Организационные принципы налоговой системы
Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.
Данное определение целесообразно рассматривать как совокупность условий, при которых налоговая система может функционировать эффективно:
отлаженность налогового законодательства;
однозначно оговоренный (закрытый) перечень видов налогов (сформированная система налогов);
права и обязанности налогоплательщиков;
способы защиты прав и интересов налогоплательщиков;
функции, права, обязанности налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции;
налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;
Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в его работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованной в 1776 г. Согласно Смиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующие четыре "правила":
налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода:
время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;
каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. [7]
Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.
Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения уклонения от уплаты налогов, минимизация "теневой экономики"). Здесь должна действовать формула: "О налогах не договариваются".
Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия - горизонтальная справедливость, т.е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость - справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.
Принцип определенности.Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.
Принцип привилегированности (удобства) плательщиков.Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения (преимущество в удобстве за ними, а не за налоговыми службами).
Принцип экономичности.Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% от величины налоговых поступлений
Принцип пропорциональности.Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
Принцип подвижности (эластичности).Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.
Принцип однократности налогообложения.Смысл принципа состоит втом, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.
Принцип стабильности.Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет).
Принцип оптимальности.Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.
Принцип стоимостного выражения.Имеется в виду денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.
Принцип единства.Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны " для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.
Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле "идеальную" налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальная действительность, состояние экономики и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, следует отметить, что приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе можно найти и более детальную их классификацию.