Нормы русского правописания

Цель: актуализация теоретических знаний по орфографии и пунктуации, систематизация и обобщение знаний в соответствии с принципами русской орфографии и пунктуации.

Студент должен знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Студент должен уметь пользоваться правилами правописания, вариативными знаками препинания.

Упражнение № 1

Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми гласными.

А или О: сост…влять план, освещ…нный вопрос, посв…нный открытию, непозв…лительный выбор, достойное вознагр…ждение, произвести впеч…тление, ист…щенный бюджет, вообр…жаемая линия пов…дения, расспр…сить сотрудников, насл…ждаться цифрами, загор…дить здание, погл…щать знания, осв…ение метода.

Упражнение № 2

Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми гласными.

Е, И или Я: просв…титель, дост…жение, неисс…каемый, изв…ниться, обл…ченный властью, ст…сненный в средствах, п…чтовое ув…домление, непост…жимый сотрудник, прибл…зительный баланс, прич…нение ущерба, проз…бать в н…щете, объед…нение в союз, см…риться, р..ды пор…дели, земл…тр…сение, сл…паться.

Упражнение № 3

Составьте словосочетания со следующими словами:

ПримИрять_______________________примЕрять____________________________

ПосвЕтить_______________________ посвЯтить_____________________________

СтАрожил_______________________ стОрожил______________________________

РазрЕдить________________________разрЯдить______________________________

ПривЕдение______________________привИдение____________________________

РазвЕваться______________________ развИваться____________________________

УмОлять_________________________умАлять_______________________________

ВозрОждать______________________возрАжать_____________________________

СокрАщать_______________________укрОщать_____________________________

ПокОрять________________________ покАрать______________________________

УвЯдать_________________________ увИдать_______________________________

ВоплОтить_______________________уплАтить______________________________

ПолАскать_______________________ полОскать____________________________

Упражнение № 4

Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися корнями. Слова-исключения подчеркните.

А или О: предл…гать, предпол…жение, дикор…стущие зар…сли, выр…щенный, выг…ревший, благотв…рительность, оз…рение, неприк…саемый, многоотр…слевой, пл…вучий завод, непром..каемый, отр…сль, укл…нение, р..стовщик, к…сательная, прик…сновение, обм…кнуть кисточку в краску, пром…кательная бумага, пл…вец.

Упражнение № 5

Вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми безударными гласными. При затруднении обращайтесь к словарю.

Ан…логичный, предв…рительный, д…тация, к…рп…рация, к…рдинальный, н…т…риальная к…нтора, ад…птировать, пр…т…кол, альтерн…тива, декл…рация, кв…лификация, …блигация, д…л…гация, д…ф…цит, стаж…ровка, комп…тентный, л…мит времени, д…р…ктива, л…цензия, персп…ктива, серт…фикат, д…в…денды, абон…мент, мун…ц…пальный, пр…в…л…гированный, экстр…мальный, ижд…венец, ин…ц…ативный, л…кв…дация, кр…терий, ном…нклатура, интерпр…тация.

Упражнение № 6

Составьте словосочетания со словами компания и кампания.

кОмпания____________________

кАмпания______________

Составьте словосочетания со словами полис и полюс.

полИс________________________

полЮс_____________________

Упражнение № 7

Составьте словосочетания с данными словами.

прЕбывать________________________ прИбывать_______________________________

прЕступить_______________________ прИступить_______________________________

прЕдать__________________________ прИдать__________________________________

прЕтворить_______________________ прИтворить_______________________________

прЕклонить_______________________ прИклонить_______________________________

прЕзирать________________________ прИзреть__________________________________

прЕходящий______________________ прИходящий______________________________

прЕтерпеть_______________________ прИтерпеться______________________________

непрЕложный_____________________ прИложить________________________________

прЕвратности_____________________ прИвратник_______________________________

прЕемник________________________ прИемник_________________________________

прЕподать________________________ прИпадать________________________________

прЕдел___________________________ прИдел___________________________________

Упражнение № 8

Вставьте в слова Н или НН, определив, какие это части речи.

