Тема 14. Экономическая политика в открытой экономике. Проблемы переходной экономики 2 страница
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Какую из перечисленных ниже зависимостей отражает закон спроса? a) Прямую зависимость объема спроса от его цены b) Обратную зависимость объема спроса от его цены c) Прямую зависимость между объемом предложения и объемом спроса d) Прямую зависимость между объемом спроса и доходами потребителей e) Прямую зависимость цены от качества товара | |
2. Взаимозаменяемые товары: a) Одновременно производятся b) Имеют одинаковую цену c) Дополняют друг друга при сбыте d) Конкурируют друг с другом на рынке e) Стимулируют сбыт друг друга | |
3. Все перечисленное ниже может быть причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме: a) Изменения вкусов потребителей b) Увеличение доходов покупателей c) Уменьшение цены товара d) Увеличение цены взаимодополняемого товара e) Уменьшение цены взаимодополняемого товара | |
4. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: a) Эластичным b) Неэластичным c) С единичной эластичностью d) Абсолютно эластичным e) Абсолютно неэластичным | |
5. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что: a) Цена на товар равна равновесной цене b) Цена на товар ниже равновесной цены c) Сократился объем предложения данного товара d) Цена на товар выше равновесной цены e) Увеличился объем спроса на данный товар | |
6. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: a) 10 b) 15 c) 20 d) 30 e) 50 | |
7. На эластичность предложения оказывают влияние: a) Уровень доходов потребителей b) Наличие на рынке товаров заменителей c) Фактор времени d) Доля расходов в бюджете на данный товар e) Не влияет ни один из указанных факторов | |
8. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: a) Чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель b) Чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец c) Чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель d) Чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель e) Чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец |
Эссе
А. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Как можно более полно опишите последствия гипотетического неурожая, особое внимание уделяя тому, какие последствия будут, а какие не будет проявляться в рыночной экономике.
· Будет ли ощущаться дефицит зерна в стране?
· Как изменятся цены на зерно и продукты его переработки?
· Как изменятся спрос и предложение на другие товары (например, на картофель, хлебопекарные дрожжи, автомобили)?
· Каковы вероятные социальные последствия неурожая?
· Как может отреагировать на них государство и какие явления вызовет это вмешательство в экономике страны?
· Введите в анализ внешнеэкономический фактор.
· Дайте графическую интерпретацию данной ситуации.
Б. Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара?
· Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар?
· Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой? Какими способами их можно установить?
· Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы?
· Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятельности российских предприятий?
2. Чем отличаются друг от друга разные концепции прибыли?
3. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.
4. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях? Какие меры на уровне отдельных фирм и всего государства должны, на ваш взгляд, быть приняты для их снижения?
5. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях?
6. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом понимании?
7. Что такое экономия на масштабах производства?
8. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек?
9. Какую роль играют естественные монополии в экономике России?
10. Почему существует оптимальный размер предприятия?
Б. Объясните, почему кривая предельных издержек пересекает кривые средних общих и средних переменных издержек точно в точках их минимумов.
