Условия возникновения рынка
Первое условие – разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы – товар меняли на товар. Это одна из простейших форм обмена, но интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Таким образом, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие – самостоятельность экономических агентов или обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т. е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества и т.д.
Третье условие – свобода предпринимательства, необходимое для эффективного функционирования рыночного хозяйства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет законы, нормы, традиции, организационные структуры, именно институты создают ту среду, в которой функционируют люди, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведения с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз выдвинул концепцию, согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами[‡].
Можно выделить несколько типов трансакционных издержек:
1. Издержки сбора и поиска информации (о ценах, о подходящих контрагентах сделки и т.д.).
2. Издержки ведения переговоров для определения условий обмена, типа контракта и его заключения.
3. Издержки выявления и измерения качества, иначе возможны
потери от ошибок; затраты на разработку системы стандартов и контроль над ней; затраты на охрану фирменных знаков и марок.
4. Издержки чёткого определения и защиты прав собственности, поскольку любая сделка предполагает смену собственника.
5. Потери от оппортунистического поведения, т.е. издержки, связанные с нарушением контракта, отклонением от него, которые подразделяются на издержки отлынивания и издержки вымогательства.
Признаки рыночной системы хозяйствования
1. Свобода выбора видов и форм деятельности. Естественно экономическая свобода ограничена (общественно устанавливаемыми) пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, в средство экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода для одних станет засильем (произволом) для других. В то же время наличие ограничений не означает, что свобода заключена в заранее заданные рамки, всё дело в уровне ограничений. Главное, чтобы эти ограничения не сковывали хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, оказании услуг, торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. (Преступные, криминальные виды деятельности являются общественно опасными).
2. Всеобщность рынка. Означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства: а) рынок товаров народного потребления; б) услуги (бытовые и коммунальные, а также культуры, образования и здравоохранения); в) рынок жилья; г) рынок факторов производства (природных ресурсов, земли и т. д.); д) свободный рынок капитала – деньги, валюта, ценные бумаги; е) рынок труда; ж) различные виды интеллектуальной, духовной, информационной продукции; т.е. все ценности, созданные природой и человеком, охвачены рыночными отношениями.
3. Равноправие рыночных субъектов вне зависимости от собственности. Субъекты рыночных отношений – личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Эти субъекты разномасштабны и разноправны. Но экономические права каждого из этих субъектов должны быть одинаковы (возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции) и не зависеть от формы собственности. Но это не означает абсолютное равенство. (Например налогообложение для малых и крупных предприятий.) Речь идёт о том, чтобы не создавать «особых» условий, специального режима функционирования по признаку формы собственности. Это является предпосылкой честной конкуренции между ними.
Вторая сторона этого принципа заключается в предоставлении всем формам собственности права на существование. Переход от одной формы к другой может осуществляться на основе соревновательности и свободного выбора без принуждения.
4. Саморегулирование деятельности. Оно, дополняющее и заменяющее государственное управление, распространяется и на создание предприятий, т. е. субъектам рыночных отношений предоставляется право образования новых предприятий и ликвидация старых. Это ещё одно из направлений реализации принципа экономической свободы. Но общество, государство должно взять на себя решение проблемы занятости. Меняется и роль банков в этих условиях. Они выступают как органы регулирования финансово-экономической деятельности; ускорители движения капитала; стимуляторы хозяйственной предприимчивости; стабилизаторы денежного обращения.
5. Принцип договорных отношений. В условиях планово - директивной системы происходит навязывание экономических отношений извне, что содержит элементы диктата, несправедливости, необъективности. Преимущество договора заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятия, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надёжность функционирования экономики.
6. Свобода ценообразования. Цена не связана внешними ограничениями. Она не назначается, а формируется в результате торга. Это и есть рыночная цена. На практике цены могут быть одновременно государственные, договорные и рыночные, складывающиеся под влиянием рыночной конъюнктуры и означающие минимизацию вмешательства государства в процесс формирования цены. Рыночная цена аккумулирует в себе интегральную оценку затратной, меновой и потребительной стоимости товара, воплощая её в виде единой цены, и в большей мере обеспечивает эквивалентность в обмене.
7. Самофинансирование. Приобретая самостоятельность, предприятия расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственных средств. Заёмные средства не меняют положения, так как их надо возвращать. В условиях планово-директивной системы предприятия получали капитальные вложения, безвозвратные ссуды, финансовые дотации. В условиях рынка предприятие должно жить на собственные средства, что повышает чувство ответственности в распоряжении финансовыми средствами в связи с угрозой банкротства
8. Экономическая ответственность. Это принцип возмещения ущерба, для реализации которого необходимы, во – первых, правовые и экономические гарантии, основой которых являются соблюдение договорных обязательств, ответственность субъекта своим имуществом, денежными активами; во – вторых, субъект, нарушающий свои обязательства теряет доверие, лишается статуса надёжного, полноценного партнёра; в – третьих, ответственность возрастает у собственника, «право собственника»- право ответственности, боязнь потерять собственность, нанести ей ущерб.
