
Апрель | 3003,7 | |
Май | 3008,9 | |
Июнь | 3098,6 | |
Июль | 3040,1 | |
Август | 3059,9 | |
Сентябрь | 3090,8 | |
Октябрь | 3100,5 | |
Ноябрь | 3248,6 | |
Декабрь | 3433,7 | |
Январь | 4806,4 | |
Февраль | 4909,9 | |
Март | 5066,9 | |
Апрель | 5389,1 | |
Май | 5247,1 | |
Июнь | 4621,4 | |
Июль | 4533,1 | |
Август | 5631,1 | |
Сентябрь | 5666,0 | |
Октябрь | 5700,7 | |
Ноябрь | 6013,2 | |
Декабрь | 6273,9 |
Большая часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения (это показывает диаграмма 1, где видно, как товарные запасы 2014 года намного превышают уровень 2013 года), объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций - выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.
Важную роль в развитии продовольственного рынка в настоящее время играют фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных товаропроизводителей. Вследствие прямых поставок продуктов питания от непосредственных товаропроизводителей данные предприятия торговли устанавливают относительно низкие цены на реализуемые продовольственные товары, обеспечивают достаточно широкий ассортимент товаров при их высоком качестве.
Кроме того, фирменные магазины обеспечивают реальное изучение покупательского спроса и формирование производственной программы в соответствии с потребностями потребителей.
Вышеуказанные мероприятия способствуют развитию рынка отечественных потребительских товаров и постепенному вытеснению импортных товаров с внутреннего рынка страны.
Заключение
Потребительский рынок - это система товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, для развития которых на данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных нужд и потребностей населения.
Функционально он рассматривается, как целостный механизм, обеспечивающий непрерывный процесс по удовлетворению потребностей населения на определенной территории в товарах и услугах. Однако учитывая масштабность и интенсивность развития региональной экономики, специалистами предлагается рассматривать потребительский рынок, как составляющую из продовольственного и непродовольственного сектора. Обоснованием отделения потребительского рынка услуг служит выделение отличительных особенностей, которые позволяют достаточно обоснованно рассматривать сферу услуг как самостоятельную систему, наделенную определенными функциями и назначением в региональной рыночной экономике региона.
Таким образом, в данной работе изучен рынок потребительских (продовольственных и непродовольственных) товаров Алтайского края, его территориальные особенные факторы развития.
В ходе проведенного исследования установлено, что потребительский рынок Алтайского края – динамичная, перспективная сфера, занимающая заметное место в краевой инфраструктуре.
В крае на протяжении исследуемого периода наблюдается устойчивая активизация розничной торговли. Это выражается в росте объемных показателей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Так, по итогам 2014 года индекс физического объема составил: в торговле – 115,3 %, в общественном питании – 113,4 %, в сфере бытовых услуг – 109,7 %.
По темпу роста товарооборота край занимает 2-е место среди регионов Сибирского федерального округа, уступая лишь Кемеровской области, по темпу роста общественного питания также 2-е место после Новосибирской области.
Развитие высокими темпами частной и других негосударственных форм собственности в торговле, увеличение объемов неорганизованного завоза и продажи потребительских товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, а также рост цен на товары и услуги оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота Алтайского края.
Основными тенденциями развития потребительского рынка являются увеличение крупноформатной и сетевой торговли с высоким уровнем насыщенности товаров и предоставляемых услуг, сохранение позиций малых предприятий. Анализ структуры оборота розничной торговли показывает, что крупными и средними организациями формируется 28,0% оборота, малыми предприятиями 21,1%, индивидуальными предпринимателями 33,8%, продажей товаров на розничных рынках и ярмарках 17,1%.
Интенсивное развитие потребительского рынка края обеспечивается за счет строительства новых объектов и реконструкции действующих. В 2014 году в городах края открыто 284 торговых объекта площадью 88077,5 тыс. кв.м.
Повышению уровня конкуренции в торговле способствует приход на потребительский рынок края сетей регионального и федерального уровня. С их приходом увеличивается ассортимент товаров, применяются новые элементы в обслуживании покупателей, а также расширяется география поставок алтайской продукции через межрегиональные сети на российский продовольственный рынок.
Доля алтайской продукции в магазинах края по итогам 2014 года составляет 54 % (в 2013 году – 52%), а по отдельным видам продовольствия приближена к 100 %: хлеб и хлебобулочные изделия (99%), мука (94%), яйцо (85%), полуфабрикаты (85%) и др.
В целях приведения деятельности рынков в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» в крае разработаны и приняты 6 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию торговли на рынках.
В настоящее время на территории края действует 46 розничных рынков. Из общего количества рынков 37 являются универсальными, 9 – специализированными (в том числе 3 – сельскохозяйственные). Указанные объекты в установленном порядке получили соответствующие разрешения и организовали свою работу с учетом требований нового законодательства.
Современный этап социально-экономического развития края характеризуется углублением структурной перестройки хозяйства, переориентацией целей функционирования отраслей региональной экономики на удовлетворение потребностей конечного потребителя. Основной особенностью этого этапа можно считать возрождение территориального комплексообразования, которое охватило как производственную, так и социальную сферу.
В данной связи большое значение приобретает формирование и развитие в регионах высокоэффективных потребительских комплексов, способных активизировать потребительский сектор национальной экономики, повысить качество жизни и уровень благосостояния населения, содействовать региональному экономическому росту.
Список литературы
1. Брагина Л.А. Технология розничной торговли. Учебное пособие. - Академия, 2009.
2. Гоголь Б. И. Совершенствование товароснабжения розничной сети - Экономика 2011.
3. Есютин А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика, управление. - КноРус, 2007 г.
4. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы (ученые записки. Выпуск 1) Ростов-на-Дону, РГЭА. 2006.
5. Итоги работы торговли Алтайского края за 2014 - Алтайская правда 9 февраля 2015 г .
6. Ковалёв К. Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. - :СПб., Питер, 2007. .
7. Леви Майкл, Бартон А. Вейтц. Основы розничной торговли, - Питер 2009.
8. Мусатова В. П. Оптимизация структуры торговой сети города, - :Спб., 2008.
9. Орлов М. А. Организация и размещение городской торговой сети - М.: 2009.
10. Перспективы развития региональных розничных сетей (материалы конференции). Фуд - Сервис. Барнаул. 2012 г .
11. Розничная торговля Алтайского края за 2014 г - Государственный комитет статистики РФ.
12. Розничная торговля Алтайского края за 2013 г - Государственный комитет статистики РФ.
13. Розничная торговля Алтайского края за 2012 г - Государственный комитет статистики РФ.
14. Самсонов Л. А. Организация розничной торговой сети. - М: 2010 г.
[1] По данным Роспотребнадзора
[2] По данным Роспотребнадзора
[3] По организациям, которые осуществляют продажу товаров населению, независимо от основного вида деятельности.