1) Все организован___о на высшем уровне. - Встреча прошла организова____о.

2) Чрезвычайные меры вполне уместны и опрвда___ы. - Коллеги были оправда___ы.

3) Сотрудник поступил необдума___о. – Все варианты до конца продума_____ы.

4) Награда вами заслуже___а. – Их подвиг незаслуже___о забыт.

5) Их движения скован___ы и неловки. – Практикант держится скова____о.

6) Группа командирова____а в Москву.

Упражнение № 9

Укажите слитное или раздельное написание.

1.Не_вежливое обращение; не_простое решение; не_дальновидный политик; очень не_простое решение; не_видимая сторона; не_поправимая ошибка; не_долгая, но снежная зима; взял не_много денег; не_правдой не проживешь; не_смолкающий шум.

2.Далеко не_простое решение; мне это далеко не_безразлично; отнюдь не_пустое занятие; никому не _нужные отчеты; ни на что не_похожий предмет; не _богатые, а бедные страны; получил не_много, а мало; совершенно не_изученный район.

3.Не_успевающий студент; не_благодарный слушатель; не_продуманный ответ; не_удавшаяся акция; не_договорившиеся стороны; не_заслуженный упрек. 4.Не_проверенные нами факты; не_вступивший в силу закон; еще не_открытый нами мир; не_желающие мириться стороны; не_содержащая трудностей задача, 5.Факты не_проверены; закон не_принят; вещи не_упакованы; не_нужен для работы; не_обязан выполнять; не_готов к ответу; ревизия не_закончена; отчет не_сдан.

6.Ему не_здоровится; не_доумевающий взгляд; смотрел не_годуя; не_взирая на трудности; не_смотря на не_удачи; не_считая важным; не_хватает денег; не_навидя ложь.

Упражнение № 10

Различайте в написании производные предлоги и сочетания существительных с предлогами. В случае слитного написания поставьте соединительную линию (/). Вставьте пропущенные буквы.

1.В_ течени… изучения вопроса окрылись новые обстоятельства. Новости передают в_течени… дня несколько раз.

2.В_заключени… комиссии были отмечены главные недостатки. В_заключени… выступающий поблагодарил всех за внимание.

3.В_продолжени… года к этой проблеме обращались несколько раз. В_продолжени… романа появились новые персонажи.

4.Не_смотря на трудности работа продолжалась. Он продолжал говорить, не_смотря на аудиторию.

5.На_счет в банке поступила крупная сумма денег.

Я хочу поговорить с тобой на_счет предоставления кредита.

6.В_следстви… по этому делу была внесена существенная поправка.

В_следстви… незнания статистики в документе была допущена фактическая ошибка.

7.Кого вы имеете в_виду?

В_виду приближения зимы снабжение поселка оказалось затруднительным Ему разрешили сдать экзамен в_виде исключения.

8.Он встал и сделал несколько шагов мне на_встречу. На_встречу с депутатом были отправлены представители завода.

Упражнение № 11

Определите слитное или раздельное написание слов. Слитное написание отметьте знаком (/). Вставьте пропущенные буквы.

В_отсутстви… директора; директор сейчас в_отсутстви…; в_дополнени… к приказу; в_добавлени.. к сказанному; во_изменени… приказа; во_исполнени… распоряжения; во_избежани… недоразумения; в_общем и целом; в_месте с тем; в_след за тем; по_окончани… института; по_возвращени… из командировки; по_приезд… в город; по_прибыти… поезда; по_завершени… практики; во_вне_служебное время; вне_ведомственная охрана; вне_конкуренции; вне_штатный сотрудник; вне_плановый отчет; в_сопровождени… друзей; в_сравнени… с другими.

Упражнение № 12

Отметьте предложения, в которых ставится запятая перед КАК, объясните ее постановку. Расставьте знаки препинания.