Тесты
Тест | Обоснование |
1.Что понимается под неявными издержками фирмы? a) Затраты на содержание оборудования (амортизационные отчисления) b) Затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции c) Альтернативная стоимость ресурсов, находящихся в собственности владельца фирмы d) Затраты на организацию фирмы e) Затраты на охрану окружающей среды | |
2. Экономические издержки фирмы a) Определяются явными (внешними) издержками b) Состоят из неявных (внутренних) издержек фирмы c) Включают в себя явные и неявные издержки фирмы d) Превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли e) Не включают в себя ни явные, ни неявные издержки | |
3. Какие издержки из перечисленных ниже могут быть отнесены к постоянным (ТFC)? a) Заработная плата рабочих b) Расходы на электроэнергию c) Затраты на сырье и материалы d) Обязательные страховые платежи e) Затраты основного капитала на приобретение производственных площадей и оборудования | |
4. Какие издержки из перечисленных ниже могут быть отнесены к переменным (ТVC)? a) Налог на недвижимость b) Проценты на банковский кредит c) Арендная плата d) Заработная плата, стоимость сырья и материалов e) Служебный оклад директора завода | |
5. Какая из перечисленных ниже формул выражает предельные (MC) издержки фирмы? a) TC/Q b) dТVC/Q c) dTC/dQ d) TC/dQ e) Ни одна из них | |
6. Валовые издержки фирмы (TC) можно определить как сумму a) Средних постоянных (AFC) и переменных (ТVC) b) Средних переменных (AVC) и средних постоянных (AFC) c) Постоянных (ТFC) и предельных (MC) d) Постоянных (ТFC) и переменных (ТVC) e) Постоянных (ТFC) и средних переменных (AVC) | |
7. Предельный продукт фактора производства – это: a) Максимально возможный выпуск продукции при использовании данного фактора производства b) Объем выпуска при использовании всех факторов производства c) Дополнительный выпуск продукции при увеличении данного фактора на единицу при неизменных объемах использования других факторов d) Выпуск продукции на единицу данного фактора e) Производительность данного фактора | |
8. Экономия на масштабах производства означает, что в условиях крупномасштабного производства: a) Достигается лучшая организация труда b) Происходит снижение издержек производства на единицу продукции c) Увеличивается предельная производительность факторов производства d) Увеличивается объем выпуска на единицу затрат e) Происходит рост прибыли | |
9. Естественные монополии существуют по причине того, что: a) Существуют фирмы, способные работать с наименьшими издержками производства b) Выпуск продукции в отрасли эффективен только при существовании одной фирмы c) Монополия по объективным причинам не может быть заменена конкуренцией d) Существует одна фирма, установившая столь низкую цену, что другие фирмы не выдерживают конкуренции с ней e) Спрос на продукцию естественных монополистов всегда неэластичен |
Эссе
А. Является ли моральный износ благом или злом для предпринимателя?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Моральный износ оборудования представляет собой разновидность издержек и, следовательно, сокращает размеры прибыли. Более того, если происходит техническая революция, а ваше оборудование устарело, это может привести к гибели предприятия. Стоимость обесценившихся станков старого образца может оказаться столь велика, что, если ее полностью включить в издержки, то цена товара превысит равновесную.
· С другой стороны, быстрое обновление технологий может быть важным козырем в конкурентной борьбе. Если вы обновили оборудование, а другие фирмы этого не сделали, то на вашей стороне окажутся преимущества более эффективного производства.
· Каков оптимальный темп морального износа с точки зрения интересов фирмы? Как в идеале должны сочетаться темпы физического и морального износа оборудования (должно ли оборудование одновременно изнашиваться как морально, так и физически, или желательно, чтобы один из процессов шел быстрее)? Как достичь такого оптимума (предложите разные варианты)?
· Обдумайте налоговую сторону проблемы морального износа. Как известно, в развитых рыночных экономиках (в России пока не так) основным налогом с предприятий является налог на прибыль. Как можно использовать с целью минимизации налогов такой «невидимый» вид издержек как моральный износ (то, что станок морально изношен по его физическим характеристикам не определишь).
· Почему в ускоренной амортизации заинтересовано и государство и фирмы?
Б. Теоретические причины существования естественных монополий.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Естественные монополии во вводных курсах микроэкономики обычно описываются следующим образом: дается их определение, а затем приводятся конкретные примеры. В тени при этом остаются теоретические причины существования естественных монополий. Почему в одних отраслях они возникают, а в других – нет?
· Попробуйте самостоятельно «реконструировать» неизвестную вам теорию естественных монополий. Как связана вероятность формирования естественной монополии и пропорция постоянных и переменных издержек при производстве данного продукта?
· Какую роль в формировании естественных монополий играет соотношение минимума долгосрочных издержек и размеров рынка? Как, например, будет выглядеть рыночная ситуация, если общая потребность в продукте составляет 1 млн. штук, а самые низкие издержки обеспечивает предприятие с производственными мощностями в 600 тыс. шт.? Сколько фирм будет обслуживать такой рынок? Изменится ли суть ситуации, если размеры рынка составят 1,2 млн. штук?
· Какую роль в формирование естественных монополий вносят технологии? В частности, какова роль разнообразных сетей?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Условия и критерий совершенной конкуренции.
2. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны?
3. Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?
4. Феномен банкротства и его роль в современной России.
5. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями?
6. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?
7. Кривая предложения конкурентной фирмы.
8. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?
9. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.