9. Децентрализация управления. Предполагает, во – первых, отсутствие директивных государственных планов, замену их индикативными, рекомендательными планами, прогнозами; во – вторых, ограничение прав государственного аппарата управления; в – третьих, делегирование планово-управленческих полномочий экономическими субъектами хозяйствования (отсюда высокая степень экономической свободы).
Но и рыночная экономика не может и не должна быть децентрализована полностью, иначе будут потеряны организующие начала, что приведёт к кризису, хаосу, развалу. Чтобы экономика была саморегулирующейся, необходима разработка системы правил экономического поведения для всех участников экономического процесса, а государство должно контролировать их соблюдение.
10. Государственное регулирование. Рынок не может существовать и функционировать без него. Его задача: во-первых, создать условия для надёжности работы рынка, что предполагает формирование правил и ограничений рыночной деятельности, контроль за их соблюдением, поддержание и обновление этих правил. Осуществляется всё это посредством законодательного, государственного планирования, выпускаемых правительством нормативных актов. Во-вторых, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изучения части прибыли, дохода в виде налогов в бюджет, таким образом государство получает средства, необходимые для общественных нужд и создания благоприятных условий для функционирования экономики: финансирования убыточных предприятий, развития транспорта, связи, капиталоёмких и наукоёмких отраслей и т.д.
11. Конкуренция и механизм социальной защиты. Конкуренция является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономической системы; способом непрерывного возбуждения рыночных субъектов; мощным стимулом экономического прогресса. Условия конкурентной борьбы – наличие множества равноправных участников рыночных отношений и демонополизация структур. Необходимость социальной защиты связана с тем, что рынок приводит к дифференциации в доходах. Задача социальной защиты заключается в создании условий для реализации социально-экономических прав граждан: права на труд и на достойный уровень жизни. Но существуют определённые сложности и опасности при её реализации: во-первых, нельзя превращать граждан в сознательных иждивенцев, во-вторых, подрывать предпринимательскую активность.
Конкуренция и её виды
Формирование рыночных цен – это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели. В условиях рыночного хозяйства деятельность любых субъектов осуществляется в рамках конкуренции. По самому общему определению, конкуренция– это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции в экономической литературе существуют различные трактовки.
По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. И. Шумпетер (1883-1950гг., австрийский экономист) считал, что главное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего, сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек (1899-1992гг., австрийский экономист) делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
Конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулировании экономики. Различают внутриотраслевую и межотраслевуюконкуренцию. Первая предполагает соперничество между предприятиями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Целью предприятий является завоевание потребителя, получение прибыли. Отсюда возникает необходимость сокращения затрат, производство новой продукции, повышение её качества, использование достижений научно-технического прогресса, совершенствование всех условий производства. Вторая означает соперничество между предприятиями, вложившие свои капиталы в различные отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый оценивает результат своей деятельности. Критерий такой оценки – норма прибыли, (сопоставление результатов с затратами).
Соответственно формам рыночных структур различают совершенную и несовершенную (монополистическую) конкуренцию.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
- существует множество мелких фирм, предлагающих на
рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
- доля каждой фирмы в общем объёме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо
препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т. д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой- либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жёсткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.
Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чём-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью конкуренции служит монополия. В ус-
ловиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией.
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определённой продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик – государство, поставщик – единственная фирма).
Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Один вид конкуренции от другого может отличаться и по средствам его ведения. Конкуренция может быть ценовой (монопольная цена, цена «снятие сливок», психологическая цена и дискриминация в ценах) и неценовой, методами которой являются увеличение качества, реклама, послепродажное обслуживание, наличие торгового знака, марки.
Кроме того, в практике рыночных отношений различают добросовестную, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнёрами, и недобросовестную, к которой относятся промышленный шпионаж, продажа товаров по демпинговым ценам, подкуп и переманивание персонала, ложная реклама, использование чужого торгового знака, марки и т.д.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции,не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.
Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рис.5).
Рис.5
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путём сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платёжеспособным спросом.
Информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты и действия.
Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и реагируют хозяйственную деятельность. Растёт цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой ещё писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».[§]
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.
Посредническая функция.Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли – продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жёсткая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, даёт зелёный свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.