Макроэкономическое равновесие
Совокупный спрос
Совокупный спрос (AD) – это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и прочих равных условиях.
Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на потребление; частные внутренние инвестиции, на государственные закупки товаров и услуг; чистый экспорт во всех секторах экономики.
Таким образом, совокупный спрос может быть выражен:
AD = C + I + G + X
На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой совокупного спроса выступает цена.
Изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD (рис. 1).
Рисунок 1 - Кривая совокупного спроса
Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике:
а) эффектом процентной ставки;
б) эффектом реального богатства;
в) эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставкипоказывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Это означает, что если в стране повышается уровень цен, то при неизменной денежной массе происходит повышение процентной ставки (так как растет спрос на деньги для осуществления трансакционных операций). Но чем выше процентная ставка, тем ниже уровень инвестиций, а значит, и объем производства. Кроме того, чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, поскольку дорогим становится потребительский кредит. Следовательно, более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.
Эффект реального богатствапроявляется следующим образом. В рыночной экономике богатство домашних хозяйств в значительной степени представлено в виде различных финансовых активов (акций, облигаций, срочных счетов). Предположим, что какой-то индивид имеет облигацию номиналом 1000 руб. При повышении уровня цен в 2 раза реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшится также в 2 раза. Снижение реального богатства приведет к уменьшению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса AD.
Эффект импортных закупок— это влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации покупатели будут предпочитать импортные блага, в силу чего объем совокупного спроса на отечественные товары уменьшится.
К неценовым факторам AD относится все то, что влияет:
1. На потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге).
2. На инвестиционные расходы фирмы (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес).
3. На государственные расходы (государственная политика).
4. На чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.).
Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора: предложение денег и скорость обращения денег (вспомним количественную теорию денег).
Совокупное предложение
Совокупное предложение — это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен.
На кривой AS можно выделить три участка:
а) горизонтальный, или кейнсианский;
б) восходящий, или промежуточный;
в) вертикальный, или классический (рис. 2).
Рисунок 2 – Совокупное предложение
Горизонтальный, или кейнсианский, участок характеризуется тем, что на нем все факторы производства используются не полностью. Существуют не задействованные в процессе производства мощности, сырье, рабочая сила. По мере увеличения объемов производства свободные факторы вовлекаются в процесс производства, не оказывая существенного влияния на уровень цен, он остается стабильным. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (на рис. 2 он обозначен как Y1). После объема производства, равного Y1, состояние экономики начнет меняться.
Восходящий, или промежуточный, участок соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде.
Вертикальный, или классический, участок трактуется исходя из основной посылки представителей классической школы: в экономике все факторы должны быть задействованы в процессе производства. Объем производства при этом достигает максимально возможного уровня Y*, соответствующего значению ВВП, которого можно достичь в данной экономической системе при полной занятости.
Факторы, сдвигающие кривую AS:
1.Изменение цен на факторы производства.
2.Изменение производительности факторов производства.
3.Изменение фискальной и денежной политики в долгосрочном периоде.