Которым понимается процесс, включающий как периоды роста, так и спада.
Следовательно, цели экономического роста и экономического развития следующие:
- повышение степени удовлетворения каждого человека и общества в целом, повышение уровня и качества жизни;
- увеличение объема валового внутреннего продукта и национального дохода в расчете на душу населения;
- развитие отраслевой структуры национальной экономики;
- стимулирование роста промышленности;
- улучшение конкурентоспособности страны среди других стран мира;
- более полное использование потенциала и мощи страны
Он измеряется, во-первых, годовыми темпами роста или прироста таких показателей как ВНП, ВВП, НД в процентном выражении. Такой способ измерения используется при оценке темпов расширения экономического потенциала страны. Во-вторых, экономический рост измеряется годовыми темпами роста или прироста названных показателей в расчете на душу населения. Этот способ измерения используется при анализе динамики благосостояния или сравнении жизненного уровня в разных странах и регионах. В настоящее время акцент делается на этот способ измерения экономического роста. В связи с этим под экономическим ростом понимают такое развитие национальной экономики, при котором темпы увеличения реального ВНП, ВВП или НД превышают темпы роста населения.
Экономический рост характеризуется не только с количественной, но и с качественной стороны. При этом понятие «качество экономического роста» связывается с усилением социальной направленности экономического развития страны. Оно находит проявление в росте материального благосостояния, увеличении свободного времени, развитии отраслей социальной инфраструктуры, росте инвестиций в человеческий капитал, безопасности условий труда и жизни, социальной защищенности безработных и нетрудоспособных и т.д.
Рост экономического благосостояния проявляется в следующем:
А)повышается качество и растет разнообразие выпускаемых товаров и услуг.
Б)увеличивается свободное время как важнейшее жизненное благо, в связи с чем появляется возможность тратить время на образование, размышление и самореализацию.
В)увеличиваются среднедушевые доходы населения,и это означает, что мы обладаем большей покупательной способностью.
Г)достигается более справедливое распределение национального доходасреди различных социальных групп, так как появляется возможность создать системы социального обеспечения, социальной защиты, ориентированные на борьбу с бедностью и безработицей.
Д)изменяется традиционный образ жизни населения.
Как отмечалось ранее, экономический рост осуществляется двумя путями: вовлечением большего объема ресурсов и более эффективным использованием этих ресурсов. В связи с этим различают два типа экономического роста: экстенсивныйи интенсивный. Главным критерием их разграничения является различная технико-организационная основа расширения.
Экстенсивный тип экономического роста возможен за счет количественного увеличения факторов производства при сохранении его прежней технической основы. Например, для увеличения производства в два раза надо привлечь столько же факторов производства. Положительные моменты данного типа заключаются в том, что он позволяет в больших масштабах осваивать природные ресурсы, обеспечивает высокую занятость населения. Вместе с тем, ему присущи и серьезные недостатки. Он носит затратный характер и порождает технический застой, т.к. базируется на прежней технико-организационной основе.
Интенсивный тип экономического роста — это расширение производства путем качественного совершенствования его факторов: применения более прогрессивных средств труда; использования более экономичных предметов труда; повышения квалификации рабочей силы; улучшения использования имеющегося производственного потенциала и т.п.
В реальной жизни экстенсивные и интенсивные факторы не существуют отдельно в "чистом" виде, а сочетаются в определенной комбинации. Поэтому различают преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы экономического роста.
Отнесение экономического роста к тому или иному типу зависит от доли факторов, обусловивших прирост реального ВВП. Если доля интенсивных факторов в приросте ВВП менее 50%, то это преимущественно экстенсивный тип экономического роста. Если доля интенсивных факторов более 50%, то это преимущественно интенсивный тип экономического роста. Заметим, что единой общепризнанной методики определения доли экстенсивных или интенсивных факторов в приросте ВВП нет.
70. График производственных возможностей Экстенсивный и интенсивный пути. Равномерный и неравномерный экономический рост.
71. Производственная функция, модели экономического развития (Кобб, Дуглас, Харрод, Домар, Леонтьев, Канторович, Купманс).
72. Противоречия воспроизводства и экономические кризисы. Промышленный цикл и его фазы.
73. Регулирующая роль государственного бюджета. Концепции бюджетной политики.
Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, которым располагает государство для выполнения присущих ему функций. В бюджете находит отражение структура доходов и расходов государства. Можно сказать, что бюджет — это годовой план доходов и расходов государства, который утверждается в законодательном порядке.
Государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны, осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг. Кроме того бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций, вследствие чего могут отставать в экономическом и социальном развитии от других территорий.
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).
1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам.
2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета.
3. Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.
74.Типы налогообложения, виды налогов.
Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:
Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; страховые взносы и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.
Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть "традиционных" налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.
Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса РФ.
