Функционально-стоимостной анализ
Особую группу приемов экономического анализа составляют приемы непосредственного поиска резервов повышения эффективности производства на базе нахождения оптимального решения. К ним относятся экономико-математические методы, связанные с моделированием, методы линейного и нелинейного программирования, а также специальные методы экономического анализа. Это, в частности, функционально-стоимостной анализ (ФСА).
При проведении ФСА все затраты делятся на две группы: необходимые и излишние. Необходимые затраты – минимальные затраты для изготовления и эксплуатации объекта, выполняющие для него заданные функции. Излишние затраты – все остальные затраты, связанные с наличием в объекте ненужных функций или с неэкономичным решением осуществления необходимых функций. Данные затраты считаются резервом снижения себестоимости и подвергаются анализу. При этом для анализа используется нетрадиционный предметный и функциональный подход, который требует полного абстрагирования от реальной конструкции и сосредоточения внимания на ее функции.
Функционально-стоимостной анализ выполняется в 7 этапов:
1. Выбирается объект анализа, определяются сроки и исполнители проведения. Устанавливается критерий для отбора объекта, порядок отбора объекта.
2. Информационный. Собираются, систематизируются и изучаются данные об объекте анализа.
3. Аналитический. Выявляются функции по конструктивным элементам, проводится их оценка и определяются функциональные зоны с наибольшими затратами. Это основной и наиболее трудоемкий этап. Для каждого конструкторского элемента необходимо определить функции как необходимые, так и вспомогательные. Причем функция должна быть определена двумя словами (существительное и глагол). Все затраты на изготовление конструкторского элемента распределяются по функциям. Определяют, какая функция требует наибольших затрат. Выделяют дорогостоящие, средней стоимости и низкой стоимости затраты. В первую очередь подвергаются анализу первые две группы. Для данного этапа характерно построение матрицы затрат по схеме элемент – функция – затраты.
4. Творческий – основной этап ФСА. Основная цель - разработка альтернативных вариантов экономических способов осуществления функции изделия. Для этого создаются научно-исследовательские группы, которые определяют методы генерации идей, их выработку, систематизацию, оценку. Генерация идей может проходить на основе индивидуальной и коллективной экспертизы, используя следующие методы: метод мозговой атаки (штурма), метод конференции идей, морфологический анализ, метод контрольных вопросов и др. Метод мозговой атаки – собирается творческая группа специалистов и неспециалистов, которые генерируют идеи. Каждый высказывает самые различные идеи без критики. Идеи записываются на магнитофон в течение 50–60 мин. Затем работает группа аналитиков (экспертов), анализируют идеи.
5. Исследовательский. Из числа предложенных вариантов выбирают наиболее рациональные. Составляют различного рода оценочные таблицы, проводится экспертиза выбранных вариантов. По вариантам рассчитываются затраты и варианты сопоставляются.
6. Рекомендательный. Отбор из рациональных вариантов наиболее эффективного. Разрабатываются рекомендации по внедрению выбранного варианта.
7. Внедрение. Разрабатываются рабочие документации изготовления опытного образца, затем проводится испытание, вносятся изменения и осуществляется подготовка к выпуску.
Практическое задание
К выделенным числам следует добавить номер своего варианта, который устанавливается по зачетной книжке.
Задание 1
Имеются следующие данные о деятельности предприятия, представленные в таблице.
№ п/п | Показатели | Усл. об. | План | Отчет | Выполнение плана, % | Отклонение |
Среднесписочная численность специалистов | Ч | |||||
Среднегодовая зарплата 1 специалиста, тыс. руб. | ЗП | |||||
Фонд заработной платы, тыс. руб. | ФЗП |
Напишите факторную модель. Постройте аналитическую таблицу.
Определите влияние факторов на изменение годового фонда зарплаты специалистов. Напишите анализ.
Задание 2
Имеются следующие данные о деятельности предприятия, представленные в таблице:
№ п/п | Показатели | План | Факт | Выполнение плана, % |
Выпуск продукции, млн. руб. | ||||
ССЧ рабочих, чел. | ||||
Производительность труда, млн. руб./чел. | 43,7 |
Напишите факторную модель. Постройте аналитическую таблицу.
Определите влияние факторов на изменение объема выпущенной продукции, используя прием относительных разниц и величин. Напишите анализ.
Задание 3
Плановый и фактический объем выпущенной продукции составил, соответственно, 200 млн. руб. и 266 млн. руб. Агрегатный индекс количества выпущенной продукции составил 1,3.
Определите агрегатный индекс изменения цены и изменение стоимости выпущенной продукции за счет данного фактора.
Задание 4
Общий индекс реализованных услуг в стоимостном выражении составил 1,254 при фактическом объеме реализации 5 016 млн. руб. За счет повышения качества оказываемых услуг цена была увеличена на 10%.
Рассчитайте влияние внешних и внутренних факторов на выполнение задания по реализованным услугам, если за счет инфляции цены выросли на 20%.
Задание 5
Имеются следующие данные о деятельности предприятия, представленные в таблице.
№ п/п | Показатели | Среднесписочная численность, чел. | Средняя заработная плата одного человека, млн. руб. | ||
План | Отчет | План | Отчет | ||
Рабочие | 4,1 | 4,4 | |||
Руководители | 3,9 | 4,3 | |||
Специалисты | 3,5 | 3,4 |
Напишите факторную модель. Постройте аналитическую таблицу.
Рассчитайте влияние факторов на изменение фонда заработной платы, используя прием цепных подстановок, относительных величин.