Б. Объясните, почему кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции имеет вид горизонтальной прямой:
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Какая из перечисленных целей деятельности фирмы в условиях рыночной экономики является наиболее важной? a) Расширение рынка сбыта b) Увеличение заработной платы работников c) Получение прибыли d) Максимизация продаж e) Улучшение качества продукции | |
2. Условием прекращения производства в краткосрочном периоде является: a) Цена ниже минимума средних общих издержек b) Цена ниже минимума средних переменных издержек c) Цена ниже предельных издержек d) Совокупный доход ниже совокупных издержек e) Цена ниже средних постоянных издержек | |
3. Какой из перечисленных ниже рынков товаров ближе всего к рынку совершенной конкуренции: a) Телевизоров b) Йогуртов c) Парикмахерских услуг d) Электроэнергии e) Мировая биржа сырья | |
4. Если цена товара ниже предельных издержек, то максимизирующая прибыль фирма должна: a) Прекратить производство b) Увеличить производство c) Сократить производство d) Ответ зависит от того, о восходящей или нисходящей ветви предельных издержек идет речь e) Не верен ни один ответ | |
5. К числу черт совершенной конкуренции не относится: a) Атомизм производителей b) Однородность продукта c) Отсутствие барьеров d) Совершенная информация e) Все предыдущие ответы соответствуют чертам совершенной конкуренции | |
6. Какой объем производства выберет конкурентная фирма при цене реализации своей готовой продукции в 8 руб.: a) 1000 ед. (предельные издержки – 5 руб.) b) 1400 ед. (предельные издержки – 7 руб.) c) 1600 ед. (предельные издержки – 8 руб.) d) 1800 ед. (предельные издержки – 9 руб.) e) Для решения задачи не хватает данных о величине предельного дохода | |
7. Кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с: a) Возрастающей ветвью кривой предельных издержек b) Возрастающей ветвью кривой средних общих издержек c) Нисходящей ветвью кривой средних общих издержек d) Частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек e) Частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних общих издержек | |
8. Экономическая прибыль в долгосрочном периоде: a) Получается всеми фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции b) Получается только лучшими фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции c) Не получается ни одной фирмой, действующей в условиях совершенной конкуренции d) Превышает экономическую прибыль, получаемую на всех других типах рынков e) Все предыдущие ответы неверны | |
9. Долгосрочная кривая предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции представляет собой: a) Горизонтальную прямую b) Понижающуюся кривую c) Повышающуюся кривую d) Кривую с высокой эластичностью e) Все приведенные выше варианты возможны |
Эссе
А. Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль.
· Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы.
· Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.
· Согласно другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации.
· Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические.
· Наконец существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле в каком говорят о целях государств – это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения.
· Даже те экономисты, которые считают максимизацию прибыли основной целью фирмы, не едины. Некоторые из них полагают, что целью является максимизация не текущих, а долгосрочных прибылей, что часто далеко не одно и то же.
· Продумайте аргументы разных экономистов (полезным подспорьем может служить книга И. Ансоффа «Новая корпоративная стратегия», глава 3). Не «развалится» ли здание микроэкономики, если аксиома максимизации прибыли как цели деятельности фирмы будет отвергнута? Или она все же верна, хотя бы в общих чертах?
Б. Какую заработную плату следует устанавливать государственным служащим?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Будем рассматривать каждого государственного служащего как «фирму, состоящую из одного лица». Предположим, что в Центральном банке на одинаковых должностях работают три специалиста: А.А. Талант, Б.Б. Середняк и В.В. Недотепа. Первый из них непрерывно получает заманчивые предложения от коммерческих банков о переходе на работу к ним. Второй – не испытывает столь мощного наплыва предложений, но при желании легко найдет себе работу за пределами ЦБ. Третий – знает, что такого места как нынешнее ему наверняка нигде больше не предложат. Специалисты какого типа будут в основном работать в ЦБ, если заработная плата в нем будет установлена (а) на том же уровне, (б) выше или (в) ниже, чем в коммерческих банках?
· Можно ли описать эту ситуацию в терминах альтернативных издержек и теоретической модели принятия решения о продолжении (или прекращении) производства в долгосрочном периоде? Всегда ли фирма, имеющая более высокие издержки, должна рассматриваться как худшая? В частности, если речь идет об альтернативных издержках?
· Предложите графическую интерпретацию соотношения доходов и альтернативных издержек государственных служащих разных типов (талант—середняк—недотепа), рассматривая их как «фирму, состоящую из одного лица».