Прямые налоги взимаются с конкретного физического и юридического лица. Это налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации; на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их оплачивает покупатель этих товаров и услуг. Косвенные налоги подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которыми облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги и т.д. Акцизы подразделяются на специфические, которые устанавливаются на отдельные потребительские группы и универсальные, которые устанавливаются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж, налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности.
Фискальной монополией облагаются те товары, производство или сбыт которых монополизированы государством. Это могут быть табачные изделия, винно-водочные напитки, соль и т.д.
Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, перевозимых через государственную границу. Они подразделяются на вывозные, ввозные, транзитные пошлины.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование и др.
Нормой налогообложения является налоговая ставка, или размер налога на
единицу объекта налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная
стоимость и т.д.). Различают пропорциональные, прогрессивные,
регрессивные, твердые налоговые ставки.
Пропорциональная налоговая ставка означает установление одинакового процента к объекту налога независимо от его величины.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста доходов.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Таким образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (например, на автомобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.
Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы: налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то налоги делятся на три группы. Например, в Российской Федерации различают налоги: федеральные; республик, краев, областей в составе Федерации; местные.
75. Проблемы государственного долга.
76. Рефинансирование и резервирование в кредитно-финансовой сфере.
77. Роль Центрального банка в регулировании экономики. Операции на рынках госдолга и резервов.
78. Политика доходов. Реформирование социальной сферы.
79. Занятость и её регулирование. Причины и формы безработицы.
80. Неравенство и бедность. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Децильный коэффициент.
Личное распределение - это распределение совокупного дохода общества между домохозяйствами.
В личном распределении дохода имеется значительное неравенство в странах с рыночной экономикой. Источниками такого неравенства являются:
• неравенство в заработках, зависящее прежде всего от человеческого капитала, от спроса на тот или иной вид труда, продолжительности труда;
• собственность и богатство (наличие или отсутствие их),
• состав семьи (количество членов семьи и иждивенцев).
Неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения показывает кривая Лоренца (рис.19.).
F |
0 20 40 60 80 100 % населения |
B |
C |
D |
A |
. |
. |
. |
. |
. |
E |
Кривая Лоренца |
По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемого этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получало бы 20% от всего совокупного дохода, 40% населения — соответственно 40%, 60% населения - 60% дохода и т.д. Следовательно, биссектриса ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении доходов. Но это лишь теоретическая возможность, а фактическое распределение дохода показано линией OABCDE.
Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее богатых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем ближе он к 1, тем сильнее неравенство в распределении доходов.
Коэффициент Джини можно рассчитать по формуле
где G- коэффициент Джини; Т- заштрихованная площадь на рис.19.; ОЕF- площадь треугольника на данном графике.
Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ и услуг, то есть обеспеченность населения промышленными потребительскими продуктами, продуктами питания, жилищем, услугами и т.п.
Для оценки уровня жизни используются такие показатели, как потребление основных продуктов и услуг на душу населения, обеспеченность этими продуктами и услугами в расчете на семью.
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. В этой связи выделяют минимальный уровень потребления и рациональный уровень потребления. Под первым понимается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий существования. Именно здесь
проходит так называемая черта бедности. Рациональный уровень потребления отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида.
Бедность - состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае.
Существующие методы определения бедных в стране можно сгруппировать следующим образом:
• нормативный (абсолютный) - по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора;
• относительный - доход составляет определенный процент от среднего дохода по стране;
• статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10-15% первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов;
• стратификационный, когда к бедным относятся люди, имеющие низкую эластичность функции занятости и организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т.д.);
• самооценка - отнесение к разряду бедных исходя из оценок
общественного мнения или с позиций самого респондента.
Все эти методы необходимо рассматривать в сочетании с экономическими возможностями государства в материальном обеспечении определенных групп населения страны. Исходя из своих возможностей государство определяет официальную черту бедности.
Черта бедности - минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население, не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям.
Наряду с относительной бедностью признается возможности существование абсолютной бедности. Она выражается в том, что уровень жизни определенных слоев населения может быть ниже общественно необходимого и возможного минимального уровня жизни при данных социально-экономических условиях, т.е. прожиточного минимума. Иначе говоря, группы населения, не располагающие прожиточным минимумом, относятся к бедным слоям. Граница бедности, как правило, не может быть выше среднего по стране уровня жизни населения. Граница бедности обычно определяется по доходу, который не исчерпывает характеристику данного явления. Общая оценка основных характеристик черт бедности может быть дана по трем главным направлениям: доходы, потребление благ и услуг, жилищные условия.
Коренному устранению бедности способствует экономический рост, требующий дополнительной рабочей силы и развития человеческого капитала, позволяющего человеку легко приспосабливаться к изменяющейся экономической ситуации.
81. Инфляция, её последствия.