1) Вывоз капитала может осуществляться как в предпринимательской форме так и в

виде ссудного капитала._______________________________________________________________

_______________________

2) Государственный бюджет выступает как центральное звено финансовой системы и

основной финансовый план страны.___________________________________________________

_______________________

3) Судьба России как крупнейшей державы не может не волновать политиков разных

стран.________________________

________________________

4) Он трудился как передовик. ________________________________________________________

________________________5) Как опытный специалист он приглашался на все консилиумы.___________________

_________________________6) Его знали в городе как опытного специалиста.________________________________

__________

7) Диспетчер видит как далеко раскинулась сеть железных дорог на его участке.______

_________________________8) Он как мне кажется человек интересный и самостоятельный.__________________________

________________

9) Его руки были холодны как лед._____________________________________________________

_______________________

10) На предприятие приехал не кто иной как сам генеральный директор.____________

_________________________11) Наша школа как дворец.____________________________________________________________

_________________________

Упражнение № 13

Составьте предложения с цитатами, оформив их: предложением с прямой речью; предложением с косвенной речью (сложноподчиненным предложением); прервать цитату.

«Для нормальной и достойной жизни в России есть все: умный трудолюбивый народ, огромные ресурсы, благожелательные соседи по мировому сообществу».

(Г Явлинский. Газета «Московские ворота»).

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

________________________

Упражнение № 14

Составьте предложения с цитатами, оформив их: предложением с прямой речью; предложением с косвенной речью (сложноподчиненным предложением); прервать цитату.

«Ни о каком патриотизме, любви к родине на нашем телевидении и не вспоминают. Вся новейшая история представляется как история сплошных преступлений и ошибок. Молодым внушают презрение к своей стране и к собственным родителям – ведь получается, что жизнь они прожили неправильно».

(С. Говорухин. Газета « Аргументы и факты»).

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_____

Упражнение № 15

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.С монетой сквозь века.

Монеты которые ныне чеканятся на государственных монетных дворах это самый древний вид денег в Древней Греции монеты начали чеканить ещё в VIII-VII вв. до н. э. В Риме монетный двор был учрежден при храме Юноны-Монеты откуда и произошел этот термин. Материалом для изготовления монет обычно служат специальные сплавы обладающие хорошей устойчивостью к истиранию поскольку монета так быстро переходит из рук в руки что мягкий металл не прослужил бы и года.

История монет красочна и многообразна но в ней можно проследить одну сквозную линию человечество постепенно осознавало что деньги вообще и монета в частности лишь символ стоимости. Металл идущий на изготовление монеты не должен реально стоить столько сколько в ней указано. Эта аксиома позволила монархам всего мира заниматься «порчей монет» так называли в старину чеканку монет металл в которых стоил дешевле номинала.

Упражнение № 16

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

С монетой сквозь века.

О том сколь большую роль играли деньги в жизни людей с древнейших времен красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека пролежавшие там пять тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку самое ценное что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

Человечество долго искало тот универсальный денежный товар который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести любые сделки. В течение многих веков наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы серебро золото которые имели ряд преимуществ. Вот почему золото и серебро в виде слитков и монет надолго стали основой денежных систем многих стран мира и на протяжении веков слова «золото» «серебро» и «деньги» были синонимами.

Упражнение № 17

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

Как люди учились торговать

Торговля родилась в незапамятной древности она древнее даже земледелия.

Торговля сыграла огромную роль в истории человечества. Именно купцы становились инициаторами мореплавания в поисках неведомых земель где можно было добыть дорогостоящие товары. Стоит вспомнить что у Колумба главной целью плавания были сугубо торговые интересы. Он хотел найти короткий путь к берегам Индии чтобы легче и дешевле было везти в Европу экзотические и дорогостоящие пряности.

Но купцы внесли свой вклад не только в историю географических открытий но и в историю рождения современной промышленности. Вот что писал об этом великий

экономист Адам Смит Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши… Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным что вызвало значительный спрос на них купцы чтобы сэкономить издержки по перевозке пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине.

Справочные материалы

К разделу № 1 «Фонетика. Орфоэпия».

Наши рекомендации