· Какие последствия вызывает заниженный уровень заработной платы государственных служащих с точки зрения эффективности их работы?
· Обсудите социальные последствия высокой заработной платы государственных служащих по сравнению с большинством населения.
· Как связаны между собой уровень заработной платы государственных служащих и коррупция?
· Подумайте об альтернативных издержках фирм-производителей и качестве поставляемой ими продукции по государственным заказам. Усматриваются ли тут общие моменты с проблемой заработной платы государственных служащих?
· Есть ли еще какие-то сферы экономики, где действуют аналогичные закономерности?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Логика курса
Ответьте на следующие вопросы:
1. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.
2. В чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции?
3. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?
4. Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.
5. Объясните принцип выбора оптимального размера выпуска продукции в условиях монополистической конкуренции.
6. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?
7. Опишите динамический аспект положения фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде? Какую роль играют повторные дифференциации продукта?
8. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.
9. Насколько распространена монополистическая в мировой и российской экономике?
10. Обсудите плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. Прокомментируйте “теорему избыточной мощности”.
Б. Характеризуя равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде специально обоснуйте следующие моменты:
· Почему долговременная кривая спроса займет положение касательной по отношению к кривой средних общих издержек, а не пройдет выше или ниже?
· Может ли равновесие при монополистической конкуренции быть достигнуто в той же точке, что и кривой издержек, что и при совершенной конкуренции (касательная к минимуму средних общих издержек)?
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Критерием несовершенной конкуренции является: a) Горизонтальная кривая спроса, b) Немногочисленность субъектов рынка, c) Понижающаяся кривая спроса, d)Монополизация рынка | |
2. В условиях несовершенной конкуренции предприятие устанавливает: a) Максимальную цену, b) Цену, обеспечивающую среднюю (т.е. нулевую экономическую) прибыль, c) Цену соответствующую правилу MR = MC, d) Максимальную цену, разрешенную государственными антимонопольными органами | |
2. К числу черт монополистической конкуренции НЕ относится: a) Дифференциация продукта, b) Малочисленность производителей, c) Низкие барьеры вступления в рынок, d) Несовершенная информация | |
3. В число факторов дифференциации продукта НЕ входят: a) Различия в качестве, b) Различия в сервисе, c) Различия в цене, d) Различия в рекламе. | |
4. Неценовая конкуренция ведется: a) На базе качественных характеристик товара, b) С помощью замаскированных скидок с официальной цены, c) Внерыночными путями (лоббирование в органах власти и т.п.), d) С помощью скупки акций и иных способов захвата конкурентов. | |
5. При монополистической конкуренции (статический аспект) в долгосрочном периоде НЕ наблюдается: a) Занижения производства, b) Завышения цен, c) Получения экономической прибыли, d) Дифференциации продукта. | |
6. Теорема “избыточной мощности” состоит в том, что: a) В условиях несовершенной конкуренции недоиспользуется часть производственных мощностей, b) Дифференциация продукта ведет к недоиспользованию части производственных мощностей, c) Мощности предприятий должны иметь избыток (запас) на случай улучшения экономической конъюнктуры, d) Долгосрочный оптимум производства в условиях монополистической конкуренции достигается при меньшем выпуске товаров, чем тот, который соответствует минимуму средних общих издержек. | |
7. К числу основных принципов рекламы НЕ относится: a) Адресность, b) Целенаправленность, c) Постоянство, d) Высокая художественность. | |
8. К числу негативных сторон рекламы НЕ относится: a) Лживость ее содержания, b) Повышение цены товара за счет издержек на рекламу, c) Создание искусственных потребностей, d) Самонейтрализация рекламы конкурирующих продуктов |
Эссе
А. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли
Обратите внимание на следующие аспекты:
· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?
· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).
· Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?
· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?
Б. Дифференциация продукта.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем с точки зрения потребителей состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?
· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.
· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли на ваш взгляд сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?
· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли?
· Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?
В. Телевизионная реклама
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Проведите анализ телевизионной рекламы за 1-2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?
· Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).
· На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?
· Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?
· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7
ОЛИГОПОЛИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
3. Перечислите основные разновидности олигополии.
4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?
5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?
6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?
7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.
8. Опишите системы “лидерства в ценах” и “издержки плюс”. Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?
9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном, и при однородном продукте.